ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 1998 года N 198
Об областной программе "Об улучшении условий и охраны труда на 1998-2000 годы"
г. Чита
{Утратило силу:
по истечении срока действия}
{См. также
Закон Читинской области от 01.02.2001 г. N 255-ЗЧО НГР: ru75000200100025}
Постановление Администрации Читинской области от 06.05.2003 г. N 124-А/п НГР: ru75000200300121}
Рассмотрев представленную Главой Администрации области областную программу "Об улучшении условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы", руководствуясь пунктом "г" части 2 статьи 57 Устава - Основного Закона Читинской области, областная Дума постановила:
1. Утвердить областную программу "Об улучшении условий и охраны труда на 1998-2000 годы" (прилагается).
2. Предложить Главе Администрации области предусмотреть финансирование Программы при формировании бюджета области на 1999-2000 годы,
Председатель областной Думы
В.Е. Вишняков
Наименование программы | - Областная программа "Об улучшении условий и охраны труда на 1998-200 годы" (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы | - Постановление Главы Администрации Читинской области от 16.06.98 г. N 477 |
Наименование Дата и номер постановления об утверждении Программы | - Постановление Читинской областной Думы от 30.09.98 N 198 |
Заказчик Программы | - Комитет по труду и социальному развитию Администрации области |
Основные разработчики Программы | - Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, |
Цели и задави Программы | - снижение производственного травматизма и профзаболеваемости; |
Сроки реализации Программы | -1998-2000 годы |
Перечень основных мероприятий Программы | - совершенствование законодательства в области охраны труда, нормативное обеспечение условий и охраны труда; |
Исполнители основных мероприятий Программы | - Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, |
Объемы и источники финансирования Программы | - Общий объем финансирования - 484,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости; |
Организация контроля за исполнением Программы | - Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, |
В Читинской области сохраняется неблагоприятная обстановка с состоянием условий и охраны труда.
В большинстве организаций области условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными, а уровень производственного травматизма не снижается.
В 1997 году от травм на производстве пострадали 911 человек, в том числе 71 -со смертельным исходом. Растет число профзаболеваний.
Численность работающий на производстве с вредными и опасными условиями труда составляет 17,4 тыс. человек, в том числе 3,4 тыс. - женщины.
Причинами роста производственного травматизма и профзаболеваний являются:
- износ основных фондов и низкий технический уровень технологий;
- ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, снижение их качества;
- снижение требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда;
- низкий уровень профессиональной подготовки работников, необученность методам безопасности;
- несоблюдение режимов труда и отдыха.
Ущерб, полученный от производственного травматизма в 1997 году составил 1874,1 млн.рублей (неденоминированных), потери рабочего времени - 28608 человеко-дней.
Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что в области до сих пор не создана единая система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениями. В муниципальных образованиях области вопросами охраны труда практически никто не занимается.
Службы охраны труда отсутствуют на многих предприятиях.
Не на должном уровне находится система обучения работников, руководителей и специалистов безопасным приемам работы.
Из 30 пунктов программы первоочерёдных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы в связи с недостаточным финансированием выполнены полностью только 11, часть мероприятий находится в стадии выполнения, сроки выполнения остальных перенесены, они войдут в программу на 1998-2000 годы.
Решение проблемы улучшения условий и охраны труда возможно только через Программу, так как в условиях рыночной экономики решить ее комплексно без государственного регулирования невозможно.
Основными целями и задачами областной программы "Об улучшении условий и охраны труда на 1998-2000 годы" являются:
- снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в области;
- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда;
- создание нормативной базы для реализации основных функций управления охраной труда на предприятиях и в районах области.
Система мероприятий Программы составлена по следующим направлениям :
- правовое и нормативное обеспечение Программы;
- улучшение условий и охраны труда женщин, подростков, а также лиц, занятых в особых условиях труда;
- информационное обеспечение охраны труда, образование, пропаганда;
- совершенствование средств коллективной защиты работников;
- практическая реализация управления охраной труда, организационные мероприятия.
С учетом ограничения возможностей финансирования в Программу включен сравнительно узкий круг мероприятий, предусматривающих принятие нормативных актов, рекомендаций, способствующих улучшению условий и охраны труда на предприятиях с вредными и опасными факторами труда, улучшению условий и охраны труда женщин и лиц, занятых в особых условиях труда (угольная промышленность, геологоразведочные работы).
В разделе "Информационное обеспечение, образование, пропаганда" предусмотрено создание территориального банка данных по применяемым в технологических процессах на предприятиях области, внедрение компьютерной технологии сбора и анализа информации о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профзаболеваний.
Предусмотрены в Программе мероприятия, направленные на совершенствование обучения, создание системы непрерывного образования в области охраны труда, в том числе подготовка инженеров по специальности "Безопасность технологических процессов и производств" Читинским государственным техническим университетом.
Предусматривается также выполнение следующих работ:
- разработка и издание учебного пособия "Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда", регионального вестника "Проблемы безопасности жизнедеятельности населения Читинской области";
- включение в программы 5 курсов ВУЗов дисциплины "Охрана труда" по отраслям;
- проведение научно-технической конференции по охране труда и безопасности труда на предприятиях области;
- обучение и подготовка экспертов-аудиторов в области сертификации производственных объектов на соответствие Требованиям охраны труда
Предусмотрено и организационное обеспечение Программы, а именно:
- создание Центра охраны труда;
- создание исследовательской лаборатории по условиям труда при комитете по труду и социальному развитию Администрации области;
- проведение аккредитации рабочего органа по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;
- создание системы государственного управления охраной труда на уровне муниципальных образований и др.
Финансирование Программы осуществляется за счет следующих источников:
- областной бюджет;
- федеральный бюджет;
- средства от административных штрафов, взимаемых за нарушение законодательства, по охране труда.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда скажется на сокращении выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве, уменьшении расходов на профессиональную и социальную реабилитацию пострадавших; на сокращение потерь вследствие простоев оборудования, расходов, связанных с расследованием несчастных случаев на производстве.
Организации, осуществляющие соответствующие меры по улучшению условий и охраны труда, получат экономический эффект также и за счет сокращения штрафов за нарушение требований действующего законодательства.
Выполнение Программы позволит уменьшить производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, повысить безопасность труда и социальную защищенность работающих.
Заказчиком Программы является комитет по труду и социальному развитию Администрации области. Он же осуществляет оперативное управление и контроль за реализацией мероприятий Программы.
Отчеты о ходе выполнения мероприятий ежегодно заслушиваются на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда.
Мероприятия | Финансов затраты всего (тыс. рублей) | Федеральный бюджет | Областной; | Средства от штрафов, взимаемых трудинспекцией | Сроки проведения работ | Исполнители |
1. Правовое и нормативное обеспечение программы | ||||||
1.1. Внести на рассмотрение в областную Думу Закон Читинской Области "Об охране труда" | 1998 год | Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Гострудинспекция по Читинской области, Администрация области | ||||
2. Разработать нормативные акты, рекомендации по охране труда: | ||||||
2.1 Санитарные правила содержания и эксплуатации производственных предприятий | 1998 год | Центр госсанэпиднадзора в Читинской области | ||||
2.2. Санитарно гигиенические требования к содержанию и эксплуатации передвижных автозаправочных станций | 1998 год | Центр госсанэпиднадзора в Читинской области | ||||
2.3 Гигиенические нормативы временных допустимых условий удельной эффективной активности естественных радионуклидов в углях, используемых на территории Читинской области | 1998 год | Читинский государственный технический университет, ЗО МАНЭБ | ||||
2.4 Методические рекомендации по распределению обязанностей, прав и ответственности руководителей и исполнителей работ по обеспечению безопасности труда (издание) | 20 | 20 | 1999 год | Читинский государственный технический университет. Забайкальское отделение Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (ЗО МАНЭБ) | ||
2.5 Комплекс нормативно-методической документации по безопасной организации и технологии проведения геолого-разведочиых работ в сложных природно-климатических условиях. | 200 | 200 | 1998-2000 г. | Забайкальский комплексный научно-исследовательский институт (ЗабНИИ) | ||
2.6. Нормативно-методическую базу для реализации Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" | 1998-2000 г. | Главное управление по делам граждан ской обороны и чрезвычайным ситуациям, ЗО МАНЭБ | ||||
3. Улучшение условий и охраны труда женщин, подростков, а также лиц, занятых в особых условиях труда | ||||||
3.1 Разработка и реализация плана действий по улучшению положения женщин в части улучшения условий труда и высвобождения их с тяжелых работ и работ с вредными условиями труда | 1998-2000 г. | Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Гострудинспекция по Читинской области, организации. | ||||
3.2. Изучить состояние условий труда работающих женщин на предприятиях пищевой промышленности области и подготовить рекомендации по их улучшению | 1998 год | Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Гострудинспекция по Читинской области, центр Госсанэпидиадзора в Читинской области | ||||
3.3. Разработать методические рекомендации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении геологоразведочных работ в сложных природно-географических районах | 50 | 50 | 1998 год | ЗабНИИ, ЗО МАНЭБ | ||
3 .4 Провести комплексную оценку по критериям экологической и промышленной безопасности новых методов переработки минерального сырья на горнодхавых работах в сложных природно-географических районах; | 1999-2000 г. | ЗабНИИ, ЗО МАНЭБ | ||||
4. Информационное обеспечение охраны труда, образование, пропаганда; | ||||||
4.1. Приступить к созданию территориального банка данных по техническим веществам, применяемым в технологических процессах на предприятиях области | 1998-2001. | Центр Госсанэпиднадзора | ||||
4.2. Подготовить и издать учебное пособие "Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда" | 10 | 10 | 1998 год | Читинский государственный технический университет | ||
4.3. Подготовить и издать региональный вестник "Проблемы безопасности жизнедеятельности населения Читинской области" | 40 | 40 | 1998 год | ЗО МАНЭБ | ||
4.4. Для формирования непрерывного-обра зования в области охраны труда в регионе: | ||||||
а) включить а программы 5 курсов технических специальностей ВУЗов дисциплину "Охрана труда" по отраслям; | 1998 год | ЗО МАНЭБ | ||||
б) начать подготовку инженеров по специальности 330500 "Безопасность технологических процессов и Производств"; | 2000 год | ЗО МАНЭБ | ||||
в) организовать подготовку инженеров охраны труда на базе дополнительного (2-х годичного) высшего образования | 1999 год | ЗО МАНЭБ | ||||
4.5. Внедрение компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профзаболеваний | 10 | 10 | 1998-2000 г. | Комитет по труду и социальному развитию Администрации области | ||
4.6. Провести областную научно-техническую конференцию по охране и безопасности труда на предприятиях области | 2 | 2 | 1999 год | Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Гострудинспекция по Читинской области, . др. надзорные органы, ЗО МАНЭБ, Администрация области | ||
4.7. Создать областной центр охраны труда при комитете по труду и социальному развитию Администрации области | 40 | 25 | 15 | 1999-2000 год | Комитет по труду и социальному развитию Администрации области, Администрация области | |
4.8. Подготовить экспертов-аудиторов в области сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда | 20 | 20 | 1998-1999 год | Комитет по труду и социальному развитию Администрации области | ||
5. Совершенствование средств коллективной защиты работников | ||||||
5.1. Подготовить атлас территорий риска заражения, в т.ч. профессионального, особо-опасными, природно-очаговыми инфекционными заболеваниями в Читинской области | 42 | 42 | 1998-1999 год | Центр Госсанэпиднадзора в Читинской области | ||
6. Практическая реализация управления охраной труда. Организационные мероприятия | ||||||
6.1. В целях проведения сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда изучить возможность создания исследовательской лаборатории госэкспертизы условий труда при комитете по труду и социальному развитию Администрации области | 1999-2000 г. | Администрация области, комитет по труду и социальному развитию Администрации области | ||||
6.2. Для проведения качественных исследований с целью сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, постоянного контроля производственной среды приобрести и оснастить испытательные лаборатории 3-х центров ГСЭН современными газоаналитическими приборами и системами | 50 | 50 | ||||
6.3. Провести аккредитацию рабочего органа по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда | 1998-1999 г. | Администрация области, комитет по труду и социальному развитию Администрации области | ||||
6.4. Создать на базе Читинского государственного технического университета Подразделение по проведению испытаний средств производства для целей сертификации | 1998-2000 г | Админи страция области, Читинский Государственный технический университет | ||||
6.5. Создать службу охраны труда в комитете сельского хозяйства и продовольствия Администрации области | 1999 год | Комитет сельского хозяйства и продовольствия Администрации области | ||||
6.6. Организовать работу по созданию системы государственного управления охраной труда на уровне органов муниципальных образований | 1998-2000 г | Органы муниципальных образований, комитет по труду и социальному развитию Администраций области | ||||
Итого: | 484,0 | 300,0 | 137,0 | 47,0 |