ЗАКОН
ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 09 января 2001 года N 249-ЗЧО
Об областной целевой программе "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)"
Принят Читинской областной Думой 20 декабря 2000 года.
{Утратил силу:
по истечении срока действия}
{Изменения и дополнения:
Закон Читинской области от 09.12.2002 г. N 423-ЗЧО НГР: ru75000200200329}
Действие частично приостановлено на 2003 год
Законом Читинской области N 430-ЗЧО от 25.12.2002 г. НГР: ru75000200200360
с изменениями внесенными Законом Читинской области N 492-ЗЧО от 29.09.2003 г. НГР: ru75000200300295
Действие частично приостановлено по 31.12.2004 г.
Законом Читинской области от 25.12.2003 г. N 519-ЗЧО НГР: ru75000200300368
Приостановить действие пунктов 7.1-7.4 раздела 7 с 1 января по 31 декабря 2005 года в части финансирования из областного бюджета в 2005 году на сумму 11720,0 тыс. рублей
См. Закон Читинской области N 603-ЗЧО от 29.12.2004 г. НГР: ru75000200400304
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)".
Администрации области предусматривать средства для реализации областной целевой программы "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)" при разработке проектов областного бюджета на 2001 и последующие годы.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областной Думы
А.Ф. Эпов
N 249-ЗЧО
г. Чита
(обнародован Постановлением Главы администрации Читинской области от 09.01.01 г. N 16)
Наименование программы | Областная целевая программа "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001 - 2005 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы | Постановление Главы Администрации Читинской области "О разработке областной целевой программы "Воспитание детей и подростков в Читинской (2001-2005 годы) от 05.05.2000 г. N 364 |
Дата утверждения программы | Утверждена Законом Читинской области "Об областной целевой программе "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001-2005 годы)" от 20.12.2000 N 249-ЗЧО |
Государственный заказчик программы Основные разработчики программы | Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области Управление общего и дополнительного образования, отдел реабилитационной службы Комитета общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Администрации Читинской области; |
Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Цель: Качественное изменение содержания воспитания, реализация концепции развития образования, создание условий для духовно-нравственного становления детей и подростков, обеспечение самоопределения и самореализации личности, подготовки к самостоятельной жизни. |
Сроки реализации программы | 2001-2005 годы | |||||
Перечень основных мероприятий | 1 .Мероприятия по развитию воспитательного процесса. | |||||
Исполнители основных мероприятий | Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики Читинской области, Комитет здравоохранения Читинской области, органы местного самоуправления, областная станция юных техников, областная детско-юношеская спортивно-техническая школа, а также Читинский институт повышения квалификации работников образования, областной многопрофильный лицей и иные образовательные учреждения. | |||||
Объемы и источники финансирования | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | |
Общие затраты по всем разделам | 124947,0 | 124947,0 | 124947,0 | 124947,0 | 124947,0 | |
в т.ч. | 11720,0 | 11720,0 | 11720,0 | 11720,0 | 11720,0 | |
1. Мероприятия по развитию воспитательного процесса | 703,0 | 703,0 | 703,0 | 703,0 | 703,0 | |
2. Мероприятия по развитию системы дополнительного образования | 1400,0 | 1400,0 | 1400,0 | 1400,0 | 1400,0 | |
3. "Талантливые дети". | 4817,0 | 4817.0 | 4817,0 | 4817,0 | 48l7,0 | |
4. "Дети - инвалиды". | 1810,0 | 1810,0 | 1810,0 | 1810.0 | 1810,0 | |
5. "Дети -сироты". | 1290.0 | 1290,0 | 1290,0 | 1290,0 | 1290,0 | |
6. Улучшение положения детей Севера. | - | - | - | - | - | |
7. Организация летнего отдыха. | 1 700,0 | 1700,0 | 1700,0 | 1 700,0 | 1700,0 | |
8. Улучшение условий питания детей в школах. | - | - | - | - | - | |
Из бюджетов муниципальных образований: | 106477,0 | 106477,0 | 106477,0 | 106477,0 | 106477,0 | |
Из федерального бюджета: | 6500,0 | 6500,0 | 6500,0 | 6500.0 | 6500,0 | |
Из внебюджетных источников: | .25.0,0 | 250,0 | 250.0 | 250.0 | 250,0 | |
Ожидаемые конечные результаты программы | Реализация областной программы позволит добиться улучшения охраны физического и психического здоровья детей, создать условия для развития творческих способностей детей независимо от имущественного ценза, будет способствовать выполнению в области декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей | |||||
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляет межведомственная комиссия из числа руководителей управлений и ведомств, общественных организаций, являющихся исполнителями программы. |
Необходимость разработки областной целевой программы "Воспитание детей и подростков в Читинской области (2001 - 2005 годы)" обусловлена реальными процессами, происходящими в социальной сфере общества. Неблагоприятные тенденции в детской среде, возникшие в связи с ухудшением социально-экономического положения семьи, падением нравственных устоев среди родителей, разрушением прежней воспитательной системы, продолжают развиваться. Растет количество семей, не занимающихся воспитанием детей. В 1999 году комиссиями по делам несовершеннолетних рассмотрено 1039 дел на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, 195 из них лишены родительских прав, 72 - ограничены в дееспособности, у 80 родителей дети отобраны и помещены в интернатные учреждения.
Среди проблем детского неблагополучия наиболее значительными являются рост безнадзорности и, как следствие, преступности, злоупотребление психоактивными веществами, травматизм и гибель детей. Нередкими стали случаи подросткового суицида. В 1999 году комиссиями по делам несовершеннолетних рассматривались дела на 1092 подростков, самовольно ушедших из семей. Выявлено более 6000 детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. По данным УВД за 12 месяцев 1999 года около 7000 детей школьного возраста не сели за парты, нигде не учатся и не работают. На учете в органах внутренних дел состоит около 1000 несовершеннолетних, к которым применены меры воздействия за распитие спиртных напитков. Отмечается рост венерических заболеваний, распространение проституции и вовлечение в эту деятельность подростков. В 1999 году привлечено 84 несовершеннолетних за занятия проституцией.
Происходит резкое обозначение грани между городом и селом, между богатыми и бедными по доступности культурных и образовательных центров, по качеству образовательных услуг, по соблюдению гарантий прав детей на образование, по возможности охраны здоровья детей. Из-за недостатка финансовых средств, низкой платежеспособности родителей дети не могут принимать участия в областных мероприятиях, в научных конференциях в г. Москве и других регионах России. Во многих образовательных учреждениях работа с талантливыми детьми ведется за счет средств родителей (репетиторство, платные факультативы, индивидуальные консультации, платное обучение в гимназиях, лицеях, лицейских классах). Не все родители, особенно из малообеспеченных семей, в состоянии создать условия для дальнейшего развития своего ребенка, проявляющего особые способности. Этим детям необходима социальная поддержка. В области работают 2 частные школы, 3 лицея при ВУЗах, 1 областной многопрофильный лицей, обучающие в основном контингент города Читы, 409 профильных лицейских и педагогических классов. Функционирует 31 учреждение начального профессионального образования, осуществляющее подготовку по 56 профессиям. Но для многих детей получение профессии и трудоустройство стали неразрешимой проблемой.
Дефицит бюджетов и недостаточное финансирование отрасли в муниципальных образованиях привели к необходимости сокращения муниципальных систем дополнительного образования детей. Полностью сокращены детские клубы по месту жительства. Значительному сокращению подверглись узкопрофильные учреждения дополнительного образования детей: станции юных техников, станции юных туристов, станции юных натуралистов. В настоящее время система дополнительного образования детей в области представлена в основном домами (центрами) детского творчества и детско-юношескими спортивными школами, контингент учащихся которых за последние годы сократился на 50%. Сокращение контингента произошло по причине прекращения финансирования филиалов названных учреждений в школах и уменьшения количества педагогов дополнительного образования в самих учреждениях. Из образовательных программ домов детского творчества повсеместно удалены технические, туристические профили, не финансируются ставки методистов по организации детского движения. Неудовлетворительно финансируются традиционные районные мероприятия с детьми, недостаточно средств на участие команд в областных мероприятиях с детьми. Отсутствует возможность для занятий по интересам детям сельских школ. Особенно тревожное положение складывается в Шелопугин-ском, Калганском, Газимуро-Заводском, Александрово-Заводском, Каларском, Забайкальском районах. В сфере воспитательной деятельности образовательных учреждений продолжается процесс организации групповой и коллективной внеклассной, работы с детьми. Ограниченные возможности образовательных учреждений для развития внутришкольных систем дополнительного образования (недостаточное финансирование, слабая материальная база, дефицит квалифицированных кадров) не позволяют им идти по пути дальнейшего совершенствования процесса воспитания в направлении создания условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Неудовлетворительно работают педагогические коллективы по сохранению физического и психического здоровья детей. В образовательных учреждениях области на сегодняшний день всего 137 психологов и 129 социальных педагогов. Этого крайне недостаточно для нормализации психолого-педагогического руководства учебно-воспитательным процессом.
Обнищание, утрата общей санитарной культуры, бытовая распущенность, снижение уровня социально-гарантированной медицинской помощи привели к резкому увеличению количества детей, обладающих широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. В современных условиях учитель не в состоянии выполнять роль универсального заменителя многих специалистов, нужных для организации воспитательного процесса. Воспитательный потенциал образовательных учреждений нуждается в кадровом совершенствовании. Каждому образовательному учреждению необходимы: психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Также необходимы дополнительные средства для привлечения к работе с детьми специалистов по организации правового просвещения учащихся, пропаганды здорового образа жизни, профориентационной работы.
В связи с принятием в 1998 году и реализацией областной целевой программы "Дети Забайкалья 1998-2000 годы", целью которой было создание благоприятных условий для обучения и воспитания детей, их дальнейшего интеллектуального развития, обеспечение социальной' защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ, существенно активизировалась работа с талантливыми детьми. Расширилось количество профилей предметных олимпиад. В 2000 году областные олимпиады проведены по 14 предметам, в 2001 году планируется проведение олимпиад по 17 предметам. В области появилась система очно-заочных профильных школ, позволяющая более целенаправленно осуществлять дополнительные образовательные услуги, создавать условия для развития талантливых детей. Таких школ в настоящее время насчитывается 7, в них систематически занимается свыше 600 детей из сельских районов области. Развиваются областной многопрофильный лицей, лицеи при ВУЗах. Настоящая программа является продолжением программы "Дети Забайкалья 1998-2000 г.", действие которой заканчивается в 2000 году. Также в данную программу, разработанную во исполнение Федеральной целевой программы "Дети России 1998-2000 г.", внесены мероприятия по развитию воспитательного процесса и мероприятия по развитию системы дополнительного образования, направленные на совершенствование материальной базы образовательных учреждений, научно-методическое обеспечение воспитательной работы, количественное и качественное изменение кадрового потенциала.
Основными целями программы являются: качественное изменение содержания воспитания, реализация концепции развития образования, создание условий для духовно-нравственного становления детей и подростков, обеспечение самоопределения и самореализации личности, подготовки детей к самостоятельной жизни.
Задачами, на решении которых необходимо сосредоточить усилия органов местного самоуправления, руководителей образовательных учреждений и работников образования, являются:
- укрепление кадрового потенциала образовательных учреждений, обеспечение личностной направленности образовательного процесса, развитие системы подготовки и переподготовки работников образования, оптимизация сети и структуры областных и муниципальных учреждений дополнительного образования, учреждений, работающих с одаренными детьми;
- создание сети муниципальных медико-социально-психологических служб, обеспечивающих качественное психолого-педагогическое руководство образовательным процессом;
- сохранение и развитие содержания воспитания, отражающее передовой отечественный и мировой уровень науки и культуры;
- социальная защита детей, сокращение безнадзорности и неграмотности детей и подростков из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в отдаленных и приравненных к северным территориях области.
Программа рассчитана на 2001 - 2005 годы.
Основные мероприятия программы проводятся на существующей материально-технической базе образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
Финансирование мероприятий проводится за счет средств областного бюджета, централизации 5% средств муниципальных бюджетов (в соответствии с договорами), внебюджетных источников, федеральных средств, направляемых на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.
К осуществлению мероприятий привлекаются средства целевых федеральных программ.
Финансово-экономическое обеспечение для реализации программы в 2001 - 2005 г.г. составляет всего: 624735 тыс. руб.
Из областного бюджета: | |
2001 г. | 1720 тыс. руб. |
2002 г. | 11720 тыс. руб. |
2003 г. | 11720 тыс. руб. |
2004 г. | 11720 тыс. руб. |
2005 г. | 11720 тыс. руб. |
Итого: | 58600 тыс. руб. |
Из бюджетов муниципальных образований: | |
2001 г.-___ | 106477 тыс. руб. |
2002 г. | 106477 тыс. руб. |
2003 г.- | 106477 тыс. руб. |
2004г | 106477 тыс. руб. |
2005г | 106477 тыс. руб. |
Итого: | 532385 тыс. руб. |
Из федерального бюджета: | |
2001 г. | 6500 тыс. руб. |
2002г | 6500 тыс. руб. |
2003г | 6500 тыс. руб. |
2004г | 6500тыс. руб. |
2005г | 6500 тыс. руб. |
Итого: | 32500 тыс. руб. |
Из внебюджетных источников: | |
2001 г. | 250 тыс. руб. |
2002 г. | 250 тыс. руб. |
2003 г. | 250 тыс. руб. |
2004 г. | 250 тыс. руб. |
2005 г. | 250 тыс. руб. |
Итого: | 1250 тыс. руб. |