Действующий

Международный Кодекс безопасности высокоскоростных судов 2000 года (с изменениями на 28 апреля 2022 года)

1 Введение

1.1 Для обычных судов представлялось возможным достаточно подробно регламентировать некоторые аспекты проектирования или постройки в соответствии с определенной степенью риска, которая в течение многих лет интуитивно допускалась без необходимости ее определения.

1.2 Когда началась разработка крупнотоннажных высокоскоростных судов, этот необходимый опыт в основном отсутствовал. Однако с учетом широкого принятия в настоящее время вероятностной концепции для оценки безопасности в рамках отрасли в целом предполагается, что для оказания помощи в оценке безопасности эксплуатации высокоскоростных судов может использоваться анализ отказов.

1.3 С целью определения и изучения условий, при которых могут возникнуть важные отказы, необходимо проводить практическую, реалистичную и документированную оценку характеристик судна и входящих в него систем в отношении отказов.

1.4 В настоящем приложении описан анализ характера и последствий отказов (АХПО) и приведено руководство относительно его возможного применения путем:

.1 пояснения основных принципов;

.2 предоставления методики, необходимой для выполнения анализа;

.3 определения соответствующих терминов, допущений, мер и характера отказов; и

.4 показа примеров необходимых форм рабочих таблиц учета.

1.5 АХПО для высокоскоростных судов основан на концепции единичного отказа, согласно которой предполагается, что каждая система на различных уровнях функциональной иерархии системы отказывает по одной вероятной причине в какое-то время. Последствия обусловленного отказа анализируются и классифицируются в соответствии со степенью их тяжести. Такие последствия могут включать отказы вторичного свойства (или разветвленные отказы) на другом уровне (уровнях). Отказ любого характера, который может вызвать катастрофическое последствие для судна, должен предотвращаться путем резервирования систем или оборудования, если такой отказ не является крайне невероятным (см. раздел 13). Вместо этого в случае отказа, характер которого имеет опасные последствия, могут допускаться предупредительные меры. Для подтверждения выводов АХПО должна составляться программа испытаний.

1.6 Хотя АХПО предлагается в качестве одного из наиболее гибких аналитических методов, признается, что есть другие методы, которые могут быть использованы и которые в некоторых обстоятельствах могут способствовать в равной степени всестороннему пониманию характеристик определенных отказов.