Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2011 года N 603

Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2012-2015 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 января 2014 года на основании постановления Администрации Смоленской области от 31.01.2014 N 29.
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Администрации Смоленской области
от 15.06.2012N 353,НГР:RU67000201200255,

от 12.10.2012 N 752,НГР:RU67000201200551,

от 30.10.2012N 805,НГР:RU67000201200602,

от 18.12.2012 N 1018,НГР:RU67000201200773,

от 15.03.2013N 172 ,НГР:RU670002013000111,

от 20.05.2013 N 366 НГР RU67000201300223,

от 18.10.2013 N 790 НГР RU67000201300503

от 25.12.2013 N 1097 НГР RU67000201300709)

Администрация Смоленской области постановляет:

Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2012-2015 годы (далее также - Программа).

     Губернатор
     Смоленской области С.В. Антуфьев



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Смоленской области
от 30.09.2011 N 603



ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2012 - 2015 годы


Смоленск 2011

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Повышение инвестиционного потенциала Смоленской области" на 2012 - 2015 годы

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации",
 Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений",
 Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации",
 Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
 постановление  Правительства  Российской  Федерации  от
 19 декабря 1997 года N 1605 "О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации",
 поручение Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N Пр-3534 "О разработке комплекса налоговых и иных мер, направленных на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики",
 поручение Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N ИШ-П13-2692 "О разработке и реализации региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации",
 областной закон от 23 декабря 2002 года N 95-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Смоленской области",
 постановление  Администрации  Смоленской  области  от
 21 апреля 2008 года N 248 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ"

Заказчик Программы  ( позиция в редакции постановления Администрации Смоленской области от 15.03.2013N 172 ,НГР: RU 670002013000111)

Департамент экономического развития Смоленской области

Разработчик Программы

Департамент экономического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Смоленской области

Цель и задачи Программы  (позиция в редакции постановления Администрации Смоленской области от  12.10.2012 N 752,НГР: RU 67000201200551)

целью  Программы  является  улучшение  инвестиционного климата в Смоленской области.
 Задачами Программы являются:
 - создание благоприятной для инвестиций административной среды в Смоленской области;

 - создание подготовленной инфраструктуры для инвестиций;

 - формирование  финансовых  механизмов  привлечения и поддержки инвестиций;

  - активизация  презентационной  и  выставочно-ярмарочной деятельности

Целевые показатели Программы
 ( позиция в редакции постановлений Администрации Смоленской области от  12.10.2012 N 752,НГР: RU 67000201200551, от 18.10.2013 N 790 НГР RU 67000201300503)

целевыми показателями Программы являются:
 - увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств), который составит:
 - в 2012 году - до 46 356 млн. рублей;

 - в 2013 году - до 49 995 млн. рублей;

 - в 2014 году - до 48657 млн. рублей;

 - в 2015 году - до 54025 млн. рублей;

 - увеличение объема прямых иностранных инвестиций, который составит:
 - в 2012 году - до 2535 тыс. долларов США;

 - в 2013 году - до 1 950 тыс. долларов США;

 - в 2014 году - до 2 050 тыс. долларов США;

 - в 2015 году - до 2 300 тыс. долларов США

Сроки реализации Программы

2012-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы
 (позиция в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 18.12.2012 N 1018,НГР: RU 67000201200 773, от 20.05.2013 N 366 НГР RU 67000201300223 , от 18.10.2013 N 790 НГР RU 67000201300503 , от от 25.12.2013 N 1097 НГР RU 67000201300709 )

общий объем финансирования Программы составляет 167 093,5 тыс. рублей. Программа финансируется за счет средств областного бюджета

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

(раздел в редакции постановления Администрации Смоленской области от 12.10.2012 N 752,НГР:RU67000201200551)

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 26.11.2007 N 418, одной из важнейших тенденций социально-экономического развития региона является обоснование и осуществление ключевых направлений структурных сдвигов в промышленности, осуществляемых на основе проведения активной и согласованной системы мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности и повышение эффективности роста промышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках, обеспечивающих наполнение рынка отечественной продукцией высокого качества по доступным ценам и формирование доходов бюджета.

Основной целью инвестиционной политики Смоленской области является обеспечение экономического подъема региона за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и отрасли хозяйства.

Среди субъектов Российской Федерации наблюдается постоянная конкуренция по созданию более привлекательного инвестиционного климата с целью увеличения объемов инвестиций, вкладываемых инвесторами в развитие экономики региона. Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития области.

Рост инвестиций способствует подъему промышленного производства, общему оздоровлению экономики, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, изношенности основных фондов в промышленности. Только привлечение инвестиций в экономику может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала.

Анализ текущего состояния инвестиционной деятельности в Смоленской области позволяет сделать вывод о наличии достаточно высоких темпов роста инвестиционных вложений.

Динамика инвестиций в основной капитал в 2006-2011 годах и прогноз на 2012 год приведены в схеме 1.

Схема 1

Общий объем инвестиций в основной капитал, направленных на социально-экономическое развитие Смоленской области в 2006-2010 годах, составил 160,6 млрд. рублей. По прогнозной оценке, в 2011 году на развитие экономики Смоленской области будут направлены инвестиции в основной капитал в сумме 52,8 млрд. рублей, что превысит объем инвестиций 2006 года (16 млрд. рублей) более чем в 3 раза, прогнозный показатель на 2012 год определен на уровне 58 млрд. рублей. По отношению к 2006 году в 2011 году инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах, по прогнозной оценке, вырастут в 1,9 раза.

Динамика иностранных инвестиций, поступивших в Смоленскую область, в 2006-2011 годах и прогноз на 2012 год приведены в схеме 2.

Схема 2

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Смоленской области, в 2010 году составил 292,6 млн. долларов США, что в 1,2 раза превышает показатель 2009 года и в 7,5 раза - показатель 2006 года. По прогнозной оценке, в 2011 году на развитие экономики региона будут направлены 326,4 млн. долларов США.

Положительная динамика привлечения инвестиций в регион подтверждается тем, что по показателю "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал" Смоленская область занимает положение выше среднего по Центральному федеральному округу и выше среднероссийского уровня.

Рейтинг Смоленской области по показателю "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал" приведен в таблице.

     Таблица

Показатель

2009 год

2010 год

первое полугодие 2011 года

"Индекс физического объема инвестиций в основной капитал"

по Центральному федерального округу

10-е место

2-е место

6-е место

по Российской Федерации

39-е место

7-е место

25-е место

По результатам проведенного Минрегионом России анализа инвестиционной активности регионов Смоленская область относится к регионам с низкой инвестиционной активностью и занимает 52-е место из 83 субъектов Российской Федерации. В эту же группу включены также такие регионы Центрального федерального округа, как Ярославская, Курская, Тамбовская, Тульская, Владимирская, Рязанская, Ивановская, Орловская и Костромская области.

Основной удельный вес в структуре инвестиций в основной капитал в 2010 году имели следующие виды экономической деятельности: транспорт и связь (39,2 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (31,4 %), обрабатывающие производства (10,6 %), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (6,3 %). В целях диверсификации экономики Смоленской области следует наращивать объемы инвестиций в обрабатывающие производства, сосредотачивая меры государственной поддержки предприятий, относящихся к данному виду экономической деятельности.

В 2010 году в структуре инвестиций в основной капитал по видам преобладают инвестиции в пассивную часть основных фондов (здания и сооружения), удельный вес которых составляет 46 %, инвестиции в активную часть основных фондов (машины, оборудование, транспортные средства) составляют 38,7 %, т.е. инвестиции направляются в гораздо меньшей степени на модернизацию и развитие. Это вызывает снижение влияния инвестиционного процесса на социально-экономическое развитие региона.

Основным источником инвестиций в 2008-2010 годах явились привлеченные средства. Их доля в структуре инвестиций в основной капитал увеличилась на 18,5 % (с 61,5 % в 2008 году до 80 % в 2010 году) в основном за счет увеличения доли заемных средств других организаций. Однако в структуре привлеченных средств заметно снизилась доля кредитных ресурсов банков - с 32 % в 2008 году до 9,4 % в 2010 году.

В этом периоде наблюдается снижение удельного веса собственных средств с 38,5 % в 2008 году до 20 % в 2010 году в связи со снижением доли амортизации в структуре источников финансирования.

Одним из негативных последствий финансового кризиса 2008 года явилось ужесточение банками требований к заемщикам, ухудшение условий кредитования. В целях стимулирования инвестиционной активности предприятий и привлечения кредитных ресурсов банков в инвестиционный процесс Программой предусматриваются мероприятия по увеличению государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе в форме предоставления инвесторам субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов.

В Смоленской области создана эффективная система мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленная на стимулирование инвестиционных процессов в регионе, оказание финансовой и административной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории региона.

Предусмотрены такие формы государственной поддержки инвесторов, как налоговые льготы; бюджетные инвестиции; субсидии по кредитам, лизинговым платежам и по обслуживанию облигаций; государственные гарантии Смоленской области; инвестиционные налоговые кредиты; сопровождение инвестиционных проектов и другие.

Весь набор инструментов регулирования инвестиционной деятельности уже начал давать положительные результаты. В Смоленской области идет процесс реконструкции и модернизации уже действующих предприятий и создания новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом.

В 2009 году государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Смоленской области была оказана 15 предприятиям для реализации 19 одобренных инвестиционных проектов Смоленской области, в 2010 году - 24 предприятиям для реализации 27 одобренных инвестиционных проектов Смоленской области. Среди них такие крупные предприятия региона, как ОАО "ОСРАМ", ОАО "Айсберг", ООО "Арсенал СТ", ООО "Ярцевский хлопчатобумажный комбинат", ФГУП "СПО "Аналитприбор", ЗАО "РОСНЕРУД", ООО "Птицефабрика "Сметанино" и другие.

Размер государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2010 году всего составил 34,9 млн. рублей (что в 1,5 раза больше чем в 2009 году), в том числе в форме:

- субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам - 25,8 млн. рублей (что в 1,3 раза больше чем в 2009 году);

- льгот по налогам - 9,1 млн. рублей (что в 2,9 раза больше чем в 2009 году).

Следует продолжать сложившуюся практику предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Существенным фактором, сдерживающим развитие региона, является отсутствие на территории Смоленской области сформированных промышленных зон и организованных на их базе площадок для промышленной застройки. С этой целью Программой предусмотрены мероприятия по аккумулированию средств областного бюджета в рамках инвестиционного фонда Смоленской области, средства которого будут направляться на обеспечение инвестиционных площадок объектами транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры.

(абзац в редакции постановления Администрации Смоленской области от 20.05.2013 N 366 НГР RU67000201300223)

Важным фактором привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций в Смоленскую область является повышение уровня информированности бизнес-сообщества об инвестиционном потенциале региона, продвижение Смоленской области на российский и международные рынки, что создает основу для устойчивого экономического роста и способствует регулярному обмену информацией и деловому сотрудничеству.

В 2010 году в рамках презентации инвестиционных возможностей региона организованы и проведены мероприятия, среди которых можно отметить наиболее крупные:

- участие в Международной выставке транспорта и логистики "SITL Europe - 2010" в г. Париже;

- презентация инвестиционного потенциала и инвестиционных проектов Смоленской области в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;

- участие в работе Российско-Финляндского инвестиционного форума с представлением экспозиции в г. Хельсинки, а также в работе промышленной выставки FinnTec/ToolTec 2010;

- участие IX Международном инвестиционном форуме "Сочи - 2010" в г. Сочи;

- презентация инвестиционных возможностей региона на Межпарламентской Ассамблее стран - участниц Союза Независимых Государств в г. Санкт-Петербурге;

- представление инвестиционных проектов муниципальных образований Смоленской области на III Национальном инвестиционном Форуме "Муниципальная Россия - 2010" в г. Москве;

- презентация инвестиционного потенциала Смоленской области для Посольства Республики Франции в г. Москве.

В 2011 году продолжилась работа по формированию благоприятного имиджа Смоленской области. Среди основных мероприятий данного направления можно выделить следующие:

- участие делегации Смоленской области в Межрегиональной конференции региональных отделений Всероссийской политической партии "Единая Россия" Центрального федерального округа "Стратегия социально-экономического развития Центральной России до 2020 года. Программа на 2011-2012 годы" в г. Брянске;

- проведение презентации экономического и инвестиционного потенциала Смоленской области в Посольстве Литовской Республики в Российской Федерации;

- проведение презентации инвестиционного потенциала Смоленской области в Посольстве Республики Польша в Российской Федерации;

- проведение презентации экономического и инвестиционного потенциала Смоленской области в Посольстве Республики Болгарии в Российской Федерации;

- участие в X Международном инвестиционном форуме "Сочи - 2011" в г. Сочи.

Вместе с тем уровень и качество презентационных и выставочно-ярмарочных мероприятий необходимо постоянно совершенствовать.

Продвижение Смоленской области на внутреннем и международном рынках с целью привлечения инвестиций невозможно без эффективного информационного сопровождения инвестиционной политики региона как на региональном, так и на федеральном уровнях. Важнейшее место в этом деле отводится форумам, проводимым в Смоленской области, мероприятиям, связанным с определением и присвоением региону кредитного рейтинга;презентациям Смоленской области в ближнем и дальнем зарубежье, участию в выставках и другим мероприятиям.

В целях обеспечения дальнейшего поступательного развития внешнеэкономических связей Смоленской области разработан комплекс мероприятий, направленных на расширение экономического сотрудничества и привлечение в регион российских и иностранных инвесторов.

Важнейший показатель общеэкономической ситуации и перспектив развития области - состояние инвестиционного климата, основными составляющими которого являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2009-2010 годов, проведенного рейтинговым агентством "Эксперт РА", инвестиционный рейтинг Смоленской области находится в группе 3В1, что означает пониженный инвестиционный потенциал при умеренном риске. Среди регионов России Смоленская область сейчас занимает 29-е место по инвестиционному риску, при этом наименьший инвестиционный риск на территории региона - социальный. По показателю "инвестиционный потенциал" Смоленская область занимает 50-е место (в предыдущий период – 53-е место), при этом наибольший потенциал для дальнейшего развития - инфраструктурный.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»