Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 29.12.2014)


1. Характеристика проблемы


За последние годы в Смоленской области выстроилась система отношений государства и строительного бизнеса - государственно-частное партнерство, что позволило активно пополнять государственный жилищный фонд, влиять на цену жилья рыночными, а не директивными методами. Стоимость 1 м2 жилья в Смоленской области является одной из самых низких в Центральном федеральном округе.

Ввод в эксплуатацию жилья в Смоленской области с 2005 года вырос в 1,3 раза. Увеличение темпов строительства произошло в результате комплексного освоения территорий, оказания государственной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и увеличения объемов выдаваемых жилищных кредитов.

Одним из примеров комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства является застройка микрорайонов "Соловьиная роща", "Королевка", "Рябиновая поляна", "Киселевка" города Смоленска, поселка Михновка Смоленского района и др. Преимуществом данной застройки является то, что одновременно со строительством жилых домов ведется строительство инженерных сетей, автомобильных дорог и объектов социального значения.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" Администрацией Смоленской области заключено соглашение о сотрудничестве с Фондом содействия развитию жилищного строительства, в рамках реализации которого планируется вовлечение в оборот для комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства ведется также в городах Вязьме, Гагарине, Ярцево и Десногорске.

Промежуточные итоги реализации подпрограммы позволяют сделать вывод, что основными проблемами в сфере жилищного строительства остаются:

- низкая готовность органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области к участию в подпрограмме в связи с тем, что к ним предъявляются требования наличия документов территориального планирования и градостроительного зонирования, разработка которых требует определенного периода времени и средств;

- чрезмерные административные барьеры в отношении доступа застройщиков на рынок жилищного строительства, получения земельного участка и разрешения на строительство;

- отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой;

- непрозрачные и обременительные для застройщиков условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры;

- небольшой опыт российских кредитных организаций в отношении практики кредитования проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой;

- отсутствие возможностей у юридических лиц для привлечения кредитных ресурсов в целях обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в связи с отсутствием залогового обеспечения кредита.

В большинстве муниципальных образований Смоленской области не утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений, в связи с чем не разработаны программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основанные на зафиксированных в генеральных планах прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемого объема строительства. Отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой, средства на строительство объектов социальной инфраструктуры и автомобильных дорог, необходимых для обеспечения комплексного освоения и развития территорий, что приводит к отставанию строительства объектов социальной сферы, автодорог, инженерных сетей, упадку коммунального хозяйства существующих поселений и ухудшению экологической обстановки в Смоленской области.

Существует потребность не только в комплексном освоении новых территорий в целях жилищного строительства, но и в комплексном развитии застроенных территорий с целью их более эффективного использования и ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.

Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках привел к необходимости создания условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем строительства жилья экономического класса, обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным стандартам энергоэффективности и экологичности.

Подпрограмма должна обеспечить комплексный подход к формированию нового сегмента строительства жилья экономического класса, решению проблем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и системной застройке городских территорий.

Увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено развитием коммунальной и социальной инфраструктур, строительством автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки.