АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2012 года N 165-па
О краевой целевой инвестиционной программе "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Приморском крае" на 2013-2017 годы
г. Владивосток
{Документ утратил силу постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 N 391-па}
На основании Устава Приморского края, в целях реализации Поручения Президента Российской Федерации Администрация Приморского края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую краевую целевую инвестиционную программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Приморском крае" на 2013 - 2017 годы.
2. Департаменту связи и массовых коммуникаций Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массой информации края.
И.о. Губернатора края -
Главы Администрации
Приморского края
А.И. Костенко
постановлением
Администрации Приморского края
от 18 июня 2012 года N 165-па
Краевая целевая инвестиционная программа "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Приморском крае" на 2013 - 2017 годы
Наименование Программы | краевая целевая инвестиционная программа "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Приморском крае" на 2013 - 2017 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке | Поручение Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 года N Пр-781 |
Координатор Программы | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края |
Государственные заказчики Программы | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края |
Разработчик Программы | управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края |
Цели и задачи Программы | цели Программы: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013 - 2017 годы в один этап |
Объемы и источники финансирования (в текущих ценах каждого года) | Общий объем финансирования из краевого бюджета - 524,302 млн. рублей, в том числе: |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы | текущее управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляют координатор и государственные заказчики Программы |
Целевые индикаторы | 1. Объем инвестиций в основной капитал (за счет всех источников) на мероприятия по развитию безопасного обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | в результате реализации Программы предполагается: |
Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2025 года одним из приоритетных направлений повышения экологической устойчивости территории определено развитие экологически безопасной и экономически эффективной системы обращения с отходами производства и потребления.
Развитие и совершенствование сферы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, в том числе за счет строительства и реконструкции объектов инфраструктуры по сбору и утилизации отходов, является непременным условием устойчивого развития Приморского края, и способствует улучшению комфортности проживания населения.
На территориях большинства муниципальных образований края утилизация бытовых отходов обеспечивается только вывозом отходов от населения на свалки, не имеющие природоохранных сооружений и зачастую расположенные на земельных участках, не отведенных в соответствии с действующим законодательством под складирование отходов.
При этом в крае официально зарегистрировано 176 мест организованного захоронения отходов.
Инфраструктура по переработке отходов на территории края практически не развивается. Исключение составляют только г. Уссурийск и г. Владивосток, в которых построены современные мусоросортировочные комплексы с полигонами по захоронению неутилизируемых отходов.
Повышение эффективности коммунального комплекса Приморского края напрямую cвязано с обновлением, увеличением производственных фондов уже существующих предприятий и созданием новых производств, что означает необходимость увеличения объемов привлекаемых инвестиций.
Для решения задач по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду необходимо создание системы привлечения инвестиций, в первую очередь внебюджетных, для создания экономически эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами производства и потребления.
Организация деятельности в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами относится, в соответствии с федеральным законодательством, к вопросам местного значения поселений (сбор и транспортировка отходов), городских округов и муниципальных районов.
При качественном бизнес-планировании создания эффективных и высокорентабельных производств по переработке отходов, включая учет необходимости создания эффективной системы сбора отходов, в Приморском крае имеется большой потенциал и существуют самые широкие возможности для создания предприятий по переработке отходов.
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю в структуре инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, на полигоны по утилизации, обезвреживанию и захоронению бытовых отходов инвестировано средств (в действующих ценах): в 2006 году - 27,3 млн. рублей, в 2007 году – 61,2 млн. рублей, в 2008 году – 2,8 млн. рублей, в 2009 году – 104,3 млн. рублей.
В связи с низкой бюджетной обеспеченностью муниципальных образований Приморского края, без привлечения государственных и внебюджетных инвестиций, ситуация в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами будет ухудшаться.
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами является необходимым условием ее стабильного функционирования и развития.
В условиях жесткой конкурентной борьбы территорий за инвестора необходима комплексная и постоянная работа по формированию благоприятной среды для реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами как на уровне региональной власти, так и на уровне местного самоуправления.
Для решения вышеперечисленных проблем в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в данной области деятельности, что обуславливает необходимость разработки и реализации отдельной Программы.
Кроме этого, Президент Российской Федерации поручил руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить подготовку долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов, привлечении средств частных инвесторов (поручение от 29 марта 2011 года N Пр-781).
Основными составляющими инвестиционного потенциала Приморского края в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами:
выгодное геостратегическое положение (приграничное положение с КНР, КНДР, близость к другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона);
наличие развитой транспортной инфраструктуры;
богатый минерально-сырьевой и ресурсный потенциал;
благоприятные природные условия;
выгодное приморское положение, наличие крупных действующих морских портов;
пересечение морских, железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных и телекоммуникационных трасс;
наличие свободных территорий для развития инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами;
относительно высокий образовательно-квалификационный уровень населения.
Основой устойчивого социально-экономического положения края и потенциалом его дальнейшего развития является реализация на территории края крупных инвестиционных проектов.
Активная инвестиционная политика, проводимая Администрацией Приморского края позволяет привлекать в край значительные инвестиции, создавать новые предприятия и обеспечивать рост объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Приморского края совершенствуется законодательная база, проводится работа по снижению административных барьеров, предоставляются различные виды государственной поддержки: налоговые льготы и государственные гарантии, субсидируется часть процентных ставок по кредитам банков, предоставляются иные целевые субсидии.
Законом Приморского края "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае" определены условия и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Приморского края, установлены гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности.
В рамках краевой долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае" на 2011-2013 годы продолжается создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии Приморского края, содействие развитию малого бизнеса в производственной и инновационной сферах, расширение способов доступа начинающим предпринимателям к финансовым ресурсам.
Краевая целевая программа "Улучшение инвестиционного климата в Приморском крае" на 2011-2015 годы призвана улучшить инвестиционный климат в Приморском крае путём создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и эффективных инструментов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Приморского края.
Основные проблемы муниципальных образований Приморского края в работе по привлечению инвестиций в сферу обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами:
невысокая инвестиционная активность в муниципальных образованиях;
низкий уровень бюджетной обеспеченности полномочий;
отсутствие мотивации у частных инвесторов;
недостаточное количество инвестиционных проектов, реализуемых с применением механизма государственно-частного партнерства;
отсутствие готовых инфраструктурных площадок;
отсутствие развитой инновационной деятельности;
неразвитая транспортная, инженерная инфраструктура;
узкий выбор использования механизмов привлечения инвестиций из существующих финансовых инструментов;
отсутствие специализированных структур (агентств по работе с инвестициями и инвестиционными проектами) для содействия инвесторам в сопровождении, реализации и продвижении инвестиционных проектов;
отсутствие опыта применения государственно-частного партнерства и других прогрессивных инструментов инвестиционной политики;
слабая проработка и несоответствие инвестиционных проектов международным стандартам для зарубежных и российских инвесторов.
Вышеперечисленные проблемы препятствуют реализации конкретных инвестиционных проектов и поиску способов их осуществления, сужают круг потенциальных инициаторов инвестиционных проектов и предложений.
Существующий уровень инвестиционной активности как российских, так и иностранных инвесторов не полностью соответствует потребностям экономического развития края и требуется решение проблемы улучшения инвестиционного климата в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.
К 2011 году в Приморском крае муниципальными образованиями края разработано более 10 проектов по созданию инфраструктуры в сфере обращения с твердыми и бытовыми отходами с общим объемом бюджетных инвестиций на сумму свыше 500 млн. рублей.
В современных условиях без значительной государственной поддержки большая часть муниципальных образований Приморского края не в состоянии создавать экологически безопасные и экономически эффективные системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, а также удовлетворять в полной мере потребности населения в данной сфере.
Из-за недостаточной доходной базы местных бюджетов развитие инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами невозможно без финансовой помощи за счет средств краевого бюджета.
В условиях дефицита свободных средств у коммунальных организаций для реализации инвестиционных программ развития требуется применение различных схем финансирования и методик тарифообразования, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Деятельность по привлечению инвестиций в сферу обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами должна носить системный характер и осуществляться программными методами.
Необходимо обеспечить принятие эффективных решений в сфере привлечения инвестиций за счет реализации связанных по задачам, ресурсам и срокам комплекса мероприятий в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.
Принятие Программы обусловлено необходимостью внедрения системного программно-целевого подхода в инвестиционной сфере, а также потребностью сферы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в увеличенных объемах инвестиционных ресурсов.
Формирование благоприятного инвестиционного климата будет способствовать увеличению объемов зарубежных и российских инвестиций в сферу обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, изменению структуры экономики, улучшению инвестиционной привлекательности Приморского края.
Программа предполагает проведение мероприятий по комплексному улучшению инвестиционного климата в крае в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, активизации государственной, муниципальной и предпринимательской деятельности по созданию современных и модернизации действующих производств, расширению источников и увеличению объемов инвестиций, организации высокоэффективного инвестиционного процесса.
Без скоординированной деятельности органов исполнительной власти Приморского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Приморскому краю, органов местного самоуправления муниципальных образований в Приморском крае, а также предпринимателей в решении вопросов реализации эффективных мероприятий в сфере инвестиционной деятельности и комплексного решения проблем в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, не представляется возможным стимулировать инвестиционную активность в данной сфере в Приморском крае.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена: