Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ

Таблица 5.2.4.1

Основные показатели деятельности за 1994 - 2000 гг. отрасли машиностроение и металлообработка


1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Производство  продукции
  отрасли, в фактических
  действующих ценах,
  млн. деном. руб.

255

908

1019

1000

638

1282

2381

Индекс  физического
  объема производства
  продукции, % к 1994 г.

100

84,5

71,3

64,3

33,2

43,4

62,8

Производство  важнейших
  видов продукции в
  натуральном выражении,
  % к 1994 г.

100

87

64,2

58,6

61,5

42,2

48,9

Электродвигатели

100

193,3

173,3

160

6,7

40

66,7

Вертолеты  гражданские

100

127,7

128,5

116,2

106,9

84,6

83,1

Сварные
  металлоконструкции

100

104,9

70,2

58,8

43,7

42,9

81,0

Ремонт  электровозов

100

79,8

48,9

31,4

36,6

56,3

76,1

Ремонт  вагонов

100

101,3

194,4

125,8

73,8

22,7

193,1

Сварочный  аппарат
  А-150

100

114,2

70,8

72

70,5

72,6

152,9

Изделия  авионики

Численность  работающих,
  тыс. чел.

28,7

24,6

22,6

21,3

19,7

18,7

17,8

Средняя  заработная
  плата, деном. Руб.

219,3

560,9

813,4

861,4

863

1305

2011

Удельный вес  затрат в
  общих затратах на
  производство и
  реализацию продукции, %

топливо

6,4

3,9

энергия

12,9

9,7

Основными проблемами в машиностроении являются:

- высокий процент износа основных производственных фондов и совокупных издержек производства;

- низкий уровень загрузки основных фондов и обеспеченности производств заказами;

- низкий уровень кооперации производств;

- недостаток оборотных средств и убыточность многих производств;

- низкий инвестиционный рейтинг;

- слаборазвитая система маркетинга, либо отсутствие таковой на предприятиях;

- географическая удаленность от основных поставщиков сырья, материалов и потребителей готовой продукции, это приводит к высоким транспортным расходам и длительному времени поставок;

- дефицит инновационных разработок и технологий, в силу структурных изменений инновационных институтов;

- низкий уровень управления;

- недостаток квалифицированного промышленно - производственного персонала.

Указанные проблемы и пути их решения стоят перед крупными и средними предприятиями отрасли, такими как:

1. ГУП "Улан-Удэнский ЛВРЗ" ВСЖД, который производит капитальный ремонт электровозов ВЛ-80, ВЛ-85, тепловозов ТЭ-3, 2ТЭ10В пассажирских вагонов, трамваев КТМ-5, железнодорожных грузоподъемных кранов ЕДК500, ремонт и новое формирование вагонных и локомотивных колесных пар.

От Урала до Дальнего Востока эксплуатируются электровозы серии Вл80, Вл85, Вл65. Ремонт данных серий кроме ЛВРЗ производится на Ростовском ЭРЗ. Географическое расположение Улан-Удэнского завода, близость к основным потребителям позволяет, учитывая рост грузоперевозок, увеличить объем ремонта.

По решению МПС Улан-Удэнский ЛВРЗ выбран базовым предприятием по организации ремонта Вл80 в объеме КРП. Программой МПС предусмотрен ремонт пассажирских вагонов, с резким ростом ремонта в объеме Кр2, до 50% от общего количества, с освоением и организацией ремонта вагонов в объеме КВР.

2. ОАО "Улан-Удэнский завод "Теплоприбор" специализируется на выпуске приборов и средств автоматического регулирования коммерческого учета расхода и количества тепловой энергии для тепловых сетей и зданий жилищно - гражданского и производственного назначения.

Выпускаемая продукция соответствует техническому уровню зарубежных аналогов, при этом стоимость приборов в среднем ниже в 1,5 раза. Кроме этого предприятие производит, монтаж, гарантийное и сервисное обслуживание. Сохранены тесные контакты с головным разработчиком приборов коммерческого учета тепловой энергии Московским ГНЦ "НИИтеплоприбор", ПО "ОРГРЭС", Чебоксарским СКБ специальной промышленной автоматики, что дает преимущества по внедрению на заводе инновационных разработок и технологий.

Перспективы развития предприятия напрямую связаны с реализацией мероприятий программы "Энергосбережение России", связанных с внедрением приборов учета и контроля потребления тепловой энергии и воды в субъектах Российской Федерации.

3. ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" свыше 80% производственной продукции поставляет на экспорт. В структуре экспортных поставок вертолеты Ми-171, ремонтные компоненты, лопасти несущего винта.

География поставок: Монголия, Зимбабве, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка.

Начиная с 1990 года, объемы государственного оборонного заказа в общем объеме производства предприятия снизились с 90% до 0,5% в 2000 году. Численность производственного персонала с 10,7 тыс. человек до 5,1 тыс. человек.

В 2000 году доля гражданской продукции в общем объеме выпуска возросла и составила 85%. По отрасли машиностроение доля авиационного завода в 2000 году составила 73,4% или 998 млн. руб. (справочно: выпуск продукции по машиностроению в 2000 году в действующих ценах составил 1,3 млрд. руб., а за I квартал 2001 года - 1,2 млрд. руб.).

В настоящее время предприятие осуществляет производство вертолетов Ми-8, Ми-171, самолетов Су-25УБК, боевых вертолетов Ми-8АМТШ.

Перспективы развития предприятия будут напрямую связаны с модернизацией, изменением конструкции и сертификацией летательных аппаратов, а также реализацией инвестиционного проекта "Организация производства вертолетов Ка-62".