ЗАКОН
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
от 17 мая 2007 года N 67-КЗ
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ" НА 2007-2012 ГОДЫ
Принят Законодательным Собранием Приморского края 3 мая 2007 года
{Изменения:
Закон Приморского края от 14.07.2008 N 294-КЗ
Законом Приморского края от 14.07.2008 N 294-КЗ по тексту Программы слово "администрация" в соответствующем падеже заменено словом "Администрация", слова "управление по координации правоохранительной деятельности администрации Приморского края" в соответствующем падеже заменены словами "управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края", слова "департамент дорожного хозяйства администрации Приморского края" в соответствующем падеже заменено словами "департамент дорожного хозяйства Приморского края", слова "департамент образования и науки администрации Приморского края" в соответствующем падеже заменено словами "департамент образования и науки Приморского края", слова "департамент связи и информатизации администрации Приморского края" в соответствующем падеже заменены словами "департамент связи и информатизации Приморского края", слова "департамент социального развития и средств массовой информации администрации Приморского края" в соответствующем падеже заменены словами "департамент социального развития и средств массовой информации Приморского края", слова "департамент транспорта администрации Приморского края" в соответствующем падеже заменены словами "департамент промышленности и транспорта Приморского края", слова "департамент финансов администрации Приморского края" в соответствующем падеже заменены словами "департамент финансов Приморского края", слова "комитет экономического развития администрации Приморского края" в соответствующем падеже заменены словами "департамент экономического развития Приморского края" в соответствующих падежах
Закон Приморского края от 22.12.2008 N 372-КЗ
Закон Приморского края от 15.06.2009 N 439-КЗ
Закон Приморского края от 08.02.2010 N 571-КЗ
Закон Приморского края от 11.06.2010 N 625-КЗ
Закон Приморского края от 29.07.2010 N 655-КЗ
Закон Приморского края от 07.11.2012 N 107-КЗ}
Утвердить краевую целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае" на 2007-2012 годы (прилагается).
Признать утратившими силу законы Приморского края:
1) от 7 июня 2005 года N 259-КЗ "О краевой целевой программе "Первоочередные мероприятия по сокращению аварийности в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования Приморского края" на 2005-2009 годы" (Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2005, N 98, стр. 2);
2) от 27 декабря 2006 года N 24-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О краевой целевой программе "Первоочередные мероприятия по сокращению аварийности в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования Приморского края" на 2005-2009 годы" (Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2006, N 4, стр. 89).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор края
С.М. Дарькин
г. Владивосток
17 мая 2007 года
N 67-КЗ
Краевая целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае" на 2007-2012 годы
Наименование программы | краевая целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Приморском крае" на 2007-2012 годы (далее - Программа) | |
Основания разработки программы | Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; | |
Государственные заказчики программы | департамент дорожного хозяйства Приморского края; | |
{Строка "Государственные заказчики программы" в редакции Закона Приморского края от 11.06.2010 N 625-КЗ } | ||
Государственный заказчик-координатор программы | Администрация Приморского края | |
{Строка "Государственный заказчик программы" изложена в редакции Закона Приморского края от 14 .07.2008 N 294-КЗ } | ||
Основные разработчики программы | управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края; | |
{Строка "Основные разработчики программы" в редакции Закона Приморского края от 11.06.2010 N 625-КЗ } | ||
Цели и задачи программы | цель Программы: | |
{Строка "Цели и задачи программы" изложена в редакции Закона Приморского края от 29.07.2010 N 655-КЗ } | ||
Сроки и этапы реализации программы | Программа рассчитана на 2007-2012 годы и осуществляется в два этапа: |
Перечень основных мероприятий программы | техническое оснащение подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; | |
{Строка "Перечень основных мероприятий программы" в редакции Закона Приморского края от 11.06.2010 N 625-К З } | ||
Исполнители программы | департамент дорожного хозяйства Приморского края; | |
{строка "исполнители программы" дополнена Законом Приморского края от 11.06.2010 N 625-КЗ } | ||
Объем и источники финансирования | мероприятия Программы финансируются за счет средств краевого бюджета. Объем финансирования Программы на 2007-2012 годы составляет 1095317 тыс. рублей | |
{Строка "Объем и источники финансирования" изложена в редакции Закона Приморского края от 11.06.2010 N 625-КЗ } | ||
Ожидаемые конечные результаты программы | сокращение к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,26 раза по сравнению с аналогичным показателем 2005 года | |
{Строка " Ожидаемые конечные результаты программы" изложена в редакции Закона Приморского края от 29.07.2010 N 655-КЗ } | ||
Организация контроля за реализацией программы | контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы |
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2005 году на территории Приморского края произошло свыше 4275 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 596 человек, 5382 человека получили травмы и увечья различной степени тяжести. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 19,6 процента. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 6157 человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в Приморском крае являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие и на стоящее транспортное средство. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 11 процентов дорожно-транспортных происшествий. Каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое 15 - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось. Всего за этот период погибли около 2 тыс. пешеходов, свыше 13 тыс. пешеходов получили ранения разной степени тяжести.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Так, современный уровень автомобилизации в крае составляет 260 единиц техники на 1 тыс. жителей (в России 200 единиц на 1 тыс. жителей), тогда как дорожно-транспортная инфраструктура в крае соответствует уровню 60-100 единиц техники на 1 тыс. жителей.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в городах Приморского края происходит более 70 процентов всех зарегистрированных на территории Приморского края дорожно-транспортных происшествий. Вместе с тем на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов происходит до 25 процентов дорожно-транспортных происшествий, в которых из 100 пострадавших 14 гибнет.
Усугубление обстановки, связанной с аварийностью, и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые органами местного самоуправления в Приморском крае, не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности большинства муниципальных образований Приморского края и их значительных социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.
В Приморском крае фактически отсутствует система организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия органов исполнительной власти Приморского края, органов местного самоуправления, связанные с проведением указанных мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению. К 2012 году в Приморском крае ожидается увеличение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, до 662 человек и количества дорожно-транспортных происшествий до 5814. Ожидаемые показатели аварийности в условиях отсутствия программно-целевого метода приведены в приложении 1.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
социально-экономическая острота проблемы;
межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления и общественных институтов.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению проблемы повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности, их ожидаемой эффективности, обусловленное использованием новых подходов к решению задач в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также недостаточной скоординированностью деятельности исполнителей Программы на начальных стадиях ее реализации.
В целях управления указанным риском в процессе реализации Программы предусматриваются:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
Целью Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в Приморском крае. Ожидаемая динамика достижения показателей Программы приведена в приложении 2. Для достижения обозначенной цели Программы необходимо плановое решение следующих задач:
{абзац первый раздела 2 в редакции Закона Приморского края от 29.07.2010 N 655-КЗ}
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
сокращение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования краевого значения;
{абзац пятый раздела 2 изложен в редакции Закона Приморского края от 29.07.2010 N 655-КЗ}