7.5 Цистерны и системы для топлива и других воспламеняющихся жидкостей
7.5.1 Цистерны для топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей должны быть отделены от помещений для пассажиров, экипажа и от багажных отсеков газонепроницаемыми выгородками или коффердамами, которые соответствующим образом вентилируются и осушаются.
7.5.2 Топливные цистерны не должны располагаться в зонах повышенной пожароопасности и не должны составлять часть какой-либо ограничивающей конструкции таких зон. Однако легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 60°С могут располагаться в таких зонах при условии, что цистерны изготовлены из стали или другого равноценного материала. Допускается использование алюминия в конструкции сточных цистерн для смазочного масла из двигателей или в конструкции корпусов фильтров смазочного масла, являющихся неотъемлемой частью двигателей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)
7.5.3 Каждый топливный трубопровод, повреждение которого может вызвать утечку топлива из цистерны для хранения, отстойной или расходной цистерны, должен быть оборудован краном или клапаном, установленным непосредственно на цистерне, который в случае пожара в помещении, где расположены такие цистерны, может быть закрыт с безопасного места вне данного помещения.
7.5.4 Трубы и клапаны для легковоспламеняющихся жидкостей, а также их соединения должны быть изготовлены из стали или такого другого материала, который отвечает стандарту в отношении прочности и огнестойкости с учетом рабочего давления и помещений, в которых они установлены. Там, где это возможно, следует избегать применения гибких шлангов.
7.5.5 Трубы и клапаны для легковоспламеняющихся жидкостей, а также их соединения должны располагаться, насколько это практически возможно, на значительном удалении от горячих поверхностей или воздухозаборников машинных установок, электрического оборудования и других потенциальных источников воспламенения и должны быть расположены или экранированы так, чтобы свести к минимуму возможность контакта вытекающей жидкости с такими источниками воспламенения.
7.5.6 Топливо с температурой вспышки ниже 35°С не должно использоваться. На каждом судне, использующем топливо с температурой вспышки ниже 43°С, меры по его хранению, распределению и использованию должны обеспечивать, с учетом опасности пожара и взрыва, к которым может привести использование топлива, поддержание безопасности судна и находящихся на нем людей. В дополнение к требованиям 7.5.1-7.5.5 такие меры должны отвечать следующим положениям:
.1 цистерны для хранения такого топлива должны располагаться вне любого машинного помещения на расстоянии не менее 760 мм по направлению к диаметральной плоскости судна от бортовой и днищевой обшивки, а также от палуб и переборок;
.2 должны быть предусмотрены устройства для предотвращения возникновения избыточного давления в любой топливной цистерне или в любой части топливной системы, включая наполнительные трубы. Любые предохранительные клапаны и воздушные или переливные трубы должны производить слив в такое место, которое, по мнению Администрации, является безопасным;
.3 помещения, в которых расположены топливные цистерны, должны иметь искусственную вентиляцию с использованием вытяжных вентиляторов, обеспечивающих не менее шести воздухообменов в час. Вентиляторы должны быть такими, чтобы избегалась вероятность воспламенения легковоспламеняющихся смесей газа и воздуха. Приемные и выпускные вентиляционные отверстия должны быть снабжены соответствующими защитными проволочными сетками. Вытяжные трубы должны выводиться в такое место, которое, по мнению Администрации, является безопасным. У входов в такие помещения должны быть вывешены надписи "Не курить";
.4 заземленные электрораспределительные системы не должны использоваться, за исключением заземленных безопасных по своей природе цепей;
.5 во всех помещениях, где может происходить утечка топлива, включая систему вентиляции, должно использоваться соответствующее одобренное электрическое оборудование безопасного типа. В таких помещениях должны устанавливаться только электрическое оборудование и арматура, крайне необходимые для эксплуатации судна;
.6 в каждом помещении, через которое проходят топливные трубопроводы, должна быть установлена стационарная система обнаружения паров, при этом на посту управления с постоянной вахтой должна быть предусмотрена аварийно-предупредительная сигнализация;
.7 если необходимо, каждая топливная цистерна должна быть оборудована "ловушками" или сливными желобами для сбора возможных протечек топлива из такой цистерны;
.8 должны быть предусмотрены безопасные и эффективные средства для замера количества топлива, содержащегося в любой цистерне. Измерительные трубки не должны выводиться в какое-либо помещение, где может возникнуть опасность воспламенения вследствие утечек из этих трубок. В частности, они не должны выводиться в пассажирские помещения или помещения экипажа. Применение цилиндрических стекол в указателях уровня запрещается, за исключением грузовых судов, на которых Администрация может разрешить применение указателей уровня топлива с плоскими стеклами и самозакрывающимися клапанами, установленными между указателями уровня и топливными цистернами. Могут допускаться другие средства для замера количества топлива, содержащегося в любой цистерне, если для таких средств не требуются отверстия ниже верхней плоскости цистерны, и при условии, что их повреждение или перелив цистерны не приводят к утечке топлива;
.9 во время операций по бункеровке пассажиры не должны находиться на борту судна или вблизи станции приема топлива, и должны быть вывешены надлежащие надписи, запрещающие курение и использование открытых источников света. Соединения для подачи топлива с берега на судно должны быть закрытого типа и соответствующим образом заземлены во время операций по бункеровке;
.10 системы обнаружения пожара и пожаротушения в помещениях, где расположены невстроенные топливные цистерны, должны быть предусмотрены в соответствии с требованиями 7.7.1-7.7.4; и
.11 заправка судна топливом должна производиться на одобренных сооружениях для заправки топливом, подробно указанных в путевом наставлении по эксплуатации, на которых предусмотрено следующее противопожарное оборудование:
.11.1 соответствующая пенная система пожаротушения, состоящая из лафетных стволов и пенообразующих патрубков, обеспечивающих подачу пенного раствора с интенсивностью не менее 500 л/мин в течение не менее 10 мин;
.11.2 порошковые огнетушители общей массой заряда не менее 50 кг; и
.11.3 углекислотные огнетушители общей массой заряда не менее 16 кг.