Действующий

Международный Кодекс безопасности высокоскоростных судов 2000 года (с изменениями на 28 апреля 2022 года)

1 Критерии остойчивости в неповрежденном состоянии

Многокорпусное судно в неповрежденном состоянии при бортовой качке на волнении должно иметь остойчивость, достаточную, чтобы успешно противостоять воздействию либо скопления пассажиров, либо циркуляции на высокой скорости, описанных в 1.4. Остойчивость судна должна считаться достаточной при условии соблюдения положений настоящего пункта.

1.1 Площадь, ограниченная кривой GZ

Площадь (А), ограниченная кривой GZ до угла , должна составлять по меньшей мере:

А = 0,055 х 30°/ (м.рад),


где: - меньший из следующих углов:

.1 угла заливания;

.2 угла, при котором возникает максимальная величина GZ; и

.3 30°.

1.2 Максимальная величина GZ

Максимальная величина GZ должна возникать при угле по меньшей мере 10°.

1.3 Крен, возникающий под воздействием ветра

Плечо кренящего момента под воздействием ветра должно приниматься постоянным при всех углах крена и должно рассчитываться следующим образом:

(м)

     
(м) (см. рис. 1),


где:

= 500 (/26) (Н/м),

- скорость ветра, соответствующая наихудшим предполагаемым условиям (м/с);

А - площадь боковой проекции части судна над наименьшей эксплуатационной ватерлинией (м);

Z - расстояние по вертикали от центра А до точки посередине наименьшей эксплуатационной осадки (м);

- водоизмещение (т).

1.4 Крен ввиду скопления пассажиров или циркуляции на высокой скорости

Крен ввиду скопления пассажиров на одном борту судна или ввиду циркуляции на высокой скорости, в зависимости от того, что приводит к большей его величине, должен применяться в сочетании с плечом кренящего момента, возникающего под воздействием ветра (HL).

1.4.1 Крен ввиду скопления пассажиров

При расчете величины крена ввиду скопления пассажиров должно быть определено плечо кренящего момента, возникающего в результате скопления пассажиров, с использованием допущений, указанных в 2.10 настоящего Кодекса.

1.4.2 Крен ввиду циркуляции на высокой скорости

При расчете величины крена ввиду циркуляции на высокой скорости должно быть определено плечо кренящего момента, возникающего в результате циркуляции на высокой скорости, с использованием следующей формулы или равноценного метода, специально разработанного для рассматриваемого типа судна или испытания или данных модельных испытаний:

(м),