Недействующий

ЗАКОН

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 16 июля 2007 года N 949-ЗЧО

О муниципальных выборах в Читинской области

Принят Читинской областной Думой 27 июня 2007 года.

{Утратил силу:

Закон Забайкальского края от 18.12.2009 года N 314-ЗЗК НГР: ru92000200901214}

{Изменения и дополнения:

Закон Читинской области от 30.11.2007 года N 1030-ЗЧО НГР: ru75000200700403

Закон Забайкальского края от 20.11.2008 года N 76-ЗЗК НГР: ru92000200800390

Закон Забайкальского края от 28.11.2008 года N 77-ЗЗК НГР: ru92000200800392}

Настоящий Закон Читинской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом - Основным Законом Читинской области определяет порядок подготовки и проведения муниципальных выборов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований, членов выборных органов муниципальных образований в Читинской области, устанавливает дополнительные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципальных образований.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе области


Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе Читинской области (далее - Закон области), применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях) и в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Статья 2. Правовая основа организации и проведения муниципальных выборов


1. Правовую основу назначения, подготовки и проведения муниципальных выборов составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон об основных гарантиях, Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, другие федеральные законы, настоящий Закон области, другие законы Читинской области.

2. В случае принятия в период избирательной кампании закона области, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения муниципальных выборов, либо в случае внесения в этот период в закон области изменений, касающихся порядка подготовки и проведения муниципальных выборов, указанные закон области и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу.

3. В случае принятия в период избирательной кампании устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, иного нормативного правового акта органов местного самоуправления, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения муниципальных выборов, указанные муниципальные правовые акты и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу.

Статья 3. Особенности применения настоящего Закона области


1. Настоящий Закон области применяется на всей территории Читинской области при подготовке и проведении выборов депутатов, членов выборного органа муниципального образования, выборных должностных лиц муниципального образования (далее - муниципальные выборы).

2. Выборы членов выборного органа муниципального образования проводятся в том же порядке, что и выборы депутатов представительного органа муниципального образования.

Выборы иных выборных должностных лиц муниципального образования проводятся в том же порядке, что и выборы главы муниципального образования.

Статья 4. Обязательность периодического проведения муниципальных выборов


Муниципальные выборы проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение срока полномочий соответствующего органа местного самоуправления или депутатов, являются обязательными и периодическими.

Статья 5. Избирательная система, применяемая при проведении муниципальных выборов


1. Муниципальные выборы депутатов в соответствии с уставом муниципального образования могут проводиться по системе пропорционального представительства и (или) по одномандатным или многомандатным избирательным округам. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях число депутатских мандатов, подлежащих при этом распределению в каждом многомандатном избирательном округе, не может превышать пяти. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка.

2. Муниципальные выборы главы муниципального образования проводятся на основе мажоритарной избирательной системы в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Избирательные округа образуются на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой в соответствии с настоящим Законом области.

Статья 6. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свободное и добровольное волеизъявление граждан


1. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом области место пребывания которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, вправе избирать на муниципальных выборах. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом области и проводимых законными методами других избирательных действиях.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, вправе быть избранным в органы местного самоуправления.

Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в муниципальных выборах.

Гражданин Российской Федерации при проведении муниципальных выборов имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

{часть 1 статьи 6 в редакции Закона Забайкальского края от 20.11.2008 года N 76-ЗЗК}

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом об основных гарантиях не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях не имеют права быть избранными при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

2) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

3) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

{пункт 3 части 4 статьи 6 в редакции Закона Читинской области от 30.11.2007 года N 1030-ЗЧО}

4) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных частью 13 статьи 60 настоящего Закона области, либо совершения действий, предусмотренных пунктом 7 части 7 и пунктом 7 части 8 статьи 94 настоящего Закона области, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в который назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

5. Граждане Российской Федерации участвуют в муниципальных выборах на равных основаниях.

Если на выборах депутатов в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

6. Гражданин Российской Федерации голосует на муниципальных выборах за кандидатов (списки кандидатов) либо за или против кандидата непосредственно.

7. Голосование на муниципальных выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

8. Участие гражданина Российской Федерации в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в муниципальных выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

9. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях на основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 7. Право выдвижения кандидатов


1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, имеющим в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях и иными федеральными законами право принимать участие в муниципальных выборах. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

Избирательное объединение вправе включать в список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии, иного общественного объединения. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в список.

В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным в органы местного самоуправления.

2. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом, либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования Губернатором Читинской области, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

3. При проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем представительном органе местного самоуправления не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом этого органа.

Статья 8. Гарантии реализации пассивного избирательного права граждан


В том случае, если уставом муниципального образования предусмотрено, что в представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционального числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, каждый гражданин, обладающий пассивным избирательным правом на выборах в представительный орган муниципального образования, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии, иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в указанных выборах, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне и предложить включить его в список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией, региональным отделением политической партии, иным структурным подразделением политической партии, иным общественным объединением.

Статья 9. Право на предвыборную агитацию


1. Гражданам Российской Федерации, политическим партиям, иным общественным объединениям обеспечивается свобода проведения предвыборной агитации в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав, иными федеральными законами, настоящим Законом области, иными законами области.

2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Статья 10. Гласность при подготовке и проведении муниципальных выборов


1. Подготовка и проведение муниципальных выборов осуществляются открыто и гласно.

2. Все акты избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением муниципальных выборов, публикуются в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

Статья 11. Равное участие избирательных объединений в муниципальных выборах


Избирательные объединения участвуют в муниципальных выборах на равных основаниях в порядке, установленном настоящим Законом области в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав.

Статья 12. Органы, осуществляющие подготовку и проведение муниципальных выборов


1. Подготовка и проведение муниципальных выборов, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом об основных гарантиях, Уставом области, настоящим Законом области, иными законами области, уставами муниципальных образований.

2. При подготовке и проведении муниципальных выборов используется только государственная автоматизированная система "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") в порядке, предусмотренном Федеральным законом об основных гарантиях, иными федеральными законами.

Статья 13. Назначение выборов


1. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования. В решении о назначении муниципальных выборов указывается день голосования.

2. Днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом об основных гарантиях и частью 6 настоящей статьи, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом об основных гарантиях, настоящим Законом области.

3. В соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях если реализация положений части 2 настоящей статьи приводит к такому совмещению дней голосования на нескольких выборах, в том числе выборах в орган (органы) местного самоуправления, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах), выборы в орган (органы) местного самоуправления назначаются на второе воскресенье октября года, в котором они должны были быть проведены, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах. Если реализация положений части 2 настоящей статьи приводит к такому совмещению дней голосования в орган (органы) местного самоуправления, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах), выборы в орган (органы) местного самоуправления назначаются на второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором они должны были быть проведены.

4. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования или депутатов представительного органа муниципального образования, влекущего за собой неправомочность представительного органа муниципального образования, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

5. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье октября.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»