Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 4 июля 2011 года N 372

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 декабря 2015 года на основании постановления Администрации Смоленской области от 15.12.2015 N 807.
____________________________________________________________________

 (в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 07.12.2011 N 800, от 29.12.2011 N 911, от 05.06.2012 N 328, от 19.09.2012 N 650, от 15.10.2012 N 759, от 10.12.2012 N 946, от 24.12.2012 N 1072, от 19.07.2013 N 557, от 26.07.2013 N 604, от 25.12.2013 N 1099, от 03.07.2014 N 482, от 29.12.2014 N 925)


Администрация Смоленской области

постановляет:

Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2011 - 2015 годы (далее также - Программа).

Губернатор
Смоленской области
С.В.АНТУФЬЕВ



Утверждена
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 04.07.2011 N 372

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ

 (в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 07.12.2011 N 800, от 29.12.2011 N 911, от 05.06.2012 N 328, от 19.09.2012 N 650, от 15.10.2012 N 759, от 10.12.2012 N 946, от 24.12.2012 N 1072, от 19.07.2013 N 557, от 26.07.2013 N 604, от 25.12.2013 N 1099, от 03.07.2014 N 482, от 29.12.2014 N 925)

Паспорт Программы

Наименование Программы

региональная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Смоленской области" на 2011 - 2015 годы

Основание для разработки Программы

федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы

Заказчик Программы

Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 03.07.2014 N 482)

Разработчик Программы

Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 03.07.2014 N 482)

Цель и задачи Программы

основной целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем повышать уровень доступности жилья для жителей Смоленской области. Основными задачами Программы являются: - повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности; - обеспечение достижения установленных для Смоленской области контрольных значений целевого показателя ежегодного ввода жилья; - развитие направлений строительства жилья экономического класса, доступного для широких слоев населения, включая создание фонда жилья социального найма, создание сегмента доходного жилья, а также формирование маневренного жилого фонда; - формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве; - снижение административных барьеров при реализации проектов в сфере строительства; - предоставление социальных гарантий гражданам при приобретении жилья и улучшении жилищных условий; - создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования; - обеспечение информационной открытости мер, которые предпринимаются государством в целях стимулирования развития жилищного строительства, в том числе разработка и распространение информационных материалов в средствах массовой информации

Сроки реализации Программы

2011 - 2015 годы

Перечень подпрограмм

- "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства"; - "Градостроительное планирование развития территорий. Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры. Снижение административных барьеров при реализации проектов в сфере строительства"; - "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Содействие применению энергоэффективности в строительстве"; - "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"; - "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда"; - "Обеспечение жильем молодых семей"; - "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; - "Развитие ипотечного жилищного кредитования"

Исполнители мероприятий Программы

Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Департамент Смоленской области по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству, Департамент бюджета и финансов Смоленской области, Департамент экономического развития Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департамент Смоленской области по информационным технологиям, Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию, Департамент государственного строительного и технического надзора Смоленской области, Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, Департамент Смоленской области по культуре и туризму, Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии, Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области"; органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию); организации с участием государства и муниципальных образований Смоленской области (по согласованию); организации, осуществляющие жилищное строительство (по согласованию), и иные исполнители мероприятий Программы, определяемые в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; организации, реализующие мероприятия Программы и не получающие денежных средств из областного бюджета (по согласованию)

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 07.12.2011 N 800, от 15.10.2012 N 759, от 19.07.2013 N 557, от 03.07.2014 N 482)

Объем и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет 72841158,79594 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета (прогнозно) - 2881872,41 тыс. рублей; средства областного бюджета - 3460213,89764 тыс. рублей; средства местных бюджетов (прогнозно) - 448497,3883 тыс. рублей; средства внебюджетных источников (прогнозно) - 24626131,1 тыс. рублей; ипотечные кредиты (займы) (прогнозно) - 41424444 тыс. рублей

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 29.12.2014 N 925)

Ожидаемые результаты реализации Программы

реализация Программы должна обеспечить: улучшение жилищных условий населения Смоленской области путем доведения показателя обеспеченности одного жителя Смоленской области с 26,1 м2 в 2010 году до 29 м2 в 2015 году площади жилых помещений; системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и городских округов Смоленской области под комплексную жилую застройку; создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда в целях обеспечения поддержки заемщиков, лишившихся жилых помещений в результате продажи предмета залога, в связи с невозможностью дальнейшего погашения ипотечных займов; ввод жилья на территории Смоленской области на 2011 - 2015 годы: 2011 год - 370,6 тыс. м2; 2012 год - 261,2 тыс. м2; 2013 год - 410,5 тыс. м2; 2014 год - 411 тыс. м2; 2015 год - 440 тыс. м2 - с перспективой увеличения годового объема ввода жилья с 348 тыс. м2 в 2010 году до 579 тыс. м2 в 2020 году; обеспечение жилыми помещениями за счет всех источников финансирования 29,944 тыс. семей; создание условий для улучшения демографической ситуации в Смоленской области; ежегодный двухпроцентный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с достижением данного показателя в 2015 году - 32%, в том числе по годам: 2011 год - 22%; 2012 год - 24%; 2013 год - 28%; 2014 год - 30%; 2015 год - 32%

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 29.12.2014 N 925)

(в ред. постановлений Администрации Смоленской области от 07.12.2011 N 800, от 29.12.2011 N 911, от 15.10.2012 N 759, от 24.12.2012 N 1072, от 19.07.2013 N 557, от 26.07.2013 N 604, от 25.12.2013 N 1099, от 03.07.2014 N 482)

Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется уполномоченным органом, определенным правовым актом Администрации Смоленской области


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Важнейшим правом граждан, обеспечение которого возложено на государство, является право на жилище. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Состояние жилищного фонда и наличие жилья для различных категорий граждан наглядно отражают уровень жизни населения и социальный климат в обществе.

В Смоленской области на 1 января 2010 года общая площадь жилищного фонда (включая частный сектор) составила 25 млн. м2.

При этом средняя обеспеченность жилой площадью населения Смоленской области составляла 25,9 м2 на человека, что на 3,7 м2 больше, чем в среднем по России, но почти в 2 раза ниже, чем в странах Европейского союза.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области, в очереди на получение жилья на 1 января 2009 года стояло 13 тыс. семей. Из них каждая третья семья ожидает квартиры более 10 лет. Всего, по оценкам экспертов, свои жилищные условия хотели бы улучшить около 200 тысяч семей.

Процессу активного развития жилищного строительства на территории Смоленской области препятствует широкий круг проблем, связанных в большей степени с отсутствием системной работы в данном направлении на протяжении двух последних десятилетий, а также с изменениями действующего земельного и градостроительного законодательства.

Особо значимой проблемой является отсутствие в подавляющем большинстве поселений Смоленской области актуальных генеральных планов и правил землепользования и застройки, на основе которых разрабатываются проекты планировки новых кварталов и микрорайонов.

Не менее важной проблемой является отсутствие инженерной подготовки земельных участков, на которых градостроительной планировочной документацией предусмотрена комплексная малоэтажная и/или многоэтажная застройка. В настоящее время еще не достаточно проработан и не реализован на практике механизм привлечения частных инвестиций в сферу создания коммунальной инфраструктуры под жилищную застройку. В связи с этим на современном этапе необходимо участие государства в финансировании мероприятий, направленных на создание условий для комплексного развития территорий, обеспечение земельных участков инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.

Серьезной проблемой является выполнение органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области обязательств по обеспечению жильем малообеспеченных слоев населения. В Смоленской области жилье социального использования практически не строится. При этом согласно целевым индикаторам реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы доля социального жилья, предоставляемого гражданам по договорам найма, в общем объеме вводимого жилья должна составлять не менее 10%. Причиной такого положения дел является отсутствие у муниципалитетов финансовых возможностей для строительства жилья социального использования. Сдерживающим фактором для органов местного самоуправления является также существующая до 2013 года возможность бесплатной приватизации жилья, предоставленного по договору социального найма.

Необходимость скорейшего решения проблемы развития жилищного строительства определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанной проблемы, поскольку она:

- не может быть решена без привлечения средств областного бюджета;

- не может быть решена в течение одного года и требует значительных бюджетных расходов в течение нескольких лет;

- требует координации действий по снижению барьеров, сдерживающих развитие жилищного строительства;

- носит комплексный характер и ее решение окажет положительное влияние на социальное благополучие населения, общее экономическое развитие и рост производства в Смоленской области.

Сведения о вводе в действие жилых домов на территории Смоленской области в период с 1990 по 2010 год представлены в таблице 1.

Таблица 1


(тыс. м2 общей площади)


Годы

Всего введено организациями за счет всех источников финансирования

В том числе

Удельный вес в общем вводе, %

жилищно-строительными кооперативами

населением за счет собственных и заемных средств

жилых домов жилищно-строительных кооперативов

жилых домов населения

1990

571,9

12,9

10,9

2,3

1,9

1995

306

2,2

33

0,7

10,8

2005

269,6

-

96,9

-

36

2006

297,2

-

129,7

-

43,6

2007

300,3

-

144,7

-

48,2

2008

344,9

-

141,3

-

41

2009

345,7

-

129,6

-

37,5

2010

348

-

161,5

-

46,4


Сведения о вводе в эксплуатацию жилых домов на территории Смоленской области с 2005 по 2010 год (тыс. м2) приведены на диаграмме 1.

Диаграмма 1




Состояние рынка жилищного кредитования за период с 2005 по 2010 год на территории Смоленской области характеризуется значительной активностью, о чем свидетельствует следующая динамика по предоставлению в Смоленской области кредитов на улучшение жилищных условий, в том числе ипотечных:

2005 год - 1150 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 566943 тыс. руб., в том числе 40 ипотечных на сумму 50235 тыс. руб.;

2006 год - 1420 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 1279555 тыс. руб., в том числе 686 ипотечных на сумму 583472 тыс. руб.;

2007 год - 3360 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 3145900 тыс. руб., в том числе 2750 ипотечных на сумму 2570200 тыс. руб.;

2008 год - 4082 кредита на улучшение жилищных условий на сумму 4781600 тыс. руб., в том числе 2873 ипотечных на сумму 4080800 тыс. руб.;

2009 год - 1908 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 1466090 тыс. руб., в том числе 1554 ипотечных на сумму 1314092 тыс. руб.;

2010 год - 3207 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 2888227 тыс. руб., в том числе 2784 ипотечных на сумму 2704176 тыс. руб.

Динамика предоставления ипотечных кредитов в Смоленской области с 2005 по 2010 год (тыс. руб.) приведена на диаграмме 2.

Диаграмма 2




До начала реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Смоленской области активность граждан по обращению за различными видами государственной поддержки в части улучшения жилищных условий, в том числе с целью предоставления им жилых помещений на условиях социального найма, была низкая, а в очереди на улучшение жилищных условий стояли 17 тыс. семей. Данная очередь была фактически сформирована во временной период с 1980 по 1998 год.

По состоянию на 1 января 2010 года в очереди на улучшение жилищных условий стояли 13 тыс. семей, из них нуждающимися в улучшении жилищных условий в период с 2005 по 2010 год было признано 4700 семей.

Данные факты свидетельствуют о том, что по разным направлениям государственной политики в сфере обеспечения населения жилыми помещениями за период с 2005 по 2010 год улучшили свои жилищные условия более 2364 семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вопросы, связанные с разрешением жилищных проблем граждан, являются составной частью социальной государственной политики и требуют постоянного внимания государства. Органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области должны создавать условия для развития жилищного строительства, направляя средства местных бюджетов на обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований Смоленской области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации


Основной целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем повышать уровень доступности жилья для жителей Смоленской области.

В этой связи Администрацией Смоленской области, органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, финансовыми институтами проводится согласованная политика, направленная на сохранение и развитие потенциала строительного комплекса Смоленской области, формирование сегмента жилья экономического класса, комплексное освоение и развитие территорий, соблюдение социальных гарантий и конституционных прав граждан, связанных с улучшением их жилищных условий.

Для достижения поставленной цели деятельность органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области должна быть сконцентрирована на решении следующих задач Программы:

1. Повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.

2. Обеспечение достижения установленных для Смоленской области контрольных значений целевого показателя ежегодного ввода жилья.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»