ПРИКАЗ
от 18 февраля 2013 года N 64
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мероприятиях по реализации демографической политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2343)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее - методические рекомендации).
2. Департаменту занятости населения (С.М.Нечаева), Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В.Самарина), Департаменту оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С.Маслова) давать разъяснения, связанные с применением методических рекомендаций.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В.Блинову.
Министр М.А.Топилин
Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мероприятиях по реализации демографической политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2343) в целях унификации подходов к разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее - методические рекомендации).
2. Методические рекомендации содержат единые подходы к разработке мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и расчету численности женщин, на которых распространяются указанные меры.
3. Методические рекомендации определяют показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (далее - показатели), и порядок их расчета.
4. В целях создания условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью и профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатываются региональные программы (комплексы мер, планы мероприятий), утверждаемые в установленном порядке, включающие следующие направления:
обеспечение доступности дошкольных образовательных организациях, детских оздоровительных организациях;
применение гибких форм занятости и дистанционной занятости;
содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости населения;
организация профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, включая информирование о возможности профессионального обучения указанной категории женщин;
другие направления.
Разработка региональной программы (комплекса мер, плана мероприятий) в качестве самостоятельного документа целесообразна в том случае, если в действующих на территории субъекта Российской Федерации программных документах (программах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, других программах) не предусмотрена реализация мероприятий, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью и профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
5. Региональные программы (комплексы мер, планы мероприятий) рекомендуется разрабатывать на срок не менее трех лет. Срок реализации региональной программы (комплекса мер, плана мероприятий) ежегодно пролонгируется на год или по окончании срока реализации разрабатывается новая региональная программа (комплекс мер, план мероприятий) на следующий срок, не менее трех лет.
6. Меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, реализуются в отношении незанятых женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, численность которых определяется по результатам обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики, как численность незанятых женщин в возрасте 25-44 лет, имеющих детей в возрасте до 18 лет.
7. Меры по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, реализуются в отношении женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъектов Российской Федерации.
Численность женщин, на которых распространяются указанные меры, определяется по данным федерального статистического наблюдения по форме 2-Т (трудоустройство) "Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 марта 2012 года N 65 "Об утверждении статистического инструментария для организации Рострудом федерального статистического наблюдения за деятельностью по содействию занятости населения" (строка 38, графа 1 раздела I "Состав граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы").
8. Оценка эффективности реализации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, проводится методом сравнительного анализа изменений значений следующих показателей:
уровень занятости женщин в возрасте 25-44 лет;
уровень обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных организациях;
удельный вес детей, прошедших оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления, в общей численности детей, нуждающихся в оздоровлении;
наличие в коллективных договорах организаций и региональных соглашениях льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей до 18 лет, сверх установленных законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями;
наличие преференций для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих меры по содействию самозанятости населения и поддержке предпринимательства;
удельный вес вакансий, предусматривающих возможность установления неполного рабочего дня, неполной рабочей недели, гибкого графика работы, посменной и надомной работы, в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости.
9. Оценка эффективности реализации мер по организации профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проводится методом сравнительного анализа изменения значений следующих показателей:
удельный вес женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных на профессиональное обучение (переобучение), в общей численности женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации;
количество жалоб, поступивших от женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации, в связи с отказом в направлении на профессиональное обучение (переобучение).
10. Значения показателей анализируются в динамике за отчетный год. Оценка показателя производится путем сравнения его значения в отчетном году со значением предыдущего года.
11. Критерии оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, приведены в приложении к Методическим рекомендациям по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
12. Доклады высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации о реализации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно до 15 марта года, следующим за отчетным годом.
Минтруд России ежегодно до 1 апреля осуществляет подготовку и направление в Правительство Российской Федерации доклада о реализации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в Российской Федерации.
Показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
N п/п | Наименование показателя | Критерий оценки показателя | Источник данных, методика расчета показателя |
1. | Уровень занятости женщин в возрасте 25-44 лет | Показатель отражает достигнутый в отчетном году уровень занятости женщин в возрасте 25-44 лет. | Данные Федеральной службы государственной статистики о численности женщин (по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, обследования населения по проблемам занятости). |
2. | Уровень обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных организациях | Оценивает возможность устройства детей в дошкольные образовательные организации в целях выхода на работу. | Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
3. | Удельный вес детей, прошедших оздоровление в организациях отдыха детей и их оздоровления, в общей численности детей, нуждающихся в оздоровлении | Характеризует усилия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению возможности совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. | Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
4. | Наличие в коллективных договорах организаций и региональных соглашениях льгот и преимуществ для женщин, имеющих детей до 18 лет, сверх установленных трудовым законодательством | Оценивается привлекательность для женщин условий труда, позволяющих совмещать обязанности по воспитанию детей с трудовой занятостью. | Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
5. | Наличие преференций для женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, предусматривающих меры по содействию самозанятости населения и поддержке предпринимательства | Оценивается возможность совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. | Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. |
6. | Удельный вес вакансий с особым режимом работы (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий график работы, посменная работа, надомная работа) в общем количестве вакансий, заявленных в органы службы занятости | Оценивается возможность совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью. | Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости (регистр), федерального статистического наблюдения по форме 2т (трудоустройство). |
7. | Удельный вес женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленных на профессиональное обучение (переобучение), в общей численности женщин данной категории, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации | Характеризует вовлеченность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обратившихся в органы службы занятости, в профессиональное обучение (переобучение). | Данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федерального статистического наблюдения по форме 2т (трудоустройство). |
8. | Количество жалоб, поступивших от женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обратившихся в органы службы занятости субъекта Российской Федерации, в связи с отказом в направлении на профессиональное обучение (переобучение) | Характеризует усилия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию условий для профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. | Данные Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. |
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Минтруда России
www.rosmintrud.ru
по состоянию на 25 .02.2013