Действующий

Международный Кодекс безопасности высокоскоростных судов 2000 года (с изменениями на 28 апреля 2022 года)

4.7 Выходы и пути эвакуации

4.7.1 Для обеспечения немедленной помощи со стороны экипажа в аварийной ситуации жилые помещения экипажа, включая любые каюты, должны быть размещены с должным учетом удобного, безопасного и быстрого прохода в общественные помещения из внутренних помещений судна. По той же самой причине должен быть предусмотрен удобный, безопасный и быстрый проход из рубки управления в общественные помещения.

4.7.2 Конструкция судна должна быть такой, чтобы все находящиеся на нем люди могли безопасно эвакуироваться с судна в спасательные шлюпки и на плоты при всех аварийных условиях в дневное и ночное время. Должны быть продемонстрированы расположение всех выходов, которые могут быть использованы при аварии, и всех спасательных средств, осуществимость способа эвакуации, а также время, необходимое для эвакуации всех пассажиров и экипажа.

4.7.3 Общественные помещения, пути эвакуации, выходы, места хранения спасательных жилетов и спасательных шлюпок или плотов, а также места посадки должны иметь хорошо заметную и долговечную маркировку и должны быть освещены согласно требованиям главы 12.

4.7.4 В каждом закрытом общественном помещении и подобном постоянно закрытом помещении, выделенном для пассажиров или экипажа, должно быть предусмотрено не менее двух выходов, расположенных настолько далеко друг от друга, насколько это практически возможно. Все выходы должны четко указывать направления к месту эвакуации и безопасным зонам. На судах категории А и грузовых судах по меньшей мере один выход должен обеспечивать проход к месту эвакуации, обслуживающему людей, находящихся в рассматриваемом закрытом помещении, а все другие выходы должны обеспечивать проход к месту на открытой палубе, откуда обеспечен проход к месту эвакуации. На судах категории В выходы должны обеспечивать проход к запасному безопасному району, требуемому 7.11.1; могут допускаться внешние пути, при условии что они отвечают требованиям 4.7.3 и 4.7.11.

4.7.5 В соответствии с 7.4.4.1 и 7.11.1 может потребоваться разделение общественных помещений на зоны для обеспечения убежища на случай пожара.

4.7.6 Двери выходов должны быть такой конструкции, чтобы их можно было легко открывать и закрывать изнутри и снаружи судна при дневном свете и в темноте. Средства управления дверями должны быть хорошо видимыми, быстродействующими и обладать достаточной прочностью. Двери вдоль путей эвакуации, когда это уместно, должны открываться в направлении потока эвакуации из обслуживаемого помещения.

4.7.7 Приспособления для закрывания выходов, а также для запирания их на защелки и замки должны быть такими, чтобы соответствующий член экипажа путем непосредственного осмотра либо с помощью индикатора мог легко обнаружить, что двери закрыты и находятся в безопасном рабочем состоянии. Конструкция внешних дверей должна быть такой, чтобы свести к минимуму вероятность заклинивания их льдом или мусором.

4.7.8 На судне должно быть достаточное количество выходов, способствующих быстрой и беспрепятственной эвакуации людей с надетыми одобренными спасательными жилетами в аварийных условиях, таких, как повреждение при столкновении или пожар.

4.7.9 Возле выходов должно быть предусмотрено достаточное пространство для члена экипажа, с тем чтобы обеспечить быструю эвакуацию пассажиров.

4.7.10 Для ориентирования пассажиров все выходы вместе со средствами их открывания должны иметь надлежащую маркировку. Должна быть предусмотрена четкая маркировка, в том числе указывающая на местонахождение схемы противопожарной защиты, для ориентирования спасательного персонала, находящегося вне судна.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)

4.7.11 Ступеньки, трапы, т.д., предусмотренные для прохода из внутренних помещений к выходам, должны иметь жесткую конструкцию и быть постоянно закреплены. Во всех необходимых местах должны быть предусмотрены постоянные поручни, с тем чтобы помочь пассажирам, пользующимся выходами, причем поручни должны быть подходящими для пользования при любых возможных углах крена и дифферента судна.

4.7.12 Для каждого человека должно быть предусмотрено не менее двух беспрепятственных путей эвакуации. Пути эвакуации должны быть расположены так, чтобы в случае любых вероятных повреждений или в аварийных условиях были доступны надлежащие средства эвакуации; пути эвакуации должны иметь достаточное освещение, обеспечиваемое основным и аварийным источниками электроэнергии. Двери, обеспечивающие эвакуацию из помещения, должны по возможности располагаться в противоположных концах помещения. Если двери, обеспечивающие эвакуацию из помещения, располагаются в одном конце помещения, то расстояние между этими дверями должно превышать максимальную длину помещения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)

4.7.13 Ширина коридоров, дверных проемов и трапов, которые являются частью путей эвакуации, должна быть не менее 900 мм для пассажирского судна и 700 мм - для грузового судна. Данная ширина может быть уменьшена до 600 мм для коридоров, дверных проемов и трапов, обслуживающих помещения, в которых обычно не работают люди. На путях эвакуации не должно быть выступов, которые могут причинять телесные повреждения, повреждать спасательные жилеты, за которые может зацепиться одежда или которые могут препятствовать эвакуации инвалидов. Требования настоящего пункта не применяются к проходам (проходы вдоль судна, отделяющие районы для сидения) или к помещениям между смежными рядами кресел. Однако ширина проходов и шаг кресел должны быть такими, чтобы судно отвечало положениям раздела 4.8.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)

4.7.14 Помещения специальной категории, используемые для перевозки автомобилей, должны быть оборудованы проходами, ведущими к безопасным путям эвакуации, шириной по меньшей мере 600 мм.

(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82))     

____________________________________________________________________

Пункты 4.7.14-4.7.16 предыдущей редакции с 1 июля 2008 года считаются соответственно пункты 4.7.15-4.7.17 настоящей редакции - резолюция КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82).

____________________________________________________________________   

4.7.15 Должны быть предусмотрены надлежащие надписи, указывающие пассажирам направление к выходам.

4.7.16 На судне должны быть предусмотрены меры по обеспечению мест посадки надлежащим оборудованием для эвакуации пассажиров в спасательные шлюпки и на плоты. Такие меры должны включать поручни, нескользящее покрытие посадочной палубы, а также достаточное пространство, свободное от скоб, кнехтов и подобной арматуры.

4.7.17 Помещения главных механизмов и помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должны быть обеспечены двумя путями эвакуации, ведущими к месту, находящемуся вне этих помещений, из которого имеется безопасный путь к местам эвакуации. Один из путей эвакуации из помещений главных механизмов не должен предусматривать непосредственный проход в любое из помещений с горизонтальным способом погрузки и выгрузки. Помещения главных механизмов, имеющие длину менее 5 м, которые обычно не посещаются или в которых постоянно не находятся люди, могут обеспечиваться одним средством эвакуации. По меньшей мере один путь эвакуации из машинного помещения должен быть либо трапом, ведущим к двери или люку (не являющемуся горизонтальным фановым люком), либо дверью, расположенной в нижней части этого помещения и обеспечивающей доступ к смежному отсеку, из которого обеспечивается безопасный путь эвакуации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82). - См. предыдущую редакцию)

4.7.18 Помещения, редко посещаемые членами экипажа, могут иметь только один путь эвакуации, при условии что он независим от водонепроницаемых дверей.

(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2008 года резолюцией КБМ от 8 декабря 2006 года N MSC.222(82))