О внесении изменения в государственную программу "Обеспечение взаимодействия общества и власти", утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1326-п
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 октября 2013 г. N 440 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России"
Правительство Пермского края постановляет:
1. Внести в государственную программу "Обеспечение взаимодействия общества и власти", утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1326-п, следующее изменение:
приложение 2 к государственной программе "Обеспечение взаимодействия общества и власти" изложить в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.Тушнолобов
Приложение
к Постановлению Правительства Пермского края
от 20 декабря 2013 года N 1784-п
"Приложение 2
к государственной программе Пермского края
"Обеспечение взаимодействия общества и власти"
ПОДПРОГРАММА
"Реализация государственной национальной политики в Пермском крае"
I. Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы | «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае» |
Дата принятия решения о разработке | Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. N 1326-п «Об утверждении государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти» |
Государственный заказчик | Администрация губернатора Пермского края; |
Министерство образования и науки Пермского края; | |
Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края; | |
Министерство физической культуры и спорта Пермского края; | |
Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа Пермского края | |
Государственный заказчик - | Администрация губернатора Пермского края |
Администрация губернатора Пермского края | |
Основной разработчик подпрограммы | |
Цели и задачи подпрограммы | Укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), проживающего в Пермском крае; |
содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений; | |
содействие этнокультурному многообразию народов России; | |
обеспечение реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718; | |
объединение усилий всех звеньев системы власти, научных, образовательных, культурных учреждений, творческих коллективов, учреждений физической культуры и спорта, общественных национальных и других объединений для обеспечения стабильного позитивного развития сферы межэтнических отношений в Пермском крае | |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае; | |
Важнейшие целевые индикаторы | уровень толерантного отношения к представителям другой национальности; |
доля муниципальных районов и городских округов Пермского края, реализующих муниципальные программы, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, в общем количестве муниципальных районов и городских округов Пермского края; | |
численность участников мероприятий различного уровня, направленных на этнокультурное развитие и поддержку языкового многообразия; | |
уровень удовлетворенности возможностью реализации своих национальных потребностей в среднем по Пермскому краю; | |
уровень удовлетворенности возможностью реализации своих национальных потребностей в среднем по Пермскому краю; | |
удельный вес вопросов межнациональных отношений в рейтинге проблем, беспокоящих население Пермского края | |
Сроки и этапы реализации | 2014-2016 годы |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования подпрограммы составляет 135,0 млн. руб. (в ценах соответствующих лет) за счет средств краевого бюджета; |
за счет средств федерального бюджета - на конкурсной основе | |
Ожидаемые конечные результаты | Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае, составит 56 процентов; |
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 80 процентов; | |
численность участников мероприятий различного уровня, направленных на этнокультурное развитие и поддержку языкового многообразия составит 90 тыс. человек - активных участников, 310 тыс. человек - пассивных участников мероприятий; | |
уровень удовлетворенности возможностью реализации своих национальных потребностей в среднем по Пермскому краю составит 92,5 процентов; | |
уровень социальной напряженности, вызванный межнациональными конфликтами в среднем по Пермскому краю, составит 6,0 процентов; |
II. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Текущее состояние сферы межэтнических отношений в Прикамье (территория современного Пермского края) характеризуется рядом проблем, многие из которых свойственны для всей страны. В частности, процесс формирования общегражданского сознания (общероссийской гражданской идентичности) часто осложняется увеличением значимости этнической и религиозной самоидентификации. Русские, по материалам Всероссийской переписи населения 2010 года, составляют 83,18% от общей численности населения. Отмечаемое экспертами сложное социокультурное самочувствие русского народа, его неудовлетворенность от обеспечения этнокультурных потребностей во многом влияет на внутреннее развитие сферы межэтнических отношений. В последние годы отмечается рост националистических настроений и проявлений этнополитического и религиозно-политического радикализма и экстремизма.
Одна из причин этих явлений - усложнение этнического состава населения региона и увеличение численности отдельных этнических сообществ, сопровождающееся сокращением количественного состава народов, исторически проживающих в Пермском крае.
Так, общая численность населения Пермского края, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сократилась на 184145 человек и составила 2635276 человек (0,93% от численности 2002 года). Отрицательная динамика прироста наблюдается практически по всем наиболее многочисленным группам народов. В Пермском крае проживают представители свыше 140 различных народов. Наиболее многочисленным по итогам 2010 года в Пермском крае стали: русские (2191423, или 83,18% от общей численности населения края), татары (115544, или 4,38% от общей численности населения края), коми-пермяки (81084, или 3,08% от общей численности населения края), башкиры (32730, или 1,24% от общей численности населения края), удмурты (20819, или 0,79% от общей численности населения края) и украинцы (16269, или 0,62% от общей численности населения края).
Наиболее сильное уменьшение численности, в том числе в долях от общего населения, наблюдается у белорусов (-4419, или 0,60 к уровню 2002 года), мордвы (-932, или 0,61 к уровню 2002 года), немцев (-3900, или 0,62 к уровню 2002 года), украинцев (-9679, или 0,63 к уровню 2002 года). Также снизилась численность наиболее многочисленных после русского народов: татарского (-21053, или 0,85 к уровню 2002 года), коми-пермяцкого (-22421, или 0,78 к уровню 2002 года) и башкирского (-8010, или 0,80 к уровню 2002 года). Численность русского населения сократилась на 210236 человек и составила 0,91 от численности 2002 года.
При этом увеличение численности отмечено по группам новых этнических диаспор. Самая высокая динамика зафиксирована у киргизов (+800, или в 4,43 раза), китайцев (+185, или в 3,15 раза), узбеков (+2227, или в 2,12 раза), таджиков (+1595, или в 1,82 раза).
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
численности основных этнических групп Пермского края по результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 года
Народ | 2002, чел. | % от общей численности | 2010, чел. | % от общей численности | Динамика, числ. | Доля 2010 к 2002 |
Все население | 2819421 | 100% | 2635276 | 100% | -184145 | 0,93 |
Русские | 2401659 | 85,18% | 2191423 | 83,18% | -210236 | 0,91 |
Татары | 136597 | 4,84% | 115544 | 4,38% | -21053 | 0,85 |
Коми-пермяки | 103505 | 3,67% | 81084 | 3,08% | -22421 | 0,78 |
Башкиры | 40740 | 1,44% | 32730 | 1,24% | -8010 | 0,80 |
Удмурты | 26272 | 0,93% | 20819 | 0,79% | -5453 | 0,79 |
Украинцы | 25948 | 0,92% | 16269 | 0,62% | -9679 | 0,63 |
Белорусы | 10989 | 0,39% | 6570 | 0,25% | -4419 | 0,60 |
Немцы | 10152 | 0,36% | 6252 | 0,24% | -3900 | 0,62 |
Азербайджанцы | 5814 | 0,21% | 5626 | 0,21% | -188 | 0,97 |
Армяне | 4979 | 0,18% | 5464 | 0,21% | +485 | 1,10 |
Чуваши | 7033 | 0,25% | 4715 | 0,18% | -2318 | 0,67 |
Узбеки | 1988 | 0,07% | 4215 | 0,16% | +2227 | 2,12 |
Марийцы | 5395 | 0,19% | 4121 | 0,16% | -1274 | 0,76 |
Таджики | 1953 | 0,07% | 3548 | 0,13% | +1595 | 1,82 |
Евреи | 2628 | 0,09% | 1860 | 0,07% | -768 | 0,70 |
Цыгане | 1606 | 0,06% | 1654 | 0,06% | +48 | 1,03 |
Мордва | 2363 | 0,08% | 1431 | 0,05% | -932 | 0,61 |
Молдаване | 1973 | 0,07% | 1389 | 0,05% | -584 | 0,70 |
Грузины | 1585 | 0,06% | 1138 | 0,04% | -447 | 0,72 |
Киргизы | 233 | 0,01% | 1003 | 0,03% | +800 | 4,43 |
Казахи | 802 | 0,03% | 677 | 0,03% | -125 | 0,84 |
Корейцы | 504 | 0,02% | 555 | 0,02% | +51 | 1,10 |
Поляки | 742 | 0,03% | 510 | 0,02% | -232 | 0,69 |
Коми-язьвинцы | - | - | 436 | 0,02% | - | - |
Китайцы | 86 | менее 0,01% | 271 | 0,01% | +185 | 3,15 |
Турки | 61 | менее 0,01% | 94 | менее 0,01% | +33 | 1,54 |
Не оказавшие национальность | 15095 | 0,54% | 119538 | 4,54% | +104443 | 7,91 |
Один из ключевых источников усложнения - внешняя миграция, как правило, связанная с притоком трудовых мигрантов из стран Содружества Независимых Государств.
По информации УФМС по Пермскому краю, в 2009 году на миграционный учет поставлено 73810 иностранцев, в 2010 году - 80231, в 2011 году - 87629, в 2012 году - 92798. Большую часть из них составляют граждане Азербайджана, Армении, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. При общем росте количества мигрантов доля мигрантов из этих пяти стран в общем количестве приезжих ежегодно увеличивается: в 2009 году - 63,1%, в 2010 году - 65,3%, 2011 году - 68,1%, в 2012 году - 70,8%. Приезжающие в Пермский край мигранты, как правило, не нацелены на интеграцию в местное сообщество и плохо владеют русским языком, что создает потенциально конфликтную ситуацию в их отношениях с местным русскоязычным населением.
Перечисленные процессы усложнения этнического состава характерны не только для Пермского края, но и для всей России. Между тем в Пермском крае есть ряд специфических для региона проблем, обусловленных этническим фактором. В частности, неравномерность социально-экономического развития отдельных территорий с компактным проживанием этнических сообществ связывается местным населением с попытками "этнической дискриминации". Так, уровень жизни населения на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края (вошел в состав региона в 2005 году) традиционно является ниже, чем в целом по территории субъекта, что дает почву националистически настроенным группировкам заявлять о дискриминации коми-пермяков. Часто закрытие по причине убыли населения малокомплектной школы в сельской местности с компактным проживанием нерусскоязычных этнических сообществ воспринимается как следствие политики насильственной русификации и недостаточного обеспечения прав на изучение родного языка. Резонансные общественные выступления в Суксунском и Березовском муниципальных районах в 2010-2013 годах свидетельствуют о существовании данной проблемы также в среде прикамских марийцев и татар.