Действующий

Международный Кодекс безопасности высокоскоростных судов 2000 года (с изменениями на 28 апреля 2022 года)

4 Анализ характера и последствий отказов систем

4.1 Перед тем как приступить к подробному АХПО в отношении последствий отказа элементов системы для работы всей системы, необходимо выполнить функциональный анализ отказов важных судовых систем. Таким образом, исследования с помощью более подробных АХПО необходимы только для тех систем, которые не удовлетворили функциональному анализу отказов.

4.2 При выполнении АХПО системы должны учитываться следующие типичные режимы эксплуатации в нормальных расчетных условиях окружающей судно среды:

.1 нормальные мореходные условия на полной скорости;

.2 максимально допустимая эксплуатационная скорость в водах с оживленным движением судов; и

.3 маневрирование во время швартовки.

4.3 Для понимания последствий отказов функциональную взаимозависимость этих систем следует также показывать либо на блок-схемах или древовидных схемах отказов, либо давать в описательной форме. Насколько это применимо, предполагается, что отказ каждой из подвергаемых анализу систем происходит при следующих характерах отказов:

.1 полная потеря функции;

.2 быстрый переход к работе с максимальной или минимальной мощностью;

.3 работа с неуправляемой или переменной мощностью;

.4 преждевременное срабатывание;

.5 невозможность срабатывания в установленное время; и

.6 невозможность прекращения работы в установленное время.

В зависимости от рассматриваемой системы может возникнуть необходимость принимать во внимание другие характеры отказов.

4.4 Если отказ системы может происходить без какого-либо опасного или катастрофического последствия, нет необходимости выполнять подробный АХПО структуры системы. В отношении систем, отдельный отказ которых может вызывать опасные или катастрофические последствия, а резервная система не предусмотрена, следует выполнять подробный АХПО, указанный в нижеследующих пунктах. Результаты анализа функционального отказа системы должны документироваться и подтверждаться программой практических испытаний, составленной на основании анализа.

4.5 Если для системы, отказ которой может вызвать опасное или катастрофическое последствие, предусмотрена резервная система, подробный АХПО может не требоваться, при условии что:

.1 резервная система может быть введена в действие или может взять на себя функции отказавшей системы в течение предельного срока, обусловленного наиболее тяжелым режимом эксплуатации, указанным в 4.2, не подвергая судно опасности;

.2 резервная система полностью независима от отказавшей системы и не использует какой-либо общий для них элемент системы, отказ которого вызвал бы отказ как основной системы, так и резервной системы. Общий элемент двух систем может допускаться, если вероятность отказа соответствует разделу 13; и

.3 резервная система может использовать один и тот же источник энергии, что и система. В этом случае должен находиться в готовности запасной источник энергии с учетом требований .1.

Следует также учитывать вероятность и последствия внесения оператором ошибки в резервную систему.