Действующий

О Методике оценки состояния конкуренции (с изменениями на 1 марта 2024 года)

IV. Определение географических границ товарного рынка

23. В пределах географических границ товарного рынка покупатель приобретает товар либо имеет экономическую, техническую или иную возможность приобретения товара, либо считает целесообразным приобрести товар, но при этом не имеет такой возможности, либо считает нецелесообразным приобрести его вне географических границ товарного рынка.

24. Процедура определения географических границ товарного рынка включает в себя:

а) предварительное определение географических границ товарного рынка;

б) выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические возможности приобретения товара покупателем вне географических границ товарного рынка;

в) определение территорий, входящих в географические границы товарного рынка.

25. Предварительное определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:

а) о территории, на которой выявлены признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2017 года решением Совета ЕЭК от 21 декабря 2016 года N 148. - См. предыдущую редакцию)    

б) о ценообразовании на товарном рынке или о различиях в уровнях цен на товар на территориях государств-членов;

в) о географической структуре поставок товаров.

26. При определении географических границ товарного рынка в целях установления его соответствия Критериям выявляются следующие признаки трансграничности товарного рынка:

а) поставка товара с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;

б) поставка товара с территорий третьих стран на территории двух или более государств-членов.

27. При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические возможности приобретения товара покупателем, учитываются:

а) требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

б) организационно-транспортные схемы приобретения товара;

в) возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

г) наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара (покупателя товара);

д) расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;

е) особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);

ж) региональные особенности спроса на товар (включая потребительские предпочтения);

з) условия, правила и обычаи делового оборота.

28. Определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:

а) тест "гипотетического монополиста", который проводится в соответствии с пунктом 29 настоящей Методики;

б) метод установления фактических районов продаж (местоположения покупателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

в) сочетание указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта методов либо иные методы, которые позволят установить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение фактических районов продаж (местоположение покупателей), в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара на товарном рынке предварительно определенным покупателям.

29. При проведении теста "гипотетического монополиста" предполагается долговременное (1 год и более) повышение цены на товар примерно на 5-10 процентов в предварительно определенных географических границах товарного рынка (при этом влияние инфляции исключается). Путем опроса определяется, каким образом покупатели товара будут реагировать на такое повышение.

В случае если в результате опроса будет установлено, что покупатели будут приобретать товар на других территориях у других продавцов и произойдет снижение объема продаж товара, делающее невыгодным для "гипотетического монополиста" повышение цен на товар, ближайшие территории, где будут приобретаться товары, следует включить в географические границы товарного рынка.