Действующий

Международный Кодекс безопасности высокоскоростных судов 2000 года (с изменениями на 28 апреля 2022 года)

17.5 Управляемость и маневренность

17.5.1 В наставлении по эксплуатации судна должны быть предусмотрены инструкции для членов экипажа относительно требуемых действий и ограничений судна после предполагаемых отказов.

17.5.2 Усилия, требуемые для манипулирования органами управления при наихудших предполагаемых условиях эксплуатации, должны быть такими, чтобы член экипажа, осуществляющий управление, чрезмерно не утомлялся и чтобы его не отвлекали операции, необходимые для безопасного управления судном.

17.5.3 Судно должно быть управляемым и способным осуществлять все маневры, необходимые для его безопасной эксплуатации во всех условиях, вплоть до критических проектных условий.

17.5.4.1 При определении эксплуатационных ограничений судна особое внимание должно быть обращено на следующие аспекты при нормальной работе судна, а также во время и после отказов:

.1 рыскание;

.2 поворотливость;

.3 авторулевой и характеристики управления рулем;

.4 остановка в нормальных и аварийных условиях;

.5 устойчивость в неводоизмещающем режиме относительно трех осей и при вертикальной качке;

.6 дифферент;

.7 бортовая качка;

.8 зарывание в воду;

.9 ограничения подъемной силы;

.10 брочинг;

.11 слеминг; и

.12 клевание носом.

17.5.4.2 Термины, указанные в 17.5.4.1.2, .6, .7 и .11, определяются следующим образом:

.1 "Поворотливость" - скорость изменения направления движения судна, идущего с нормальной максимальной эксплуатационной скоростью при предписанных условиях волнения и ветра.

.2 "Зарывание в воду" - непроизвольное движение, вызывающее длительное увеличение лобового сопротивления судна на воздушной подушке при его движении, обычно связанное с частичным разрушением воздушной подушки.

.3 "Ограничения подъемной силы" - ограничения, налагаемые на механизмы и узлы, создающие подъемную силу.

.4 "Слеминг" - удары о воду нижней части корпуса в районе носа судна.