Действующий

Международный Кодекс безопасности высокоскоростных судов 2000 года (с изменениями на 28 апреля 2022 года)

7.7 Системы обнаружения и тушения пожара

7.7.1 Системы обнаружения пожара

Для зон повышенной и умеренной пожароопасности и других выгороженных помещений, в которых постоянно не находятся люди, в пределах общественных помещений и жилых помещений экипажа, таких как туалеты, выгородки трапов, коридоры и пути эвакуации, должны быть предусмотрены одобренная автоматическая система дымообнаружения и ручные извешатели, отвечающие требованиям 7.7.1.1 и 7.7.1.3, указывающие на посту управления очаг пожара во всех нормальных условиях эксплуатации установок. В постах управления, в которых постоянно не находятся люди (например, помещения аварийных генераторов), ручные извещатели могут не предусматриваться. На камбузах вместо дымовых извещателей могут устанавливаться тепловые извещатели. Отделения главных механизмов должны, кроме того, иметь автоматические извещатели, срабатывающие под воздействием иных, чем дым, факторов, и за ними должно вестись наблюдение с помощью телевизионных камер, контролируемых из рубки управления. Ручные извещатели должны устанавливаться в общественных помещениях, в жилых помещениях экипажа, коридорах, выгородках трапов, служебных помещениях и, если необходимо, на постах управления. У каждого выхода из этих помещений и из зон повышенной пожароопасности должно находиться по одному ручному извещателю.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)

7.7.1.1 Общие требования

.1 Любая требуемая стационарная система сигнализации обнаружения пожара с ручными извещателями должна быть в постоянной готовности к немедленному срабатыванию.

.2 Должен осуществляться контроль за источниками питания и электрическими цепями, необходимыми для работы системы, с целью обнаружения потери питания или неисправностей, в зависимости от случая. В случае неисправности на панели управления должен включаться световой и звуковой сигнал о неисправности, который должен отличаться от сигнала о пожаре.

.3 Для электрического оборудования, применяемого в стационарной системе сигнализации обнаружения пожара, должно быть предусмотрено не менее двух источников энергии, один из которых должен быть аварийным. Питание должно осуществляться по отдельным кабелям, предназначенным только для этой цели. Такие кабели должны идти к автоматическому переключателю, расположенному на панели управления системы обнаружения пожара или вблизи нее.

.4 Автоматические и ручные извещатели должны быть сгруппированы в лучи, каждый из которых должен включать группу автоматических и ручных извещателей, указанную на панели(ях) сигнализации, требуемой(ых) настоящим пунктом. Срабатывание любого автоматического или ручного извещателя должно вызывать включение на панели управления и на панелях сигнализации светового и звукового сигналов о пожаре. Если в течение двух минут эти сигналы не привлекут внимания, во всех жилых помещениях экипажа и служебных помещениях, в постах управления, а также в машинных помещениях автоматически должен подаваться звуковой сигнал тревоги. Не должно быть задержки в подаче звуковых сигналов в районах расположения жилых помещений экипажа, если все посты управления оставлены без присмотра. Система подачи звукового сигнала тревоги может не являться составной частью системы обнаружения пожара.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)

.5 Панель управления должна располагаться в рубке управления или на центральном пожарном посту.

.6 Панели сигнализации должны, как минимум, указывать луч, в котором сработал автоматический или ручной извещатель. По меньшей мере одна из панелей должна быть расположена так, чтобы она всегда была легко доступна для ответственных членов экипажа при нахождении судна в море или в порту, кроме случаев, когда судно выведено из эксплуатации. Если панель управления расположена в помещении, ином чем рубка управления, одна из панелей сигнализации должна находиться в рубке управления.

.7 На каждой панели сигнализации или вблизи нее должна иметься четкая информация об обслуживаемых помещениях и о расположении лучей.

.8 Если в систему обнаружения пожара не входят средства дистанционного определения места возникновения пожара каждым отдельным автоматическим извещателем, обычно не должно разрешаться обслуживание каким-либо лучом более чем одной палубы в пределах общественных помещений, жилых помещений экипажа, коридоров, служебных помещений и постов управления, за исключением луча, обслуживающего выгородку трапа. Во избежание промедления в установлении источника пожара количество выгороженных помещений, обслуживаемых каждым лучом, должно быть ограничено в соответствии с требованиями Администрации. В любом случае не разрешается обслуживание каким-либо лучом более 50 выгороженных помещений. Если система обнаружения пожара позволяет дистанционно определять место возникновения пожара каждым отдельным автоматическим извещателем, лучи могут обслуживать несколько палуб и любое количество выгороженных помещений.

.9 На пассажирских судах, если отсутствует система обнаружения пожара, способная дистанционно определять место возникновения пожара каждым отдельным автоматическим извещателем, один и тот же луч автоматических извещателей не должен обслуживать помещения, расположенные по обоим бортам судна или более чем на одной палубе, и не должен располагаться более чем в одной зоне в соответствии с 7.11.1. На пассажирских судах, оборудованных системой обнаружения пожара, способной определять место возникновения пожара каждым отдельным автоматическим извещателем, один луч может обслуживать помещения, расположенные по обоим бортам судна и на нескольких палубах. Несмотря на предыдущие требования настоящего пункта, Администрация может допустить обслуживание одним и тем же лучом автоматических извещателей помещений более чем на одной палубе, если такие помещения расположены в носовой или кормовой оконечностях судна или устроены таким образом, что являются общими помещениями на различных палубах (например, вентиляторные отделения, камбузы, общественные помещения и т.д.).

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)

.10 Луч автоматических пожарных извещателей, обслуживающий пост управления, служебное помещение, общественное помещение, жилое помещение экипажа, коридор или выгородку трапа, не должен обслуживать машинное помещение повышенной пожароопасности. В отношении системы обнаружения пожара с дистанционным определением места возникновения пожара отдельными автоматическими извещателями это требование выполняется, если никакие машинные помещения большой пожароопасности не включены в какую-либо петлю (электрическая цепь, последовательно соединяющая автоматические извещатели различных лучей и подключенная (вход и выход) к панели(ям) сигнализации), охватывающую жилые помещения, служебные помещения и посты управления.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)

.11 Автоматические извещатели должны срабатывать под воздействием тепла, дыма или других продуктов горения, пламени или любого сочетания этих факторов. Администрация может рассмотреть возможность применения автоматических извещателей, срабатывающих под воздействием других факторов, указывающих на возникновение пожара, при условии что они являются не менее чувствительными, чем извещатели, срабатывающие под воздействием указанных выше факторов. Световые извещатели должны применяться лишь как дополнение к дымовым или тепловым извещателям.

.12 Должны быть предусмотрены соответствующие инструкции и запасные части, необходимые для проведения испытаний и технического обслуживания.

.13 Функционирование системы обнаружения должно периодически проверяться с помощью оборудования, вырабатывающего горячий воздух соответствующей температуры, дым или аэрозольные частицы, имеющие соответствующий диапазон плотности или размер частиц, либо другие элементы, связанные с началом пожара, на которые должен реагировать автоматический извещатель. Все автоматические извещатели должны быть такого типа, чтобы они могли испытываться на правильное срабатывание и возвращаться в режим нормальной работы без замены каких-либо элементов.

.14 Система обнаружения пожара не должна использоваться для какой-либо другой цели, за исключением того, что панель управления может использоваться для приведения в действие одного или более устройств из следующих:

.1 системы оповещения;

.2 выключателей вентиляторов;

.3 закрытия пожарных дверей;

.4 закрытия противопожарных и дымовых заслонок; и

.5 спринклерной системы.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)

.15 Системы обнаружения пожара, в которых все автоматические пожарные извещатели могут по отдельности определять место возникновения пожара (т.е. могут определять возникновение пожара в отдельной зоне), должны быть устроены так, чтобы: