10.2 Меры, связанные с жидким топливом, смазочными маслами и другими воспламеняющимися нефтепродуктами
10.2.1 Положения 7.1.2.2 должны применяться к использованию нефтепродуктов в качестве топлива.
10.2.2 Трубопроводы для подачи жидкого топлива, смазочных масел и других воспламеняющихся нефтепродуктов должны быть экранированы или защищены другим подходящим способом, чтобы избежать, насколько это практически возможно, разбрызгивания или утечки нефтепродуктов на горячие поверхности, в воздухозаборники механизмов или другие источники воспламенения. Количество соединений в таких системах трубопроводов должно быть минимальным. Гибкие соединения, проводящие воспламеняющиеся жидкости, должны быть одобренного типа.
10.2.3 Жидкое топливо, смазочные масла и другие воспламеняющиеся нефтепродукты не должны перекачиваться в районы, находящиеся в нос от общественных помещений и жилых помещений экипажа.
Меры, связанные с жидким топливом
10.2.4 На судне, использующем жидкое топливо, меры по хранению, распределению и использованию жидкого топлива должны быть такими, чтобы обеспечивалась безопасность судна и находящихся на нем людей, и должны отвечать по меньшей мере следующему.
10.2.4.1 Насколько это практически возможно, никакие участки топливной системы, содержащие подогретое топливо под давлением, превышающим 0,18 Н/мм, не должны располагаться в закрытом месте, в котором нельзя быстро обнаружить повреждения и утечки в системе. В районе таких участков топливной системы машинные помещения должны иметь достаточное освещение.
10.2.4.2 При всех нормальных условиях вентиляция машинных помещений должна быть достаточной для предотвращения скопления паров нефтепродуктов.
10.2.4.3 Топливные цистерны должны располагаться в соответствии с 7.5.2.
10.2.4.4 Ни одна топливная цистерна не должна размещаться там, где разлив или утечка топлива из нее могут создать опасность в результате попадания топлива на нагретые поверхности. См. указанные в 7.5 требования к пожарной безопасности.
10.2.4.5 Топливные трубопроводы должны быть оборудованы кранами или клапанами в соответствии с 7.5.3.
10.2.4.6 Если необходимо, каждая топливная цистерна должна быть оборудована "ловушками" или сливными желобами для сбора возможных протечек топлива из таких цистерн.
10.2.4.7 Должны быть предусмотрены безопасные и эффективные средства для замера количества жидкого топлива, содержащегося в любой топливной цистерне.
10.2.4.7.1 Если используются измерительные трубки, их верхние концы не должны выводиться в какое-либо помещение, где может возникнуть опасность воспламенения вследствие утечек из этих трубок. В частности, они не должны выводиться в общественные помещения, жилые помещения экипажа или машинные помещения. Верхние концы измерительных трубок должны быть снабжены надлежащими средствами закрытия, и должны быть предусмотрены меры, предотвращающие разлив во время операций по заправке топливом.
10.2.4.7.2 Вместо измерительных трубок могут использоваться другие указатели уровня топлива. Такие средства должны отвечать следующим требованиям:
.1 На пассажирских судах для таких средств не должны требоваться отверстия ниже верхней плоскости цистерны, и их повреждение или переполнение цистерны не должны приводить к утечке топлива.
.2 Применение цилиндрических стекол в указателях уровня запрещается. На грузовых судах Администрация может разрешить применение указателей уровня топлива с плоскими стеклами и самозакрывающимися клапанами, установленными между указателями уровня и топливными цистернами. Такие другие средства должны быть приемлемыми для Администрации и должны содержаться в надлежащем состоянии с целью обеспечения их бесперебойной и точной работы в процессе эксплуатации.
10.2.4.8 Должны быть приняты меры для предотвращения возникновения избыточного давления в любой топливной цистерне или в любой части топливной системы, включая заправочные и любые наполнительные трубы, обслуживаемые судовыми насосами. Любые предохранительные клапаны и воздушные или переливные трубы должны производить слив в безопасное место, если нет опасности пожара или взрыва в результате появления нефти или паров, и не должны выходить в помещения для экипажа, пассажирские помещения, помещения специальной категории, помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки (за исключением открытых помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки), машинные или подобные помещения. Если температура вспышки топлива менее 43°С, такие клапаны и трубы должны иметь на концах пламегасители в соответствии со стандартами, разработанными Организацией.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)
10.2.4.9 Топливные трубопроводы, их клапаны и арматура должны быть из стали или другого одобренного материала, однако может быть допущено ограниченное применение гибких шлангов в местах, где, по мнению Администрации, они необходимы. Такие гибкие шланги и их концевые соединения должны быть из одобренных огнестойких материалов достаточной прочности и должны быть изготовлены в соответствии с требованиями Администрации.
Меры, связанные со смазочными маслами
10.2.5 Меры по хранению, распределению и использованию смазочных масел, применяемых в системах смазки под давлением, должны обеспечивать безопасность судна и находящихся на нем людей. Такие меры в машинных помещениях и, когда это практически возможно, в помещениях вспомогательных механизмов должны по меньшей мере отвечать положениям 10.2.4.1 и 10.2.4.4-10.2.4.8, за исключением того, что:
.1 это не препятствует использованию в системах смазки смотровых стекол протока, если испытаниями установлено, что они имеют достаточную степень огнестойкости;
.2 в машинных помещениях может быть разрешена установка измерительных трубок, если они снабжены соответствующими средствами закрытия; и
.3 цистерны для хранения смазочных масел вместимостью менее 500 л могут допускаться без клапанов с дистанционным управлением, как требуется в 10.2.4.5.
Меры, связанные с другими воспламеняющимися нефтепродуктами
10.2.6 Меры по хранению, распределению и использованию других воспламеняющихся нефтепродуктов, применяемых под давлением в системах передачи энергии, в системах управления и пуска и в нагревательных системах, должны обеспечивать безопасность судна и находящихся на нем людей. В местах, где имеются источники воспламенения, такие меры должны по меньшей мере отвечать положениям 10.2.4.4 и 10.2.4.7, а в отношении прочности и конструкции - положениям 10.2.4.8 и 10.2.4.9.
Меры, связанные с машинными помещениями
10.2.7 В дополнение к требованиям 10.2.1-10.2.6 топливная система и система смазки должны отвечать следующим требованиям.