АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2015 года N 336-п


Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа

(с изменениями на 6 мая 2020 года)

(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 26.04.2017 N 137-п, от 10.08.2017 N 258-п, от 29.12.2017 N 400-п, от 15.05.2018 N 108-п, от 06.05.2020 N 109-п)




Во исполнение пункта 11 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 12.12.2014 N ДМ-П12-9175 Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа согласно Приложению.     

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Ненецкого автономного округа утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в части вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 01.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и законом Ненецкого автономного округа от 19.09.2014 N 95-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа" и осуществлять его реализацию в сферах установленной деятельности.


3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Первый заместитель губернатора
Ненецкого автономного округа
С.А.РУЖНИКОВ



Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 21.10.2015 N 336-п
"Об утверждении плана мероприятий
     ("дорожной карты") по повышению значений
показателей доступности для инвалидов
объектов и услуг на территории Ненецкого
автономного округа"



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 26.04.2017 N 137-п, от 10.08.2017 N 258-п, от 29.12.2017 N 400-п, от 15.05.2018 N 108-п, от 06.05.2020 N 109-п)




Глава 1. Общие положения


План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа (далее - Дорожная карта) устанавливает мероприятия, реализуемые для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа, и этапы их реализации.


Основной целью реализации Дорожной карты является обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым на них услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов <1> в Ненецком автономном округе.


________________


<1> Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов определены: социальная защита, культура, спорт и физическая культура, здравоохранение, образование, транспортная инфраструктура, информация и связь.


Достижению данной цели будет способствовать повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа в течение переходного периода, в рамках которого исполнительные органы государственной власти Ненецкого автономного округа утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам предоставляемым на них услугам в пределах установленных полномочий.


Создание безбарьерной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны. Это одна из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности миллионов граждан страны и необходимость решения которых вытекает из требований Конвенции ООН "О правах инвалидов" (далее - Конвенция о правах инвалидов) и законодательства Российской Федерации, в том числе из международных договоров Российской Федерации. Основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров.



Глава 2. Проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и предоставляемым на них услугам на территории Ненецкого автономного округа


Длительное время на территории Российской Федерации отсутствовал комплексный подход к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, информационного и психологического окружения.


Нерешенность проблемы обеспечения условий доступности порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:


дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;


высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;


равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих общественно-просветительских информационных компаний, в том числе в сфере профессиональных компетенций инвалидов;


ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).


В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует равенство прав человека независимо от места жительства, а также других обстоятельств. Конвенция о правах инвалидов устанавливает, что ее положения распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений и изъятий.


Результаты социологических исследований показывают, что 60 процентам граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентам - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.


В Ненецком автономном округе с 2012 года последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, на повышение доходов и качества жизни в рамках дополнительных мер социальной поддержки. Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.


В настоящее время в регионе проживает 3 203 инвалида, что составляет почти 7,4 процента от общей численности населения Ненецкого автономного округа, в том числе общая численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет составляет 194 человека.


По данным Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ненецкому автономному округу" в таблице ранговых мест при первичной и повторной инвалидности взрослого населения, первое место занимают болезни системы кровообращения, на втором месте болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, на третьем злокачественные новообразования.


В таблице ранговых мест при первичном освидетельствовании детского населения 1 место занимают врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, 2 место - психические расстройства и расстройства поведения, 3 место - болезни эндокринной системы. При повторном освидетельствовании детского населения 1 место занимают врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, 2 место - болезни нервной системы, 3 место - психические расстройства и расстройства поведения.


В настоящее время сократился рост инвалидизации населения Ненецкого автономного округа, тем не менее, число повторно освидетельствованных инвалидов и граждан, впервые признаваемых инвалидами в трудоспособном возрасте, сократилось незначительно.


Медико-социальными экспертными комиссиями разрабатываются индивидуальные программы реабилитации инвалидам, детям-инвалидам (100%), включающие мероприятия по медицинской, психолого-педагогической, физической, социальной, трудовой реабилитации.


В Ненецком автономном округе проводится определенная работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов в обществе. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем инвалидов в сфере реализации государственных социальных гарантий.


В целях создания безбарьерной среды на объектах социальной инфраструктуры была принята государственная программа Ненецкого автономного округа "Доступная среда Ненецкого автономного округа на 2017 - 2020 годы", утвержденная постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 09.11.2016 N 353-п (далее - Государственная программа). Основными задачами Государственной программы являются формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Ненецком автономном округе, оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ненецком автономном округе, формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Ненецком автономном округе, формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Ненецком автономном округе.


(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 26.04.2017 N 137-п)


В целях обеспечения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и установления дополнительных гарантий занятости инвалидов был принят закон Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2014 года N 14-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ненецкого автономного округа", устанавливающий правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Ненецком автономном округе при приеме на работу инвалидов.


Вместе с тем в Ненецком автономном округе имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.


Ряд объектов социальной инфраструктуры являются труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости населения, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта. Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.


По экспертным оценкам, граждане, имеющие нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с проблемами доступности при получении медицинского обслуживания.


Вновь строящиеся объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры проектируются с учетом требований законодательства Российской Федерации и законодательства Ненецкого автономного округа об обеспечении беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Однако развитие инфраструктуры идет медленно и не решает проблему беспрепятственного доступа инвалидов к различным объектам.


Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.


В связи с этим возникает задача создания основных объектов социальной инфраструктуры, соответствующих универсальному дизайну внешней среды. Такие объекты социальной инфраструктуры предназначены для использования людьми с разными физическими возможностями, а значит, отвечают требованиям инвалидов. Применение универсального дизайна позволит достигнуть принципа равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.


Большое значение приобретает решение вопросов, связанных со строительством новых объектов, с реконструкцией существующих объектов и модернизацией материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа, оказывающих услуги инвалидам.



Глава 3. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"


Обеспечение инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) органами государственной власти Ненецкого автономного округа и организациями, в отношении которых они осуществляют функции и полномочия учредителя, в пределах установленных полномочий:


условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;


условий для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом городского, пригородного, сообщения, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);


возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;


сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказания им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;


надлежащего размещения оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»