Основные показатели деятельности за 1994 - 2000 гг. отрасли машиностроение и металлообработка
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Производство продукции | 255 | 908 | 1019 | 1000 | 638 | 1282 | 2381 |
Индекс физического | 100 | 84,5 | 71,3 | 64,3 | 33,2 | 43,4 | 62,8 |
Производство важнейших | 100 | 87 | 64,2 | 58,6 | 61,5 | 42,2 | 48,9 |
Электродвигатели | 100 | 193,3 | 173,3 | 160 | 6,7 | 40 | 66,7 |
Вертолеты гражданские | 100 | 127,7 | 128,5 | 116,2 | 106,9 | 84,6 | 83,1 |
Сварные | 100 | 104,9 | 70,2 | 58,8 | 43,7 | 42,9 | 81,0 |
Ремонт электровозов | 100 | 79,8 | 48,9 | 31,4 | 36,6 | 56,3 | 76,1 |
Ремонт вагонов | 100 | 101,3 | 194,4 | 125,8 | 73,8 | 22,7 | 193,1 |
Сварочный аппарат | 100 | 114,2 | 70,8 | 72 | 70,5 | 72,6 | 152,9 |
Изделия авионики | |||||||
Численность работающих, | 28,7 | 24,6 | 22,6 | 21,3 | 19,7 | 18,7 | 17,8 |
Средняя заработная | 219,3 | 560,9 | 813,4 | 861,4 | 863 | 1305 | 2011 |
Удельный вес затрат в | |||||||
топливо | 6,4 | 3,9 | |||||
энергия | 12,9 | 9,7 |
Основными проблемами в машиностроении являются:
- высокий процент износа основных производственных фондов и совокупных издержек производства;
- низкий уровень загрузки основных фондов и обеспеченности производств заказами;
- низкий уровень кооперации производств;
- недостаток оборотных средств и убыточность многих производств;
- низкий инвестиционный рейтинг;
- слаборазвитая система маркетинга, либо отсутствие таковой на предприятиях;
- географическая удаленность от основных поставщиков сырья, материалов и потребителей готовой продукции, это приводит к высоким транспортным расходам и длительному времени поставок;
- дефицит инновационных разработок и технологий, в силу структурных изменений инновационных институтов;
- низкий уровень управления;
- недостаток квалифицированного промышленно - производственного персонала.
Указанные проблемы и пути их решения стоят перед крупными и средними предприятиями отрасли, такими как:
1. ГУП "Улан-Удэнский ЛВРЗ" ВСЖД, который производит капитальный ремонт электровозов ВЛ-80, ВЛ-85, тепловозов ТЭ-3, 2ТЭ10В пассажирских вагонов, трамваев КТМ-5, железнодорожных грузоподъемных кранов ЕДК500, ремонт и новое формирование вагонных и локомотивных колесных пар.
От Урала до Дальнего Востока эксплуатируются электровозы серии Вл80, Вл85, Вл65. Ремонт данных серий кроме ЛВРЗ производится на Ростовском ЭРЗ. Географическое расположение Улан-Удэнского завода, близость к основным потребителям позволяет, учитывая рост грузоперевозок, увеличить объем ремонта.
По решению МПС Улан-Удэнский ЛВРЗ выбран базовым предприятием по организации ремонта Вл80 в объеме КРП. Программой МПС предусмотрен ремонт пассажирских вагонов, с резким ростом ремонта в объеме Кр2, до 50% от общего количества, с освоением и организацией ремонта вагонов в объеме КВР.
2. ОАО "Улан-Удэнский завод "Теплоприбор" специализируется на выпуске приборов и средств автоматического регулирования коммерческого учета расхода и количества тепловой энергии для тепловых сетей и зданий жилищно - гражданского и производственного назначения.
Выпускаемая продукция соответствует техническому уровню зарубежных аналогов, при этом стоимость приборов в среднем ниже в 1,5 раза. Кроме этого предприятие производит, монтаж, гарантийное и сервисное обслуживание. Сохранены тесные контакты с головным разработчиком приборов коммерческого учета тепловой энергии Московским ГНЦ "НИИтеплоприбор", ПО "ОРГРЭС", Чебоксарским СКБ специальной промышленной автоматики, что дает преимущества по внедрению на заводе инновационных разработок и технологий.
Перспективы развития предприятия напрямую связаны с реализацией мероприятий программы "Энергосбережение России", связанных с внедрением приборов учета и контроля потребления тепловой энергии и воды в субъектах Российской Федерации.
3. ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" свыше 80% производственной продукции поставляет на экспорт. В структуре экспортных поставок вертолеты Ми-171, ремонтные компоненты, лопасти несущего винта.
География поставок: Монголия, Зимбабве, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка.
Начиная с 1990 года, объемы государственного оборонного заказа в общем объеме производства предприятия снизились с 90% до 0,5% в 2000 году. Численность производственного персонала с 10,7 тыс. человек до 5,1 тыс. человек.
В 2000 году доля гражданской продукции в общем объеме выпуска возросла и составила 85%. По отрасли машиностроение доля авиационного завода в 2000 году составила 73,4% или 998 млн. руб. (справочно: выпуск продукции по машиностроению в 2000 году в действующих ценах составил 1,3 млрд. руб., а за I квартал 2001 года - 1,2 млрд. руб.).
В настоящее время предприятие осуществляет производство вертолетов Ми-8, Ми-171, самолетов Су-25УБК, боевых вертолетов Ми-8АМТШ.
Перспективы развития предприятия будут напрямую связаны с модернизацией, изменением конструкции и сертификацией летательных аппаратов, а также реализацией инвестиционного проекта "Организация производства вертолетов Ка-62".