48. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке заключается в определении вида рынка, к которому относится товарный рынок: рынок с неразвитой конкуренцией или рынок с развитой конкуренцией.
Оценка состояния конкуренции на товарном рынке используется при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 2 настоящей Методики. При прочих равных условиях считается, что хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на товарном рынке с неразвитой конкуренцией, имеет большую возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, чем хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на товарном рынке с развитой конкуренцией.
49. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке дается на основании показателей уровня концентрации товарного рынка, наличия и преодолимости барьеров для входа на товарный рынок (определяется в соответствии с разделами VII и VIII настоящей Методики).
Высокий уровень концентрации товарного рынка, присутствие труднопреодолимых барьеров для входа на товарный рынок, наличие выявленных в результате анализа товарного рынка признаков ограничения конкуренции, указанных в подпункте 15 пункта 2 Протокола, свидетельствуют о возможности отнесения товарного рынка к рынку с неразвитой конкуренцией.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
Низкий уровень концентрации товарного рынка, отсутствие барьеров для входа на товарный рынок, отсутствие признаков ограничения конкуренции свидетельствуют о возможности отнесения товарного рынка к рынку с развитой конкуренцией.
Оценка состояния конкуренции на товарном рынке дается с учетом длительности периода, в течение которого возможно оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на товарном рынке.
50. В случае если указанных в пункте 49 настоящей Методики характеристик недостаточно для определения вида рынка, к которому относится товарный рынок, то анализируются:
а) поведение хозяйствующих субъектов на товарном рынке (в соответствии с пунктом 51 настоящей Методики);
б) результаты хозяйственной деятельности (в соответствии с пунктом 52 настоящей Методики);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
в) факторы, способствующие ограничению конкуренции (в соответствии с пунктом 53 настоящей Методики).
51. Анализ поведения хозяйствующих субъектов на товарном рынке осуществляется с целью установления дополнительных факторов, которые воздействуют на состояние конкуренции, и включает в себя:
а) изучение инновационной деятельности (в частности, определение приоритета участников товарного рынка: обновление ассортиментного ряда или снижение издержек производства);
б) изучение маркетинговой стратегии продавцов (в частности, определение способов борьбы участников товарного рынка за увеличение доли на нем);
в) установление фактов предоставления продавцами льгот отдельным покупателям (группе покупателей);
г) при наличии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках - оценку последствий такого нарушения для конкуренции.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
52. При анализе результатов хозяйственной деятельности могут рассматриваться:
а) динамика цен на товарном рынке;
б) динамика объема товарного рынка и спроса (в том числе наличие необеспеченного спроса и возможностей расширения спроса);
в) стабильность долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;
г) частота появления на товарном рынке новых товаров.
53. К факторам, способствующим ограничению конкуренции на товарном рынке, могут относиться:
а) наличие барьеров для распространения информации о взаимозаменяемых товарах;
б) наличие значительной доли вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов;
в) снижение в течение временного интервала исследования доли хозяйствующих субъектов, не являющихся вертикально интегрированными;
г) доминирующее положение вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке, на одном из смежных товарных рынков, на которых обращаются комплектующие, сырье и иные необходимые ресурсы, используемые в производстве товара, или на которые товар последовательно поступает в процессе своего перемещения от производителя к потребителю.