Недействующий

ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 1998 года N 198

Об областной программе "Об улучшении условий и охраны труда на 1998-2000 годы"

г. Чита

{Утратило силу:

по истечении срока действия}

{См. также

Закон Читинской области от 01.02.2001 г. N 255-ЗЧО НГР: ru75000200100025}

Постановление Администрации Читинской области от 06.05.2003 г. N 124-А/п НГР: ru75000200300121}

Рассмотрев представленную Главой Администрации области областную программу "Об улучшении условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы", руководствуясь пунктом "г" части 2 статьи 57 Устава - Основного Закона Читинской области, областная Дума постановила:

1. Утвердить областную программу "Об улучшении условий и охраны труда на 1998-2000 годы" (прилагается).

2. Предложить Главе Администрации области предусмотреть финансирование Программы при формировании бюджета области на 1999-2000 годы,

Председатель областной Думы
В.Е. Вишняков

ПАСПОРТ областной программы "Об улучшении условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы"


Наименование программы

- Областная программа "Об улучшении условий и охраны труда на 1998-200 годы" (далее - Программа)

Наименование, дата и номер решения о разработке Программы

- Постановление Главы Администрации Читинской области от 16.06.98 г. N 477

Наименование Дата и номер постановления об утверждении Программы

- Постановление Читинской областной Думы от 30.09.98 N 198

Заказчик Программы

- Комитет по труду и социальному развитию Администрации области

Основные разработчики Программы

- Комитет по труду и социальному развитию Администрации области,
 Областной Центр Госсанэпиднадзора в Читинской области,
 Трудинспекция по Читинской области,
 Забайкальское отделение международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (30 МАНЭБ),
 Забайкальский научно-исследовательский институт (ЗабНИИ)

Цели и задави Программы

- снижение производственного травматизма и профзаболеваемости;

 - создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

 - реализация государственной политики в области охраны труда работников на производстве;

 - повышение уровня гарантии социальной защиты работников от профессионального риска;

Сроки реализации Программы

-1998-2000 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- совершенствование законодательства в области охраны труда, нормативное обеспечение условий и охраны труда;

 улучшение условий и охраны труда женщин, подростков, а также лиц, занятых в особых условиях труда

Исполнители основных мероприятий Программы

- Комитет по труду и социальному развитию Администрации области,
 Областной центр Госсанэпиднадзора в Читинской области,
 Гострудинспекция по Читинской области,
 Забайкальское отделение международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (далее - ЗО МАНЭБ),
 Забайкальский научно-исследовательский институт (далее - ЗабНИИ), Читинский государственный технический университет,
 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,
 областной комитет статистики,
 комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации области,
 органы местного самоуправления муниципальных образований

Объемы и источники финансирования Программы

- Общий объем финансирования - 484,0 тыс. рублей
 В том числе:
 областной бюджет - 137,0 тыс. рублей
 федеральный бюджет - 300,0 тыс. рублей
 средства административных штрафов взимаемых за нарушение законодательства о труде и об охране труда - 47,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости;

 сокращение на этой основе государственных расходов и сохранение здоровья работников

Организация контроля за исполнением Программы

- Комитет по труду и социальному развитию Администрации области,
 Комитет по финансам Администрации области

СОСТОЯНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ


В Читинской области сохраняется неблагоприятная обстановка с состоянием условий и охраны труда.

В большинстве организаций области условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными, а уровень производственного травматизма не снижается.

В 1997 году от травм на производстве пострадали 911 человек, в том числе 71 -со смертельным исходом. Растет число профзаболеваний.

Численность работающий на производстве с вредными и опасными условиями труда составляет 17,4 тыс. человек, в том числе 3,4 тыс. - женщины.

Причинами роста производственного травматизма и профзаболеваний являются:

- износ основных фондов и низкий технический уровень технологий;

- ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, снижение их качества;

- снижение требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда;

- низкий уровень профессиональной подготовки работников, необученность методам безопасности;

- несоблюдение режимов труда и отдыха.

Ущерб, полученный от производственного травматизма в 1997 году составил 1874,1 млн.рублей (неденоминированных), потери рабочего времени - 28608 человеко-дней.

Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что в области до сих пор не создана единая система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениями. В муниципальных образованиях области вопросами охраны труда практически никто не занимается.

Службы охраны труда отсутствуют на многих предприятиях.

Не на должном уровне находится система обучения работников, руководителей и специалистов безопасным приемам работы.

Из 30 пунктов программы первоочерёдных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы в связи с недостаточным финансированием выполнены полностью только 11, часть мероприятий находится в стадии выполнения, сроки выполнения остальных перенесены, они войдут в программу на 1998-2000 годы.

Решение проблемы улучшения условий и охраны труда возможно только через Программу, так как в условиях рыночной экономики решить ее комплексно без государственного регулирования невозможно.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Основными целями и задачами областной программы "Об улучшении условий и охраны труда на 1998-2000 годы" являются:

- снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в области;

- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда;

- создание нормативной базы для реализации основных функций управления охраной труда на предприятиях и в районах области.

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ


Система мероприятий Программы составлена по следующим направлениям :

- правовое и нормативное обеспечение Программы;

- улучшение условий и охраны труда женщин, подростков, а также лиц, занятых в особых условиях труда;

- информационное обеспечение охраны труда, образование, пропаганда;

- совершенствование средств коллективной защиты работников;

- практическая реализация управления охраной труда, организационные мероприятия.

С учетом ограничения возможностей финансирования в Программу включен сравнительно узкий круг мероприятий, предусматривающих принятие нормативных актов, рекомендаций, способствующих улучшению условий и охраны труда на предприятиях с вредными и опасными факторами труда, улучшению условий и охраны труда женщин и лиц, занятых в особых условиях труда (угольная промышленность, геологоразведочные работы).

В разделе "Информационное обеспечение, образование, пропаганда" предусмотрено создание территориального банка данных по применяемым в технологических процессах на предприятиях области, внедрение компьютерной технологии сбора и анализа информации о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профзаболеваний.

Предусмотрены в Программе мероприятия, направленные на совершенствование обучения, создание системы непрерывного образования в области охраны труда, в том числе подготовка инженеров по специальности "Безопасность технологических процессов и производств" Читинским государственным техническим университетом.

Предусматривается также выполнение следующих работ:

- разработка и издание учебного пособия "Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда", регионального вестника "Проблемы безопасности жизнедеятельности населения Читинской области";

- включение в программы 5 курсов ВУЗов дисциплины "Охрана труда" по отраслям;

- проведение научно-технической конференции по охране труда и безопасности труда на предприятиях области;

- обучение и подготовка экспертов-аудиторов в области сертификации производственных объектов на соответствие Требованиям охраны труда

Предусмотрено и организационное обеспечение Программы, а именно:

- создание Центра охраны труда;

- создание исследовательской лаборатории по условиям труда при комитете по труду и социальному развитию Администрации области;

- проведение аккредитации рабочего органа по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

- создание системы государственного управления охраной труда на уровне муниципальных образований и др.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников:

- областной бюджет;

- федеральный бюджет;

- средства от административных штрафов, взимаемых за нарушение законодательства, по охране труда.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ


Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда скажется на сокращении выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве, уменьшении расходов на профессиональную и социальную реабилитацию пострадавших; на сокращение потерь вследствие простоев оборудования, расходов, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве.

Организации, осуществляющие соответствующие меры по улучшению условий и охраны труда, получат экономический эффект также и за счет сокращения штрафов за нарушение требований действующего законодательства.

Выполнение Программы позволит уменьшить производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, повысить безопасность труда и социальную защищенность работающих.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Заказчиком Программы является комитет по труду и социальному развитию Администрации области. Он же осуществляет оперативное управление и контроль за реализацией мероприятий Программы.

Отчеты о ходе выполнения мероприятий ежегодно заслушиваются на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда.

ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий областной программы, "Об улучшении условий и охраны труда на 1998 - 2000 год"

Источники финансирования


Мероприятия

Финансов затраты всего (тыс. рублей)

Федеральный бюджет

Областной;
бюджет

Средства от штрафов, взимаемых трудинспекцией

Сроки проведения работ

Исполнители

1. Правовое и нормативное обеспечение программы

1.1. Внести на рассмотрение в областную Думу Закон Читинской Области "Об охране труда"

1998 год

Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Гострудинспекция по Читинской области, Администрация области

2. Разработать нормативные акты, рекомендации по охране труда:

2.1 Санитарные правила содержания и эксплуатации производственных предприятий

1998 год

Центр госсанэпиднадзора в Читинской области

2.2. Санитарно гигиенические требования к содержанию и эксплуатации передвижных автозаправочных станций

1998 год

Центр госсанэпиднадзора в Читинской области

2.3 Гигиенические нормативы временных допустимых условий удельной эффективной активности естественных радионуклидов в углях, используемых на территории Читинской области

1998 год

Читинский государственный технический университет, ЗО МАНЭБ

2.4 Методические рекомендации по распределению обязанностей, прав и ответственности руководителей и исполнителей работ по обеспечению безопасности труда (издание)

20

20

1999 год

Читинский государственный технический университет. Забайкальское отделение Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (ЗО МАНЭБ)

2.5 Комплекс нормативно-методической документации по безопасной организации и технологии проведения геолого-разведочиых работ в сложных природно-климатических условиях.

200

200

1998-2000 г.

Забайкальский комплексный научно-исследовательский институт (ЗабНИИ)

2.6. Нормативно-методическую базу для реализации Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

1998-2000 г.

Главное управление по делам граждан ской обороны и чрезвычайным ситуациям, ЗО МАНЭБ

3. Улучшение условий и охраны труда женщин, подростков, а также лиц, занятых в особых условиях труда

3.1 Разработка и реализация плана действий по улучшению положения женщин в части улучшения условий труда и высвобождения их с тяжелых работ и работ с вредными условиями труда

1998-2000 г.

Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Гострудинспекция по Читинской области, организации.

3.2. Изучить состояние условий труда работающих женщин на предприятиях пищевой промышленности области и подготовить рекомендации по их улучшению

1998 год

Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Гострудинспекция по Читинской области, центр Госсанэпидиадзора в Читинской области

3.3. Разработать методические рекомендации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении геологоразведочных работ в сложных природно-географических районах

50

50

1998 год

ЗабНИИ, ЗО МАНЭБ

3 .4 Провести комплексную оценку по критериям экологической и промышленной безопасности новых методов переработки минерального сырья на горнодхавых работах в сложных природно-географических районах;

1999-2000 г.

ЗабНИИ, ЗО МАНЭБ

4. Информационное обеспечение охраны труда, образование, пропаганда;

4.1. Приступить к созданию территориального банка данных по техническим веществам, применяемым в технологических процессах на предприятиях области

1998-2001.

Центр Госсанэпиднадзора

4.2. Подготовить и издать учебное пособие "Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда"

10

10

1998 год

Читинский государственный технический университет

4.3. Подготовить и издать региональный вестник "Проблемы безопасности жизнедеятельности населения Читинской области"

40

40

1998 год

ЗО МАНЭБ

4.4. Для формирования непрерывного-обра зования в области охраны труда в регионе:

а) включить а программы 5 курсов технических специальностей ВУЗов дисциплину "Охрана труда" по отраслям;

1998 год

ЗО МАНЭБ

б) начать подготовку инженеров по специальности 330500 "Безопасность технологических процессов и Производств";

2000 год

ЗО МАНЭБ

в) организовать подготовку инженеров охраны труда на базе дополнительного (2-х годичного) высшего образования

1999 год

ЗО МАНЭБ

4.5. Внедрение компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профзаболеваний

10

10

1998-2000 г.

Комитет по труду и социальному развитию Администрации области
 Комитет государственной статистики

4.6. Провести областную научно-техническую конференцию по охране и безопасности труда на предприятиях области

2

2

1999 год

Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Гострудинспекция по Читинской области, . др. надзорные органы, ЗО МАНЭБ, Администрация области

4.7. Создать областной центр охраны труда при комитете по труду и социальному развитию Администрации области

40

25

15

1999-2000 год

Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Администрация области

4.8. Подготовить экспертов-аудиторов в области сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда

20

20

1998-1999 год

Комитет по труду и социальному развитию Администрации области

5. Совершенствование средств коллективной защиты работников

5.1. Подготовить атлас территорий риска заражения, в т.ч. профессионального, особо-опасными, природно-очаговыми инфекционными заболеваниями в Читинской области

42

42

1998-1999 год

Центр Госсанэпиднадзора в Читинской области

6. Практическая реализация управления охраной труда. Организационные мероприятия

6.1. В целях проведения сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда изучить возможность создания исследовательской лаборатории госэкспертизы условий труда при комитете по труду и социальному развитию Администрации области

1999-2000 г.

Администрация области, комитет по труду и социальному развитию Администрации области

6.2. Для проведения качественных исследований с целью сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, постоянного контроля производственной среды приобрести и оснастить испытательные лаборатории 3-х центров ГСЭН современными газоаналитическими приборами и системами

50

50

6.3. Провести аккредитацию рабочего органа по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда

1998-1999 г.

Администрация области, комитет по труду и социальному развитию Администрации области

6.4. Создать на базе Читинского государственного технического университета Подразделение по проведению испытаний средств производства для целей сертификации

1998-2000 г

Админи страция области, Читинский Государственный технический университет

6.5. Создать службу охраны труда в комитете сельского хозяйства и продовольствия Администрации области

1999 год

Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации области

6.6. Организовать работу по созданию системы государственного управления охраной труда на уровне органов муниципальных образований

1998-2000 г

Органы муниципальных образований, комитет по труду и социальному развитию Администраций области

Итого:

484,0

300,0

137,0

47,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»