Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2012 года N 599

Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие льняного комплекса Смоленской области" на 2012 - 2014 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Администрации Смоленской области от 27.12.2013 N 1170.
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Администрации Смоленской области
от 15.10.2012 N 754,НГР:RU67000201200553,
от 22.11.2012 N 896 НГР:RU67000201200674)

от 14.12.2012 N 981,НГР:RU67000201200730)

от 24.12.2012 N 1075,НГР:RU67000201200767)

от 08.04.2013N 239,НГР:RU6700021300170)

от 13.05.2013 N 362 НГР:RU67000201300215)

от 23.10.2013N 806,НГР:RU67000201300539)

от 18.12.2013 N 1028 НГР RU67000201300697)


В целях увеличения производства продукции льноводства и степени переработки льняного сырья в Смоленской области для обеспечения предприятий текстильной промышленности высококачественным, конкурентоспособным льносырьем

Администрация Смоленской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие льняного комплекса Смоленской области" на 2012 - 2014 годы (далее также – Программа).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением положений, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

Положения Программы в части, касающейся 2013 и 2014 годов, вступают в силу соответственно с 1 января 2013 года и 1 января 2014 года и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".

     Губернатор
     Смоленской области А.В. Островский

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
 Смоленской области
 от 31.08.2012 N 599

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие льняного комплекса Смоленской области" на 2012 - 2014 годы

Смоленск 2012

Паспорт Программы


Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Развитие льняного комплекса Смоленской области" на  2012 - 2014 годы

Основание для разработки Программы
 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 08.04.2013N 239,НГР: RU 6700021300170)

Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Ф едерации";
Федеральный закон от 29.12.2006  N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной  программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

Заказчик Программы

Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию

Разработчик Программы

Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию

Цель и задачи Программы

целью Программы является увеличение производства продукции льноводства и степени переработки льняного сырья в Смоленской области для обеспечения предприятий текстильной промышленности высококачественным, конкурентоспособным льносырьем.
 Задачи Программы:
  - увеличение валового производства и реализации продукции льноводства;

 - увеличение выработки льноволокна и степени переработки льняного сырья;

 - техническая и технологическая модернизация производства и переработки льна

Целевые показатели Программы

- увеличение посевных площадей льна-долгунца с  1,9 тыс. гектаров в 2011 году до 4,8 тыс. гектаров в 2014 году;

- увеличение производства льноволокна с 1,1 тыс. тонн в 2011 году до 3,3 тыс. тонн в 2014 году;

 - увеличение урожайности льна в переводе на волокно с 6,6 центнера с гектара в  2011 году до 6,8 центнера с гектара в 2014 году;

 - увеличение реализации льноволокна с 1 тыс. тонн в 2011 году до 2,3 тыс. тонн в 2014 году;

 - увеличение выручки от реализации льна с 12,8 млн. рублей в 2011 году до 80,5 млн. рублей в 2014 году;

 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 13.05.2013 N 362 НГР: RU 67000201300215 )
 - количество созданных рабочих мест составит 93 единицы, в том числе:
 - в 2012 году - 26 единиц;

 - в 2013 году - 31 единицу;

 - в 2014 году - 36 единиц

Сроки реализации Программы

2012 - 2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы
 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 23.10.2013N 806,НГР: RU 67000201300539)

общий объем финансирования Программы за счет всех источников финансирования составляет500,167 млн. рублей, в том числе:
 - средства областного бюджета - 97,3 млн. рублей;

 - средства федерального бюджета - 52,267 млн. рублей;

 - средства внебюджетных источников - 350,6 млн. рублей, из них:
 - собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - 53 млн. рублей;

 - заемные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - 297,6 млн. рублей.
 В том числе по годам:
 - 2012 год:
 - всего - 54,034 млн. рублей, в том числе:
 - средства областного бюджета - 3 млн. рублей;

 - средства федерального бюджета - 8,434 млн. рублей;

 - средства внебюджетных источников - 42,6 млн. рублей, из них:
 - собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - 22 млн. рублей;

 - заемные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - 20,6 млн. рублей;

 - 2013 год:
 - всего - 227,833 млн. рублей, в том числе:
 - средства федерального бюджета - 43,833 млн. рублей
 - средства областного бюджета - 46 млн. рублей;

 - средства внебюджетных источников - 138 млн. рублей, из них:
 - собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - 14 млн. рублей;

 - заемные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - 124 млн. рублей;

 - 2014 год:
 - всего - 218,3 млн. рублей, в том числе:
 - средства областного бюджета - 48,3 млн. рублей;

 - средства внебюджетных источников - 170 млн. рублей, из них:
 - собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - 17 млн. рублей;

 - заемные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) - 153 млн. рублей

Примечание. Признано утратившим силу постановлением Администрации Смоленской области от 22.11.2012 N 896 НГР:RU67000201200674

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Лен-долгунец - древнейшая сельскохозяйственная культура, которая издавна возделывалась в Смоленской области. В силу благоприятных природных климатических условий для возделывания этой культуры (среди льносеющих областей Смоленская область имеет наивысший балл интегрального индекса оценки естественных условий производства льна-долгунца, который равен 1,65) льноводство на Смоленщине занимает особое место. Лен являлся важнейшим источником дохода сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В настоящее время сложное финансовое положение значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им обновить материально-техническую базу; сократились закупки новой техники, не приобретаются минеральные удобрения и средства для проведения защитных мероприятий на посевах льна. Основные средства производства физически износились, пришли в негодность помещения для хранения семян льна, сушильно-сортировальная база

(абзац в редакции постановления Администрации Смоленской области от 22.11.2012 N 896 НГР:RU67000201200674)

К основным проблемам в льняном комплексе Смоленской области относятся:

- отсутствие специализированной техники и оборудования, что приводит к снижению качественных и количественных характеристик урожая, а также эффективности его дальнейшей переработки;

- низкий выход наиболее ценного продукта - длинного льноволокна (на уровне 40 - 45 процентов от общего количества получаемой готовой продукции);

- отсутствие современного технологического оборудования по переработке волокна.

(абзац в редакции постановления Администрации Смоленской области от 22.11.2012 N 896 НГР:RU67000201200674)

По этим причинам динамика большинства производственных и экономических показателей производства льна неудовлетворительна, уменьшены его валовые сборы.

Низкая эффективность возделывания льна-долгунца не стимулирует сельскохозяйственных товаропроизводителей к расширению посевных площадей этой культуры и увеличению производства продукции льноводства (см. таблицу 1).

Таблица 1

Показатель

Единица измерения

2006
 год

2007
 год

2008
 год

2009
 год

2010
 год

2011
 год

Посевная площадь льна - долгунца

тыс. га

8,2

7,1

7,6

5,9

1,5

1,9

Валовой сбор льна - долгунца в переводе на волокно

тыс. тонн

1,6

2,4

2,7

1,8

0,8

1,1

Валовой сбор льносемян

тонн

300

700

910

350

180

267,5

Уровень рентабельности производства и реализации продукции льноводства (без учета субсидий)

%

- 65,9

- 47,9

- 36,3

- 53,2

-31,4

-34,6

В настоящее время хлопок стал малодоступен текстильным предприятиям по цене и необходимым объемам поставок. В этих условиях лен для Российской Федерации является практически единственным источником натурального сырья для текстильной промышленности. Его стратегическое значение для России существенно возрастает, а проблема увеличения выпуска продукции из натуральной целлюлозы на базе льна является национальной.

Основная тенденция последних лет в развитии мирового льняного комплекса - стремление стран-производителей льнопродукции увеличить долю и степень переработки льна, что обусловлено тем, что в мире определилась тенденция стабильного спроса на продукцию льноводства, учитывая его уникальные природные гигиенические и потребительские свойства. Исходя из этого, возрождение в Смоленской области производства и переработки льна как основного источника натурального растительного и текстильного сырья стало стратегической задачей.

Особое значение для отечественной текстильной промышленности имеет перспективное направление в использовании короткого льняного волокна и отходов трепания для производства хлопкообразного волокна - котонина для получения смесовых пряж и тканей. Разработанная технология механохимической котонизации короткого льноволокна, очесов и вытряски позволяет превратить низкосортный лен и отходы производства длинноволокнистого льна в первоклассное сырье. При этом предприятиям не надо заботиться о закупке дополнительного оборудования или дорого платить за переоснащение действующего. Механохимический котонин можно с успехом использовать не только для производства текстильных изделий и нетканых материалов, но также в медицине и фармацевтике.

В Смоленской области имеются все предпосылки для привлечения как внутренних, так и внешних инвестиций. Необходимо сформировать механизмы интегрированных структур, являющихся точками экономического роста, и организовать на их базе сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые будут заниматься производством сырья и его переработкой.

(абзац в редакции постановления Администрации Смоленской области от 22.11.2012 N 896 НГР:RU67000201200674)

В настоящее время проводится работа по формированию льняного кластера Смоленской области, объединяющего в себе стадии производства, переработки и сбыта продукции из льна, работа которого позволит создать условия для стабильного и эффективного функционирования организаций льняного комплекса на базе развития рентабельного товарного производства.

Примерная схема льняного кластера Смоленской области представлена на рисунке 1*.

_______________
     * Рисунок 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.   

В дальнейшем планируется создание межрегионального льняного кластера, объединяющего в себе организации льняного комплекса Смоленской и Тверской областей. Проводятся переговоры с представителями Республики Беларусь по вопросу создания совместных предприятий.

Таким образом, разработка и реализация долгосрочной областной целевой программы "Развитие льняного комплекса Смоленской области" на 2012 - 2014 годы обусловлена необходимостью увеличения производства продукции льноводства и степени переработки льняного сырья в Смоленской области в целях обеспечения предприятий текстильной промышленности высококачественным, конкурентоспособным льносырьем.

Для развития льняного комплекса Смоленской области необходимо обеспечить достаточный уровень государственной поддержки отрасли льноводства. При этом государственная поддержка должна осуществляться по программно-целевому принципу, преимущественно в виде предоставления субсидий.

Без использования программно-целевого метода указанные выше проблемы развития в Смоленской области льняного комплекса будут усугубляться и могут привести к потере отрасли льноводства.

___________

* Государственное научное учреждение Смоленская государственная сельскохозяйственная опытная станция имени А.Н. Энгельгардта Смоленского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук.

Решение социальных вопросов, обеспечивающих комплексное развитие сельскохозяйственного производства и сельских территорий Смоленской области


Государственная поддержка развития сельскохозяйственного производства и сельской инфраструктуры должна опираться на комплексное планирование развития территорий, в том числе на установление функциональных зон, определение планируемого размещения объектов на основе схем территориального планирования как региона в целом, так и муниципальных районов в частности.

Схема территориального планирования Смоленской области утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 26.12.2007 N 464.

Развитие сельскохозяйственного производства увязано со схемами территориального планирования муниципальных районов и генеральными планами поселений в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Развитие производственной базы опирается на планы развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в сельской местности и производительных сил в составе схем территориального планирования.

В рамках подпрограммы "Градостроительное планирование развития территорий. Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры. Снижение административных барьеров при реализации проектов в сфере строительства" региональной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 04.07.2011 N 372, реализуется комплекс мероприятий, направленных на поддержку градостроительного планирования развития территории Смоленской области. В частности, в рамках реализации мероприятий указанной подпрограммы предоставляются субсидии для софинансирования расходов бюджетов сельских поселений Смоленской области, связанных с разработкой генеральных планов, правил землепользования и застройки сельских поселений Смоленской области, а также субсидии местным бюджетам на разработку документации по планировке территории, подготовка которой необходима для реализации генеральных планов поселений.

В рамках реализации программных мероприятий предусмотрено оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе малых, средних и крупных форм хозяйствования, путем частичного возмещения фактически произведенных затрат.

Участие в Программе примут сельскохозяйственные товаропроизводители Смоленской области, занимающиеся производством льна-долгунца. Наибольшие посевные площади (более 300 га) и объемы производства льнопродукции в 2012 году были у общества с ограниченной ответственностью "НациональИнвест АПК" (чистая прибыль в 2012 году составила 3,8 млн. рублей, рентабельность - 3,2 процента), открытого акционерного общества "Ярцевский льнозавод" (чистая прибыль в 2012 году составила 2,3 млн. рублей, рентабельность - 22,5 процента), сельскохозяйственного производственного кооператива "Успех" (чистая прибыль в 2012 году составила 0,7 млн. рублей, рентабельность – 20,2 процента), общества с ограниченной ответственностью "Колхоз Новосельский" (чистая прибыль в 2012 году составила 14,2 млн. рублей, рентабельность - 169,2 процента), общества с ограниченной ответственностью "Кварта-Агро" (чистая прибыль в 2012 году составила 35,6 млн. рублей, рентабельность - 133,3 процента).

(абзац введен постановлением Администрации Смоленской области от 13.05.2013 N 362 НГР:RU67000201300215)

В Смоленской области взят курс на развитие агропродовольственного рынка на основе кооперации и интеграции его участников. В 2012 году в Смоленской области зарегистрировано первое некоммерческое партнерство "Смоленский льняной кластер" с замкнутой структурой производства, переработки, реализации продукции, включающее в себя техническое обеспечение и научное сопровождение. Учредителями партнерства стали как сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающиеся выращиванием льна, так и организации, осуществляющие переработку льняного сырья, а также производство конечной продукции. Стратегической целью такого партнерства является содействие в формировании на территории Смоленской области высокотехнологичного комплекса взаимосвязанных производств и объектов региональной инфраструктуры для разработки, выпуска и реализации льняной продукции, а также оборудования и машиностроения для выращивания, сбора и переработки льна.

В Смоленской области осуществляются меры государственной поддержки, направленные на создание условий для развития организаций потребительской кооперации. В рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее – Государственная программа) на территории Смоленской области организациям потребительской кооперации оказывается государственная поддержка путем возмещения части затрат по уплате процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам), направленным на развитие сельскохозяйственного производства, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Развитие агропромышленного комплекса Смоленской области, в частности производственной базы, напрямую связано с социальным развитием и инженерным обустройством сельских территорий. В рамках реализации мероприятий Государственной программы в Смоленской области за счет бюджетов всех уровней предусмотрена государственная поддержка, направленная на обеспечение устойчивого развития сельских территорий на основе развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства.

Гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Размер социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности составляет 95% от затрат на строительство (приобретение) жилья.

Бюджетам муниципальных образований Смоленской области предоставляются субсидии на строительство (реконструкцию) сетей водоснабжения и сетей газоснабжения.

За счет средств областного бюджета осуществляется поддержка кадрового потенциала агарного сектора экономики региона. Создан банк вакансий для трудоустройства выпускников учебных заведений сельскохозяйственного профиля, за счет средств областного бюджета осуществляются подготовка специалистов для сельского хозяйства Смоленской области и повышение их квалификации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»