ЗАКОН
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
от 18 мая 2007 года N 76-КЗ
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" НА 2007- 2009 ГОДЫ
Принят Законодательным Собранием Приморского края 3 мая 2007 года
{Документ фактически утратил силу в связи с окончанием срока действия}
{Изменения:
Закон Приморского края от 18.03.2008 N 230-КЗ
Закон Приморского края от 29.07.2009 N 488-КЗ
Закон Приморского края от 12.10.2009 N 505-КЗ
Закон Приморского края от 30.12.2009 N 551-КЗ}
Утвердить краевую целевую программу "Комплексные меры профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае" на 2007-2009 годы (прилагается).
Признать утратившим силу Закон Приморского края от 29 декабря 2004 года N 198-КЗ "О краевой целевой программе "Комплексные меры по борьбе с преступностью и терроризмом" на 2005-2009 годы" (Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2004, N 81, стр. 39).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор края
С.М. Дарькин
г. Владивосток
18 мая 2007 года
N 76-КЗ
Краевая целевая программа "Комплексные меры профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае" на 2007-2009 годы
Наименование программы | краевая целевая программа "Комплексные меры профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае" на 2007-2009 годы (далее - Программа) | |
Основание разработки программы | пункт 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 августа 2005 года N ПР-1564; | |
Государственные | департамент социальной защиты населения Приморского края; | |
Государственный заказчик-координатор программы | Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края | |
Разработчик программы | управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края | |
Цели и задачи программы | Цели Программы: | |
Сроки реализации программы | 2007-2009 годы | |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий программы | подпрограмма "Безопасный город"; | |
Исполнители программы | организации, определяемые государственными заказчиками программы на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд | |
Объем и источники финансирования программы | мероприятия Программы реализуются за счет средств краевого бюджета. Объем финансирования Программы на 2007-2009 годы составляет 231949 тыс. рублей | |
{строка "Объем и источники финансирования программы" в редакции Закона Приморского края от 30.12.2009 N 551-КЗ } | ||
Ожидаемые конечные результаты программы | сокращение уровня уличной преступности на 3 процента ежегодно; | |
Организация контроля за реализацией программы | общий контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координат ор Программы. Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляют государственные заказчики Программы |
Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью выработки на государственном уровне системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики правонарушений.
Сложившаяся в современном обществе криминальная ситуация наглядно демонстрирует возрастание уровня преступности, выражающееся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, профессионализма, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений. Предпринимаемые государством меры борьбы с преступностью позволяют сдерживать рост количества регистрируемых преступлений. Вместе с тем реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о явно недостаточных усилиях правоохранительных и иных государственных органов, да и всего общества по сдерживанию криминальных проявлений. Это во многом обусловлено существенными упущениями в проведении работы по предупреждению преступлений.
Проводимые различными ведомствами не согласованные между собой профилактические мероприятия не приводят к желаемому результату и значительно отстают от динамики криминальных процессов. Темпы восстановления системы социальной профилактики правонарушений, существовавшей до 1990-х годов, с привлечением в качестве субъектов профилактики органов законодательной, исполнительной и судебной власти, социальных институтов, широких масс населения, представителей общественности, духовенства, руководителей хозяйствующих субъектов в настоящее время не отвечают потребностям современного времени.
На протяжении последних трех лет на территории Приморского края наблюдается устойчивый рост преступности. В 2006 году по сравнению с 2005 годом общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось на 33,3 процента. Приморский край занимает первое место в Дальневосточном федеральном округе по уровню преступности (4120 преступлений на 100 тыс. человек).
Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, постоянно увеличивается количество населения, ведущего антисоциальный образ жизни, не имеющего постоянного источника дохода и требующего повышенного профилактического контроля. На учетах в органах внутренних дел края состоит более 56 тысяч человек. В их числе 6211 несовершеннолетних, состоящих на учете за правонарушения; 10860 лиц, употребляющих наркотики; 3052 несовершеннолетних из неблагополучных семей.
21 процент преступлений, зарегистрированных в 2006 году, совершены лицами, уже имевшими криминальный опыт и ранее привлекавшимися к уголовной ответственности (15640 преступлений), 12,9 процента (лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения (5287 преступлений).
Продолжает увеличиваться количество лиц без определенного места жительства и утративших социальные связи.
Низкий уровень доходов значительной части населения приводит к распространению таких видов преступлений, как разбойные нападения (1148 преступлений), грабежи (8154 преступления), кражи (38588 преступлений), в том числе совершаемые подростками, молодежью, студентами.
Во-вторых, наблюдается высокий удельный вес мигрантов, не имеющих достаточных средств для существования. В 2006 году иностранными гражданами совершено 471 преступление.
В-третьих, ежегодно из мест лишения свободы освобождаются и остаются проживать на территории края около 5 тысяч человек. На территории Приморского края отмечается рост рецидивной преступности на 20 процентов (в 2005 году (12995, в 2006 году (15641). Удельный вес преступлений, совершенных ранее судимыми, увеличился с 47 процентов в 2005 году до 51 процентов в 2006 году. Всего в настоящее время состоит на учете в органах внутренних дел Приморского края 25417 ранее судимых лиц, из них 12840 лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы (удельный вес (1,5 процента от всего населения края). Лишь небольшая группа лиц данной категории трудоустраивается на работу, остальные же возвращаются к преступной деятельности, вовлекая при этом в совершение правонарушений более молодое поколение. В настоящее время не имеют места работы 6129 ранее судимых лиц.
В-четвертых, с каждым годом средний возраст лиц, совершивших преступления и правонарушения, снижается. На протяжении последних лет удельный вес подростков в числе лиц, совершивших преступления, остается очень высоким.
Система дополнительного образования в основном ориентирована на детей младшего и среднего возраста и в полной мере не обеспечивает условия для вовлечения в досуговую деятельность старших подростков. Это объясняется слабой материально-технической базой учреждений дополнительного образования, что не позволяет привлечь к техническому творчеству, спортивным и иным занятиям подростков 14-18 лет. Кроме того, отсутствие возможности заработать является одной из главных причин добычи денег преступным путем.
По итогам 2006 года на территории Приморского края зарегистрирован рост на 12 процентов числа преступлений, совершенных подростками (в 2005 году (3423 преступления, в 2006 году (3827 преступлений). Рост подростковой преступности отмечен на территории обслуживания 25 органов внутренних дел.
Все чаще подростками совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления.
На 19 процентов увеличилось количество несовершеннолетних, ранее совершавших преступления и вновь привлеченных к уголовной ответственности (в 2005 году (855, в 2006 году (1021), на 6 процентов (ранее судимых (в 2005 году (550, в 2006 году (581).
В течение последних лет в среднем на 15 процентов ежегодно увеличивается количество безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся на территории края. В 2006 году с улиц и общественных мест сотрудниками органов внутренних дел края изъято и доставлено в органы внутренних дел 14998 несовершеннолетних, из них каждый второй (за совершение административных правонарушений.
Таким образом, становится очевидной необходимость развития в Приморском крае системы профилактики правонарушений, повышения уровня общественной безопасности, дальнейшего укрепления общественного порядка. Необходимы не отдельные разрозненные попытки, а целая система продуманных и планомерных мер, направленных на выявление, нейтрализацию, ослабление и устранение причин и условий современной преступности в крае.
Эффективная деятельность органов внутренних дел, в частности участковых уполномоченных милиции, сотрудников патрульно-постовой службы, невозможна без надлежащего материально-технического обеспечения, принятия мер по социальной защищенности сотрудников милиции.
Обеспеченность компьютерами и оргтехникой участковых уполномоченных милиции составляет 11 процентов, подразделений по делам несовершеннолетних (18 процентов. Средствами связи участковые уполномоченные милиции и подразделения патрульно-постовой службы обеспечены на 22 процентов и 18 процентов соответственно. Обеспеченность подразделений патрульно-постовой службы милиции автотранспортом составляет 58 процентов, подразделений по делам несовершеннолетних 3 процента.
Такое положение с обеспеченностью не позволяет оперативно маневрировать силами и средствами, своевременно ориентировать личный состав, несущий службу, о совершаемых преступлениях. Необходимо активно внедрять современные средства связи, электронные и компьютерные системы обработки оперативной информации по предупреждению и раскрытию преступлений.
Решение задач укрепления правопорядка на территории края требует комплексного подхода, создания эффективного механизма противодействия криминальной среде, использования возможностей программно-целевого планирования правоохранительных мероприятий на среднесрочную перспективу, консолидации сил и средств на приоритетных направлениях борьбы с преступностью.
Реализация мероприятий Программы позволит обеспечивать комплексное участие правоохранительных органов и других заинтересованных ведомств, вырабатывать единообразный подход к выбору средств и методов укрепления правопорядка, повышать индивидуальную и солидарную ответственность исполнителей за полноту и качество реализации задач.
1.Целями Программы являются:
1)реализация комплекса мер по укреплению законности, правопорядка, защите прав и свобод граждан, усилению контроля над криминогенной ситуацией на территории Приморского края;
2)определение приоритетных направлений работы по профилактике, предупреждению и пресечению правонарушений;
3)совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Приморского края, правоохранительных, контролирующих органов, учреждений социальной сферы, общественных объединений и граждан в решении задач предупреждения правонарушений.
{пункт 4 части 1 раздела 2 дополнен Законом Приморского края от 18.03.2008 N 230-КЗ}
4)снижение уровня уличной преступности.
2.Программа предусматривает решение следующих задач:
1)воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной прежде всего на активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией; преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних; ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
2)создание условий для повышения эффективности совместной деятельности органов исполнительной власти Приморского края, правоохранительных, контролирующих органов, учреждений социальной сферы по предупреждению и пресечению антиобщественных проявлений;
3)оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;
4)реализация мер по повышению эффективности работы участковых уполномоченных милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, сосредоточению их усилий на обслуживании закрепленной территории, своевременном предупреждении и пресечении правонарушений;
5)оснащение подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств краевого бюджета, компьютерной и оргтехникой, средствами связи и транспортом;
6)формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной системе и результатах ее деятельности;
7)выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Реализация Программы осуществляется в течение 2007-2009 годов.
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий включает в себя мероприятия по следующим приоритетным направлениям деятельности:
развитие системы социальной профилактики правонарушений;
укрепление правопорядка на улицах и в других общественных местах;
улучшение предупредительно-профилактической, воспитательной работы;
предупреждение детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
вопросы материально-технического обеспечения подразделений милиции общественной безопасности.
В разделе 1 нашли отражение меры, направленные на предупреждение детской беспризорности, безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних: организация и проведение детских соревнований, физкультурно-спортивных фестивалей, организация профильных лагерей для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создание краевого банка данных "О семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении"; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, оказание услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке для выпускников детских домов и школ-интернатов, а также для незанятой молодежи с девиантным поведением; материально-техническое обеспечение подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел края.