Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ" (с изменениями на: 30.12.2016)


 Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Подпрограмма 7 разработана с учетом основных положений Конвенции ООН "О правах инвалидов" (далее - Конвенция), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"; постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 23.07.2014 N 267-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа"; закона Ненецкого автономного округа от 09.07.2014 N 71-ОЗ "О полномочиях органов государственной власти Ненецкого автономного округа в сфере социального обслуживания граждан", постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 21.10.2015 N 336-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа".

Полномочия по формированию доступной среды исполняются федеральными, региональными и местными органами власти. Необходимость первоочередного обеспечения доступности объектов и услуг в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции, к которой 24 сентября 2008 года присоединилась Россия.

С учетом требований Конвенции доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.

Законодательством Российской Федерации определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 27,4 процента населения.

Результаты социологических исследований, проведенных на территории Российской Федерации, показывают, что 60 процентам граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентам - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.

В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни.

В Ненецком автономном округе, как и в России в целом, на протяжении многих лет уровень инвалидности населения остается высоким.

В 2015 году в Ненецком автономном округе численность инвалидов составляла 3 113 человек (или 7,4 процента постоянного населения) (в 2013 году - 2 914 человек, в 2014 году - 3 161 человек), в том числе численность детей-инвалидов в возрасте 0 - 17 лет в 2015 году составляла 175 человек (в 2013 году - 42 человека, в 2014 году - 192 человека).

По данным федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу", в таблице ранговых мест при первичной и повторной инвалидности взрослого населения первое место занимают болезни системы кровообращения, на втором месте болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, на третьем - злокачественные новообразования.

В таблице ранговых мест при первичном освидетельствовании детского населения 1 место занимают врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, 2 место - психические расстройства и расстройства поведения, 3 место - болезни эндокринной системы. При повторном освидетельствовании детского населения 1 место занимают врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, 2 место - болезни нервной системы, 3 место - психические расстройства и расстройства поведения.

Медико-социальными экспертными комиссиями разрабатываются индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов (100%), включающие мероприятия по медицинской, психолого-педагогической, физической, социальной, трудовой реабилитации.

Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация и абилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.

В Ненецком автономном округе проводится работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов в обществе. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем инвалидов в сфере реализации государственных социальных гарантий.

В целях обеспечения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и установления дополнительных гарантий занятости инвалидов был принят закон Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 N 14-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ненецкого автономного округа", устанавливающий правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Ненецком автономном округе при приеме на работу инвалидов.

Постановлением главы Администрации Ненецкого автономного округа от 28.04.2009 N 39-рг "О создании Координационного совета по делам ветеранов, инвалидов и граждан пожилого возраста" создан Координационный совет, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий губернатора в сфере обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем ветеранов и инвалидов в Ненецком автономном округе.

Вместе с тем в Ненецком автономном округе имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.

Ряд объектов социальной инфраструктуры является труднодоступным для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости населения, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта. Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.

По экспертным оценкам, граждане, имеющие нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с проблемами доступности при получении медицинского обслуживания.

Вновь строящиеся объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры проектируются с учетом требований законодательства Российской Федерации и законодательства Ненецкого автономного округа об обеспечении беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Однако развитие инфраструктуры идет медленно и не решает проблему беспрепятственного доступа инвалидов к различным объектам.

Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.

В связи с этим возникает задача создания основных объектов социальной инфраструктуры, соответствующих универсальному дизайну внешней среды. Такие объекты социальной инфраструктуры предназначены для использования людьми с разными физическими возможностями, а значит, отвечают требованиям инвалидов. Применение универсального дизайна позволит достигнуть принципа равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.

Большое значение приобретает решение вопросов, связанных со строительством новых объектов, с реконструкцией существующих объектов и модернизацией материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа, оказывающих услуги инвалидам.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 21.10.2015 N 336-п утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа.

В "дорожной карте" предусмотрены мероприятия, направленные на выполнение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым на них услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов органами государственной власти Ненецкого автономного округа и организациями, в отношении которых они осуществляют функции и полномочия учредителя, в пределах установленных полномочий.

Таким образом, основным требованием к государственной политике региона является обеспечение на территории Ненецкого автономного округа реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, доступности реабилитационных услуг для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Большое значение приобретает решение вопросов, связанных со строительством новых объектов, с реконструкцией существующих объектов и модернизацией материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа, оказывающих услуги инвалидам.

Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, сурдопереводческими услугами.