Недействующий

Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2012-2015 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2012 - 2015 годы

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации",
 Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений",
 Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации",
 Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
 постановление  Правительства  Российской  Федерации  от
 19 декабря 1997 года N 1605 "О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации",
 поручение Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N Пр-3534 "О разработке комплекса налоговых и иных мер, направленных на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики",
 поручение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N ИШ-П13-2692 "О разработке и реализации региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации",
 областной закон от 23 декабря 2002 года N 95-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области",
 постановление  Администрации  Смоленской  области  от
 21 апреля 2008 года N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ"

Заказчик Программы  ( позиция в редакции постановления Администрации Смоленской области от 15.03.2013N 172 ,НГР: RU 670002013000111)

Департамент экономического развития Смоленской области

Разработчик Программы

Департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области

Цель и задачи Программы  (позиция в редакции постановления Администрации Смоленской области от  12.10.2012 N 752,НГР: RU 67000201200551)

целью  Программы  является  улучшение  инвестиционного климата в Смоленской области.
 Задачами Программы являются:
 - создание благоприятной для инвестиций административной среды в Смоленской области;

 - создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;

 - формирование  финансовых  механизмов  привлечения и поддержки инвестиций;

  - активизация  презентационной  и  выставочно-ярмарочной деятельности

Целевые показатели Программы
 ( позиция в редакции постановлений Администрации Смоленской области от  12.10.2012 N 752,НГР: RU 67000201200551, от 18.10.2013 N 790 НГР RU 67000201300503)

целевыми показателями Программы являются:
 - увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), который составит:
 - в 2012 году - до 46 356 млн. рублей;

 - в 2013 году - до 49 995 млн. рублей;

 - в 2014 году - до 48657 млн. рублей;

 - в 2015 году - до 54025 млн. рублей;

 - увеличение объема прямых иностранных инвестиций, который составит:
 - в 2012 году - до 2535 тыс. долларов США;

 - в 2013 году - до 1 950 тыс. долларов США;

 - в 2014 году - до 2 050 тыс. долларов США;

 - в 2015 году - до 2 300 тыс. долларов США

Сроки реализации Программы

2012-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы
 (позиция в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 18.12.2012 N 1018,НГР: RU 67000201200 773, от 20.05.2013 N 366 НГР RU 67000201300223 , от 18.10.2013 N 790 НГР RU 67000201300503 , от от 25.12.2013 N 1097 НГР RU 67000201300709 )

общий объем финансирования Программы составляет 167 093,5 тыс. рублей. Программа финансируется за счет средств областного бюджета

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

(раздел в редакции постановления Администрации Смоленской области от 12.10.2012 N 752,НГР:RU67000201200551)

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418, одной из важнейших тенденций социально-экономического развития региона является обоснование и осуществление ключевых направлений структурных сдвигов в промышленности, осуществляемых на основе проведения активной и согласованной системы мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности и повышение эффективности роста промышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках, обеспечивающих наполнение рынка отечественной продукцией высокого качества по доступным ценам и формирование доходов бюджета.

Основной целью инвестиционной политики Смоленской области является обеспечение экономического подъема региона за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и отрасли хозяйства.

Среди субъектов Российской Федерации наблюдается постоянная конкуренция по созданию более привлекательного инвестиционного климата с целью увеличения объемов инвестиций, вкладываемых инвесторами в развитие экономики региона. Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития области.

Рост инвестиций способствует подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, изношенности основных фондов в промышленности. Только привлечение инвестиций в экономику может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала.

Анализ текущего состояния инвестиционной деятельности в Смоленской области позволяет сделать вывод о наличии достаточно высоких темпов роста инвестиционных вложений.

Динамика инвестиций в основной капитал в 2006-2011 годах и прогноз на 2012 год приведены в схеме 1.

Схема 1

Общий объем инвестиций в основной капитал, направленных на социально-экономическое развитие Смоленской области в 2006-2010 годах, составил 160,6 млрд. рублей. По прогнозной оценке, в 2011 году на развитие экономики Смоленской области будут направлены инвестиции в основной капитал в сумме 52,8 млрд. рублей, что превысит объем инвестиций 2006 года (16 млрд. рублей) более чем в 3 раза, прогнозный показатель на 2012 год определен на уровне 58 млрд. рублей. По отношению к 2006 году в 2011 году инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах, по прогнозной оценке, вырастут в 1,9 раза.

Динамика иностранных инвестиций, поступивших в Смоленскую область, в 2006-2011 годах и прогноз на 2012 год приведены в схеме 2.

Схема 2

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Смоленской области, в 2010 году составил 292,6 млн. долларов США, что в 1,2 раза превышает показатель 2009 года и в 7,5 раза - показатель 2006 года. По прогнозной оценке, в 2011 году на развитие экономики региона будут направлены 326,4 млн. долларов США.

Положительная динамика привлечения инвестиций в регион подтверждается тем, что по показателю "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал" Смоленская область занимает положение выше среднего по Центральному федеральному округу и выше среднероссийского уровня.

Рейтинг Смоленской области по показателю "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал" приведен в таблице.

     Таблица

Показатель

2009 год

2010 год

первое полугодие 2011 года

"Индекс физического объема инвестиций в основной капитал"

по Центральному федерального округу

10-е место

2-е место

6-е место

по Российской Федерации

39-е место

7-е место

25-е место

По результатам проведенного Минрегионом России анализа инвестиционной активности регионов Смоленская область относится к регионам с низкой инвестиционной активностью и занимает 52-е место из 83 субъектов Российской Федерации. В эту же группу включены также такие регионы Центрального федерального округа, как Ярославская, Курская, Тамбовская, Тульская, Владимирская, Рязанская, Ивановская, Орловская и Костромская области.

Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в 2010 году имели следующие виды экономической деятельности: транспорт и связь (39,2 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (31,4 %), обрабатывающие производства (10,6 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (6,3 %). В целях диверсификации экономики Смоленской области следует наращивать объемы инвестиций в обрабатывающие производства, сосредотачивая меры государственной поддержки предприятий, относящихся к данному виду экономической деятельности.

В 2010 году в структуре инвестиций в основной капитал по видам преобладают инвестиции в пассивную часть основных фондов (здания и сооружения), удельный вес которых составляет 46 %, инвестиции в активную часть основных фондов (машины, оборудование, транспортные средства) составляют 38,7 %, т.е. инвестиции направляются в гораздо меньшей степени на модернизацию и развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона.

Основным источником инвестиций в 2008-2010 годах явились привлеченные средства. Их доля в структуре инвестиций в основной капитал увеличилась на 18,5 % (с 61,5 % в 2008 году до 80 % в 2010 году) в основном за счет увеличения доли заемных средств других организаций. Однако в структуре привлеченных средств заметно снизилась доля кредитных ресурсов банков - с 32 % в 2008 году до 9,4 % в 2010 году.

В этом периоде наблюдается снижение удельного веса собственных средств с 38,5 % в 2008 году до 20 % в 2010 году в связи со снижением доли амортизации в структуре источников финансирования.

Одним из негативных последствий финансового кризиса 2008 года явилось ужесточение банками требований к заемщикам, ухудшение условий кредитования. В целях стимулирования инвестиционной активности предприятий и привлечения кредитных ресурсов банков в инвестиционный процесс Программой предусматриваются мероприятия по увеличению государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе в форме предоставления инвесторам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов.