ПРОГРАММА "СТРОИТЕЛЬСТВО РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА НА ОБОРОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ" Г. Владивосток 2000 г.
1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Концепция Программы основана на научном прогнозе о запасах биоресурсов в прибрежной зоне морей Дальнего Востока и анализе потребности в рыбопромысловом флоте, его технического обновления и модернизации.
Программа выдержана в рамках существующих федеральных и краевых программ в плане структурных преобразований промышленности, обеспечения продовольственной безопасности страны.
Целями Программы являются:
получение максимальной прибыли от рыбопромысловой деятельности с целью пополнения бюджетов всех уровней, а также накопления средств для обновления российской рыбопромысловой отрасли;
техническое обновление и модернизация среднетоннажного и маломерного флота для прибрежного рыболовства предприятий рыбной отрасли;
загрузка судоремонтно - судостроительных производственных мощностей оборонных предприятий Приморского края.
Учитывая, что суда являются сложными инженерными сооружениями, трудоемки и продолжительны по времени изготовления, основными условиями достижения результата являются:
1. Концентрация капитала всех заинтересованных инвесторов, участвующих в реализации Программы.
2. Предоставление льготных условий финансирования для обеспечения необходимой рентабельности и окупаемости проектов строительства судов, В целях поддержки отечественного судостроения, для достижения льготных условий финансирования необходимо предусмотреть:
освобождение (или уменьшение) от ставок местных налогов на период окупаемости проектов строительства судов, а также решение вопроса уменьшения ставок федеральных налогов на уровне Правительства России и Государственной Думы Российской Федерации;
решение вопроса о снижении импортной пошлины, тарифов и налога на добавленную стоимость на комплектующее оборудование для строящихся судов, не выпускаемого предприятиями России;
приоритет при выделении лимитов на водные биологические объекты для пользователей, заказывающих рыбопромысловый флот на российских судоверфях, с учетом срока окупаемости, установленного проектом финансирования строительства судов, а тактике того, что строительство судов для пользователей будет производиться взамен списываемых судов.
Финансовые условия строительства судов с учетом льгот должны быть уточнены при разработке бизнес - планов, обоснований инвестиций на строительство каждого типа судна на конкретном заводе при создании современных условий организации строительства судов.
3. Конкурсная основа размещения заказов на строительство судов.
Стратегическая роль рыбохозяйственного комплекса в жизнеобеспечении государства однозначно высока, т. к. он в конечном итоге решает задачи продовольственной безопасности страны. Применительно к нашему региону - это треть промышленного производства, наполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, около 90 тыс. рабочих мест только для жителей Приморья и т. д.
Состояние рыбодобывающего флота свидетельствует, что развитие рыбохозяйственного комплекса возможно через возрождение и активизацию судостроительной отрасли и смежных с нею производств.
Реализация данной Программы в Приморском крае позволит решить задачи:
возрождения производственной деятельности промышленных предприятий, повышения экономической эффективности, сохранения и развития технологического и общепроизводственного потенциала, в первую очередь, предприятий оборонно - промышленного комплекса Приморья;
восстановления около 3000 рабочих мест;
выработки и реализации единой политики структурных преобразований предприятий в связи с конверсией и реструктуризацией производства;
разработки и внедрения механизма развития кооперации и концентрации инвестиционных ресурсов.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ПРИБРЕЖНОГО ФЛОТА, ПОТРЕБНОСТИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА, АНАЛИЗ РЫНКА
Несмотря на общую тенденцию наметившейся стабилизации промышленного производства в России, промышленность Дальнего Востока, в том числе рыбная, продолжает оставаться в тяжелом положении. В последние годы продолжается тенденция снижения объемов вылова морских биоресурсов как за счет снижения объемов допустимого улова (ОДУ) в пределах исключительной экономической зоны России, так и за счет снижения объемов промысла за пределами исключительной экономической зоны России из - за низкой эффективности промысла. Численный состав рыбопромыслового флота позволяет осваивать выделяемые объемы допустимого улова, однако, прогрессирующее старение рыбопромыслового флота не позволяет обеспечить высокую экономическую эффективность освоения объектов промысла. Общий физический износ рыбопромыслового флота составляет около 50 процентов.
Повсеместной практикой стали задержки списания физически и морально устаревших судов. Их восстановление и реновация в большинстве случаев ведут к торможению внедрения достижений научно - технического прогресса, удорожанию эксплуатационных расходов, особенно с учетом ремонта судов за рубежом.
При этом для стабильного развития рыбопромысловый флот региона необходимо не только обновлять, но и видоизменять его качественный состав, т. к. по прогнозам науки до 2010 г. наметилась тенденция к освоению необлавливаемых и нетрадиционных объемов промысла, а также переход к судам с высокой степенью переработки рыбных объектов промысла. Развитие технических возможностей в вылове водных биоресурсов повышает роль среднетоннажных и малых судов, отвечающих эффективному использованию и сохранению водных биоресурсов.
Анализ состояния рыбодобывающего флота в Дальневосточном бассейне в целом и Приморском крае, в частности, показывает, что: