Действующий

Международный Кодекс безопасности высокоскоростных судов 2000 года (с изменениями на 28 апреля 2022 года)

2 Термины, связанные с вероятностями

Различные нежелательные события могут иметь различную степень допустимой вероятности. В связи с этим представляется удобным договориться об использовании стандартизированных выражений для обозначения относительно допустимых уровней вероятности различных происшествий, т.е. установить процедуру их качественной классификации.

2.1 Происшествия

2.1.1 "Происшествие" - состояние, характеризующееся потенциальным снижением уровня безопасности.

2.1.2 "Отказ" - происшествие, при котором одна или несколько частей судна повреждены или имеют нарушения в работе, например, разнос двигателя. Сюда относятся:

.1 единичный отказ;

.2 совокупность независимых отказов в системе;

.3 совокупность независимых отказов, затрагивающих более чем одну систему, с учетом:

.3.1 любого необнаруженного отказа, который уже имеет место;

.3.2 таких дальнейших отказов*, которые с достаточной вероятностью могут последовать за рассматриваемым отказом; и

________________

* При оценке дальнейших возможных отказов следует учитывать, что они могут привести к более тяжелым рабочим условиям для элементов, которые к этому времени еще не имеют повреждений.


.4 отказ по общей причине (отказ более чем одного элемента или системы по одной и той же причине).

2.1.3 "Событие" - происшествие, источник которого находится за пределами судна (например, волны).

2.1.4 "Ошибка" - происшествие, возникающее в результате неправильных действий экипажа или обслуживающего персонала.

2.2 Вероятность происшествий

2.2.1 "Частое" - происшествие, которое может происходить часто в течение срока службы определенного судна.

2.2.2 "Достаточно вероятное" - происшествие, возникновение которого часто маловероятно, но которое может произойти несколько раз за весь срок службы определенного судна.

2.2.3 "Повторяющееся" - термин, охватывающий весь диапазон частых и достаточно вероятных происшествий.

2.2.4 "Маловероятное" - происшествие, вероятность которого на каждом судне мала, но которое может иметь место на небольшом количестве однотипных судов в течение всего срока службы большого количества судов этого же типа.

2.2.5 "Крайне маловероятное" - происшествие, вероятность которого мала, если рассматривать весь срок службы большого количества однотипных судов, но которое, тем не менее, должно рассматриваться как возможное.

2.2.6 "Крайне невероятное" - происшествие настолько крайне маловероятное, что оно не должно рассматриваться как возможное.

2.3 Последствия

2.3.1 "Последствие" - ситуация, возникающая в результате происшествия.

2.3.2 "Малое последствие" - последствие, которое может иметь место вследствие отказа, события или ошибки, определенных в 2.1.2, 2.1.3 и 2.1.4, и которое может быть быстро устранено силами экипажа. Оно может привести к:

.1 небольшому увеличению занятости экипажа или трудностей, связанных с выполнением им своих обязанностей; или

.2 умеренному ухудшению характеристик управления; или

.3 незначительному изменению допустимых условий эксплуатации.

2.3.3 "Значительное последствие" - последствие, которое приводит к:

.1 значительному увеличению занятости экипажа или трудностей, связанных с выполнением им своих обязанностей, что само по себе должно быть по силам подготовленному экипажу при условии, что одновременно не имеет место еще одно значительное последствие; или