Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2012 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", |
Заказчик Программы ( позиция в редакции постановления Администрации Смоленской области от 15.03.2013N 172 ,НГР: RU 670002013000111) | Департамент экономического развития Смоленской области |
Разработчик Программы | Департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области |
Цель и задачи Программы (позиция в редакции постановления Администрации Смоленской области от 12.10.2012 N 752,НГР: RU 67000201200551) | целью Программы является улучшение инвестиционного климата в Смоленской области. |
Целевые показатели Программы | целевыми показателями Программы являются: |
Сроки реализации Программы | 2012-2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 167 093,5 тыс. рублей. Программа финансируется за счет средств областного бюджета |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
(раздел в редакции постановления Администрации Смоленской области от 12.10.2012 N 752,НГР:RU67000201200551)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418, одной из важнейших тенденций социально-экономического развития региона является обоснование и осуществление ключевых направлений структурных сдвигов в промышленности, осуществляемых на основе проведения активной и согласованной системы мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности и повышение эффективности роста промышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках, обеспечивающих наполнение рынка отечественной продукцией высокого качества по доступным ценам и формирование доходов бюджета.
Основной целью инвестиционной политики Смоленской области является обеспечение экономического подъема региона за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и отрасли хозяйства.
Среди субъектов Российской Федерации наблюдается постоянная конкуренция по созданию более привлекательного инвестиционного климата с целью увеличения объемов инвестиций, вкладываемых инвесторами в развитие экономики региона. Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития области.
Рост инвестиций способствует подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, изношенности основных фондов в промышленности. Только привлечение инвестиций в экономику может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала.
Анализ текущего состояния инвестиционной деятельности в Смоленской области позволяет сделать вывод о наличии достаточно высоких темпов роста инвестиционных вложений.
Динамика инвестиций в основной капитал в 2006-2011 годах и прогноз на 2012 год приведены в схеме 1.
Схема 1
Общий объем инвестиций в основной капитал, направленных на социально-экономическое развитие Смоленской области в 2006-2010 годах, составил 160,6 млрд. рублей. По прогнозной оценке, в 2011 году на развитие экономики Смоленской области будут направлены инвестиции в основной капитал в сумме 52,8 млрд. рублей, что превысит объем инвестиций 2006 года (16 млрд. рублей) более чем в 3 раза, прогнозный показатель на 2012 год определен на уровне 58 млрд. рублей. По отношению к 2006 году в 2011 году инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах, по прогнозной оценке, вырастут в 1,9 раза.
Динамика иностранных инвестиций, поступивших в Смоленскую область, в 2006-2011 годах и прогноз на 2012 год приведены в схеме 2.
Схема 2
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Смоленской области, в 2010 году составил 292,6 млн. долларов США, что в 1,2 раза превышает показатель 2009 года и в 7,5 раза - показатель 2006 года. По прогнозной оценке, в 2011 году на развитие экономики региона будут направлены 326,4 млн. долларов США.
Положительная динамика привлечения инвестиций в регион подтверждается тем, что по показателю "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал" Смоленская область занимает положение выше среднего по Центральному федеральному округу и выше среднероссийского уровня.
Рейтинг Смоленской области по показателю "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал" приведен в таблице.
Таблица
Показатель | 2009 год | 2010 год | первое полугодие 2011 года | |
"Индекс физического объема инвестиций в основной капитал" | по Центральному федерального округу | 10-е место | 2-е место | 6-е место |
по Российской Федерации | 39-е место | 7-е место | 25-е место |
По результатам проведенного Минрегионом России анализа инвестиционной активности регионов Смоленская область относится к регионам с низкой инвестиционной активностью и занимает 52-е место из 83 субъектов Российской Федерации. В эту же группу включены также такие регионы Центрального федерального округа, как Ярославская, Курская, Тамбовская, Тульская, Владимирская, Рязанская, Ивановская, Орловская и Костромская области.
Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в 2010 году имели следующие виды экономической деятельности: транспорт и связь (39,2 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (31,4 %), обрабатывающие производства (10,6 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (6,3 %). В целях диверсификации экономики Смоленской области следует наращивать объемы инвестиций в обрабатывающие производства, сосредотачивая меры государственной поддержки предприятий, относящихся к данному виду экономической деятельности.
В 2010 году в структуре инвестиций в основной капитал по видам преобладают инвестиции в пассивную часть основных фондов (здания и сооружения), удельный вес которых составляет 46 %, инвестиции в активную часть основных фондов (машины, оборудование, транспортные средства) составляют 38,7 %, т.е. инвестиции направляются в гораздо меньшей степени на модернизацию и развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона.
Основным источником инвестиций в 2008-2010 годах явились привлеченные средства. Их доля в структуре инвестиций в основной капитал увеличилась на 18,5 % (с 61,5 % в 2008 году до 80 % в 2010 году) в основном за счет увеличения доли заемных средств других организаций. Однако в структуре привлеченных средств заметно снизилась доля кредитных ресурсов банков - с 32 % в 2008 году до 9,4 % в 2010 году.
В этом периоде наблюдается снижение удельного веса собственных средств с 38,5 % в 2008 году до 20 % в 2010 году в связи со снижением доли амортизации в структуре источников финансирования.
Одним из негативных последствий финансового кризиса 2008 года явилось ужесточение банками требований к заемщикам, ухудшение условий кредитования. В целях стимулирования инвестиционной активности предприятий и привлечения кредитных ресурсов банков в инвестиционный процесс Программой предусматриваются мероприятия по увеличению государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе в форме предоставления инвесторам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов.