РЕШЕНИЕ
от 30 января 2013 года N 7
О Методике оценки состояния конкуренции
(с изменениями на 1 марта 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eaeunion.org, 14.02.2017);
решением Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 года N 85 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 06.10.2021);
решением Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 04.08.2022);
решением Совета ЕЭК от 1 марта 2024 года N 16 (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 14.03.2024).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Изменения, предусмотренные решением Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115, не применяются:
к заявлениям (материалам) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, принятым к рассмотрению до даты вступления в силу решения Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115;
к расследованиям нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, определение о проведении которых вынесено до даты вступления в силу решения Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115.
- См. пункт 2 решения Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115.
____________________________________________________________________
Совет Евразийской экономической комиссии
решил:
1. Утвердить Методику оценки состояния конкуренции (прилагается).
2. Настоящее Решение вступает в силу после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения требований, предусмотренных статьями 29 и 30 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, и введения в действие соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственность за ее разглашение, по истечении 10 календарных дней с той даты вступления в силу указанных актов, которая является более поздней.
Члены Совета Евразийской
экономической комиссии:
От Республики Беларусь
С.Румас
От Республики Казахстан
К.Келимбетов
От Российской Федерации
И.Шувалов
Методика оценки состояния конкуренции
(с изменениями на 1 марта 2024 года)
1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 11 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно - Протокол, Договор) в целях осуществления Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях двух и более государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - трансграничные рынки, государства-члены, Союз).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
В настоящей Методике используются термины, определенные в пункте 2 Протокола.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
2. Настоящая Методика применяется Комиссией также:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
а) при рассмотрении заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, установленных статьей 76 Договора;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2022 года решением Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115. - См. предыдущую редакцию)
б) при определении товарного рынка в целях установления его соответствия Критериям отнесения рынка к трансграничному, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. N 29 (далее - Критерии), а также в целях реализации полномочий Комиссии до начала проведения расследований о нарушении общих правил конкуренции, установленных статьей 76 Договора, по собственной инициативе;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2022 года решением Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115. - См. предыдущую редакцию)
в) при определении доминирующего положения на товарном рынке Союза в целях реализации пункта 221 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение N 8 к Договору) (далее - приложение N 8);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
г) при установлении факта ограничения конкуренции в случаях, предусмотренных пунктом 87 Протокола.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
3. Проведение оценки состояния конкуренции включает в себя следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющих деятельность на товарном рынке;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;
е) определение уровня концентрации товарного рынка;
ж) определение барьеров для входа на товарный рынок;
з) оценка состояния конкуренции на товарном рынке;
и) определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
к) составление аналитического заключения.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2022 года решением Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115. - См. предыдущую редакцию)
3_1. Безвозмездное предоставление товара не препятствует определению продуктовых и географических границ товарного рынка, а также объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.
(Пункт дополнительно включен с 3 сентября 2022 года решением Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115)
4. При проведении оценки состояния конкуренции, в целях реализации положений подпунктов "а" и "б" пункта 2 настоящей Методики и в рамках установления нарушений запретов оценка состояния конкуренции может осуществляться:
а) в части запретов, предусмотренных пунктом 3 статьи 76 Договора, - с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "д" - "и" пункта 3 настоящей Методики, но с установлением факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения;
б) в части запретов, предусмотренных пунктом 4 статьи 76 Договора, - с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "е" - "и" пункта 3 настоящей Методики;
в) в части запретов, предусмотренных пунктом 5 статьи 76 Договора, - с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "д" - "и" пункта 3 настоящей Методики;
г) в части запретов, предусмотренных пунктом 6 статьи 76 Договора, - с исключением этапов, предусмотренных:
подпунктами "д" - "и" пункта 3 настоящей Методики, если нарушение запретов, установленных пунктом 6 статьи 76 Договора, приводит или может привести к любому из указанных в пункте 3 статьи 76 Договора последствий;
подпунктами "е" - "и" пункта 3 настоящей Методики, если нарушение запретов, установленных пунктом 6 статьи 76 Договора, приводит или может привести к любому из указанных в пункте 4 статьи 76 Договора последствий;
д) в части запретов, предусмотренных пунктом 2 статьи 76 Договора, - с предварительным определением товара в соответствии с пунктом 15 настоящей Методики.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2022 года решением Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115. - См. предыдущую редакцию)
5. При проведении оценки состояния конкуренции на товарном рынке используются следующие источники исходной информации:
а) данные официальной статистической информации;
б) сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, центральных (национальных) банков, уполномоченных органов государств-членов;
в) сведения, полученные от физических и юридических лиц (включая сведения, представляемые покупателями данного товара), в том числе путем опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара, результаты маркетинговых, социологических исследований;
г) результаты экономических и иных экспертиз, заключений специализированных организаций, а также специалистов и экспертов;
д) издания органов исполнительной власти и независимых информационных центров и служб;
е) информация, полученная от объединений потребителей и объединений производителей и других ассоциаций (союзов);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2022 года решением Совета ЕЭК от 15 июля 2022 года N 115. - См. предыдущую редакцию)
ж) сообщения средств массовой информации;
з) материалы Комиссии и сведения, полученные от государственных органов третьих государств, в том числе от антимонопольных органов, а также данные ранее проведенных ими исследований;
и) государственные стандарты, технические условия и другие нормативы;
к) обращения физических и юридических лиц в Комиссию.
6. Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели оценки состояния конкуренции, длительности периода предполагаемого нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, особенностей товарного рынка и доступности необходимой информации (в том числе данных бухгалтерского учета). Временной интервал исследования товарного рынка составляет не менее 1 года или соответствует сроку существования товарного рынка (если срок существования данного товарного рынка составляет менее 1 года).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)
7. В случае если оценка состояния конкуренции на товарном рынке ограничивается изучением его характеристик, которые сложились до момента ее начала, проводится ретроспективная оценка состояния конкуренции.
8. В случае если покупатели не заменяют и не готовы заменить находящийся в потреблении товар, приобретаемый в один период, этим же товаром, приобретаемым в другой период, при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор следующие характеристики товарного рынка:
а) сезонность поставок товара в течение года;
б) возможности продавцов (производителей) изменять время продажи (производства) или сроки хранения товара;
в) периоды максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством покупателей в эти периоды;
г) возможность установления продавцами разных цен в разные временные периоды;
д) сроки договоров;
е) время появления товара на товарном рынке;
ж) степень новизны товара.
9. Все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала исследования.
10. При определении доминирующего положения на товарном рынке Союза в целях реализации пункта 221 приложения N 8 временной интервал исследования товарного рынка составляет 2 календарных года, непосредственно предшествующих дате начала расследования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)