Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ

5.2.4. Машиностроение и металлообработка Анализ ситуации в отрасли


Производство продукции машиностроения в 2000 году составило 2381,3 млн. руб. или 20,7% от общего объема произведенной промышленной продукции по республике (для сравнения в 1994 году доля машиностроения составляла 17,3%, 1995 г. - 22,2%, 1996 г. - 19,2%, 1997 г. - 16,7%, 1998 г. - 12%, 1999 г. - 14,8%).

В таблице 5.2.4.1 приведены основные показатели деятельности отрасли машиностроение и металлообработка за 1994 - 2000 гг.

Опережающими темпами в этот период развивалось производство на крупных предприятиях отрасли: ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ГУП ЛВРЗ ВСЖД, ЗАО "Улан-Удэстальмост", ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение". По этим предприятиям объем производства возрос от 1,2 до 3,5 раз к уровню предыдущего периода, при этом наибольшая динамика была на оборонных предприятиях.

Положительным фактором, повлиявшим на стабилизацию экономики оборонных предприятий, явилось оживление конъюнктуры внешнего рынка вертолетной техники и увеличение экспортных контрактов на поставку ракетных комплексов соисполнителем которых, по ряду компонентов, являлось приборостроительное объединение.

Даже в условиях сокращения государственного оборонного заказа в среднем на 85,5% оборонные предприятия восполнили эту потерю за счет проведения активной политики продаж основной продукции на внешний рынок. Доля экспортных поставок в 2000 году составила по авиационному заводу 98%, а по приборостроительному объединению 77,5%.

Включение в структуру Управления ВСЖД ГУП ЛВРЗ положительно сказалось на стабилизации финансово - экономического положения предприятия. Это предопределило загрузку мощностей предприятия, создание условий для реструктуризации кредиторской задолженности по обязательным платежам, привлечение дополнительных источников для инвестирования в программу технологического перевооружения штамповочно - заготовительного и локомотиво - ремонтного производств.

Анализ стратегического развития ЗАО "Улан-Удэстальмост" показывает, что предприятие вышло из экономического кризиса и имеет положительную динамику финансово - экономических показателей. Прогнозируемый ежегодный рост объемов производства по ЛВРЗ ВСЖД в среднем составит 4,5%, по ЗАО "Улан-Удэстальмост" - 9,5%.

Снижение объемов производства в сельском хозяйстве привели к снижению заказов на производство агрегатов для АПК. Финансовая устойчивость многих промышленных предприятий (ОАО "Новая Бряньсельмаш", ОАО "Бурятферммаш") зависит от покупательной способности сельских хозяйств.

ОАО "УУССЗ" приступил к освоению и постановке на производство инновационных разработок сельхозтехники по рекультивации обрабатываемых земель.

В настоящее время общая характеристика стоимости основных фондов в отрасли в 1999 году оценивается в размере 2 282 млн. руб. или 16% от стоимости основных фондов всей промышленности. Начиная с 1994 года, когда этот показатель составлял 20%, предприятия осуществляли реализацию технологического оборудования на вторичном рынке и вывод оборудования из-за физического износа.

Степень износа активной части основных фондов в машиностроении за период с 1994 по 1999 год увеличилась с 48,1% до 52,6% (в целом по промышленности с 43 до 50,2%%). При этом в сравнении с другими отраслями, машиностроение в настоящее время занимает 4 место по степени износа основных фондов после лесного комплекса (62%), промышленности строительных материалов (61%) и топливной промышленности (56%). Амортизационные отчисления в 1999 году составили 53 млн. руб., в 2000 г. - 56,1 млн. руб., что свидетельствует о вводе нового оборудования на промышленных предприятиях. Однако темпы реновации могли быть выше при условии достаточности оборотных средств у предприятий и целевого использования амортизационных накоплений. В настоящее время до 30% амортизационных средств используются не по назначению и направляются на пополнение оборотного капитала.

Сальдированный финансовый результат по отрасли в 1998 г. получен отрицательный - 81,3 млн. руб., при отрицательном в целом по промышленности - 81,9 млн. руб., в 1999 г. отрицательный - 34,4 млн. руб., при положительном в целом по промышленности - 585,6 млн. руб.

В 2000 году ситуация изменилась, при положительном в целом по промышленности 344,1 млн. руб., 9 предприятий машиностроения (или 30,7% от общего числа прибыльных предприятий промышленности) получили прибыль в сумме 214,6 млн. руб.. При этом достигнут положительный сальдированный результат по отрасли 166,9 млн. руб.

Изменение ситуации было вызвано рядом причин, среди которых: насыщение финансового рынка денежными агрегатами, изменение конъюнктуры рынка на изделия промышленных предприятий, оживление инвестиционного сектора экономики России, принятие мер по реструктуризации накопленной в прошлые годы кредиторской задолженности.

Характер изменения кредиторской задолженности в машиностроении с 1996 года показывает ее увеличение в 1,8 раза. К 2000 году ее величина составила 1336,9 млн. руб. или 18,6% от общей кредиторской задолженности по промышленности (в 1996 г. - 19,9%, что характеризует общую тенденцию снижения доли кредиторской задолженности в отрасли).

В тоже время снижение кредиторской задолженности происходит медленно, в среднем на 0,26% ежегодно, что свидетельствует об использовании предприятиями этого источника в качестве дополнительного в воспроизводственном процессе.

По отрасли в 2000 году кредиторская задолженность превышала дебиторскую в 2,6 раза, тогда как в целом по промышленности в 1,6 раза, в 1996 году - в 5 раз, а в целом по промышленности оставалось на том же уровне.

Дебиторская задолженность с 1996 года увеличилась в 3,4 раза и составила в 2000 году 503,5 млн. руб. или 11% от общей дебиторской задолженности по промышленности в целом (в 1996 г. составляла - 5,6%). Анализ дебиторской задолженности по предприятиям отрасли показывает, что ее снижение происходит наиболее динамично в период 1999-2000 гг., причины связаны с более активной претензионной работой предприятий, а также списанием части дебиторской задолженности, в связи с истечением срока исковой давности.

В период с 1996 по 1999 годы инвестиционная активность предприятий находилась на низком уровне, так в этот период в отрасли было реализовано 12 инвестиционных проектов на общую сумму 90,3 млн. руб.. Уже в 2000 году инвестиции в основной капитал в рамках проектов возросли в 22,3 раза по сравнению с уровнем 1994 года и составили 135 млн. руб. О низкой инвестиционной активности предприятий машиностроения говорит и тот факт, что доля инвестиций отрасли в этот период была на уровне 4% от общего объема инвестиций по промышленности. Характер объема инвестиций с 1996 года по источникам в разрезе отдельных предприятий следующий:

- Бюджет Российской Федерации - 12%

ОАО "У-УАЗ" - 10,2 млн. руб., ОАО "Теплоприбор" - 3,27 млн. руб., ОАО "Электромашина" - 3 млн. руб. (данные средства не являлись чистыми инвестициями, в неденежной форме они использовались в зачетных схемах списания накопленной задолженности предприятий по федеральным налогам, осложняя и без того финансовое положение заемщиков)

- Бюджет Республики Бурятия - 2%, в т.ч. в отрасли

ЗАО "Белый Лебедь" - 4 млн. руб.

- Собственные средства предприятий - 45%

ГУП "ЛВРЗ ВСЖД" за 1999 - 2000 гг. - 59,1 млн. руб.

- Привлеченные средства - 41%

в т.ч. средства МПС для ГП "ЛВРЗ ВСЖД" за 1999 - 2000гг. - 68,7 млн. руб.

Основным источником реализации инвестиционных проектов были и остаются собственные средства предприятий. В тоже время, начиная с 1999 года, доля заемных и привлеченных средств стала увеличиваться, что связано с различными формами государственной поддержки, включающими предоставление прямых бюджетных субсидий, кредитование в рамках федеральной программы СЭР РБ и предоставление государственных гарантий под коммерческие кредиты.