Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

2. Содержание проблемы, на решение которой направлена Программа


Одним из приоритетных направлений в социальной политике Республики Бурятия является организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. За последние годы в республике сложилась определенная система по реализации прав детей и подростков на оздоровление, развитие, полноценный отдых и досуг. Особое внимание уделяется оздоровлению детей социально незащищенных категорий населения.

Число учреждений, входящих в систему детского отдыха и оздоровления, в республике увеличилось. Однако расширение сети происходит за счет развития наименее затратных типов учреждений: социальных столовых, социальных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей.

Загородные оздоровительные лагеря являются по многим показателям одной из лучших форм отдыха и оздоровления детей: экологически благоприятные условия, режим, полноценное питание в соответствии с физиологическими потребностями детей, интересный и содержательный досуг, доверие большей части родителей к воспитателям и вожатым. В загородных, санаторных лагерях республики ежегодно отдыхает и оздоравливается более 15 000 детей.

Современные детские оздоровительные лагеря и санатории должны выполнять свои основные функции: воспитательную, оздоровительную и образовательную. Для их успешной реализации системе детского отдыха необходимо комплексное обеспечение: материально-техническое, кадровое, информационно-методическое и финансовое.

Анализ действующей системы детского отдыха и оздоровления в Республике Бурятия выявил следующие основные проблемы и направления их решения.

Особого внимания заслуживают загородные оздоровительные лагеря, половина из которых построена в середине прошлого века, две трети не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. В аварийном состоянии находятся и требуют капитального ремонта здания клубов, медпунктов, жилых корпусов в 23 организациях, требуют модернизации материальной базы - 22, в 18 отсутствуют санузлы и душевые. В большей части загородных лагерей нет оборудованных мест купания или плавательных бассейнов (22).

Материально-техническая база и инфраструктура лагерей республики характеризуются высокой степенью морального и физического износа, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым надзорными органами к безопасному устройству, содержанию и организации режима работы и требуют значительного обновления. Проведенная инвентаризация показала, что более 90 % материальной базы детских оздоровительных учреждений нуждается в капитальном ремонте, модернизации или коренной реконструкции.

В 7 районах республики: Кижингинском, Хоринском, Муйском, Тарбагатайском, Прибайкальском, Окинском и Бичурском, - стационарные лагеря вообще прекратили свою деятельность.

Указанные аспекты зафиксированы в предписаниях надзорных органов, их исполнение является обязательным условием функционирования загородных стационарных лагерей.

Кадровая подготовка вожатых и работников детских оздоровительных учреждений должна способствовать формированию трудового коллектива детского оздоровительного учреждения из высококвалифицированных кадров, любящих свою работу и детей.

Требуют совершенствования формы и содержание отдыха детей, их оздоровления и занятости, оказания преимущественной поддержки в отдыхе и оздоровлении детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также развитие специализированных видов отдыха. Все это сказывается на программном содержании организации смен.

В целях повышения качества и эффективности системы оздоровления и отдыха детей, развития научно-методического и кадрового потенциала сферы оздоровления и отдыха детей необходимо предусмотреть:

- создание системы по отбору и подготовке кадров для работы в сфере отдыха и оздоровления детей;

- повышение уровня квалификации руководителей, педагогических работников детских оздоровительных лагерей на основе планирования государственного заказа научно-исследовательским учреждениям на разработку и осуществление программ подготовки, переподготовки кадров;

- организацию практики студентов педагогических учебных заведений в детских оздоровительных лагерях;

- решение вопроса по обеспечению педагогическими работниками загородных лагерей путем закрепления их за школами муниципальных образований;

- разработку и внедрение нормативной базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы допрофессиональной и профессиональной подготовки кадров для детских оздоровительных лагерей.

Информационно-методическая поддержка должна быть направлена на использование информационных технологий и ресурсов в деятельности детских оздоровительных учреждений и вовлечение общественности в решение проблем системы детского отдыха, таких как:

- отсутствие методической литературы и пособий в помощь организаторам детского отдыха;

- слабые рекламные кампании услуг детского отдыха и недостаточное количество источников информации о лагерях, условиях пребывания и программах отдыха детей. Очень важно при подготовке к летнему оздоровительному сезону своевременно информировать потенциальных получателей услуг о возможностях отдыха, его видах, сроках, разнообразии программ, об условиях, которые предоставляют лагеря, а отдых и оздоровление детей в 2010 году выявили проблему наполняемости загородных лагерей вследствие недостаточного информационного сопровождения;

- отсутствие мотивации и условий для развития конкурентной среды среди учреждений системы детского отдыха для совершенствования кадрового потенциала и программ пребывания детей;

- отсутствие единой информационной базы данных у координатора функционирования системы детского отдыха республики для проведения мониторинга и анализа деятельности учреждений, создания каналов информационной связи между всеми субъектами сферы отдыха и оздоровления детей. Единая база будет содействовать проведению инвентаризации, составлению и ведению реестра материальной базы детских оздоровительных лагерей, разработке методики и систематическому проведению паспортизации организаций, предоставляющих услуги в сфере оздоровления и отдыха детей.

Современное детское оздоровительное учреждение с развитой материально-технической базой и подбором профессиональных квалифицированных кадров, работающее в круглогодичном режиме, в дальнейшем требует соответствующий объем финансирования на текущую деятельность, а также на внедрение новых программ отдыха и оздоровления детей.

В стоимость детской путевки включаются лишь незначительные хозяйственные расходы на содержание лагерей. Включение расходов на инновационные проекты повлечет за собой резкое увеличение стоимости путевок, что недопустимо при сегодняшней низкой платежеспособности родителей.

Региональные бюджетные средства также напрямую зависят от стоимости путевки, местный бюджет выделяет средства лишь на подготовку лагерей к сезону. В сложившейся ситуации возникает необходимость лагерям самостоятельно изыскивать финансовые средства в виде спонсорской помощи, грантов и собственной прибыли от предпринимательской деятельности. Доходы, получаемые от оказания услуг отдыха и развлечений в свободное от каникулярного периода время, лагерь самостоятельно может направлять на содержание высокотехнологичных объектов отдыха, спорта и развлечений, а также на предоставление комфортных условий проживания и питания.

Навыки в управлении предпринимательскими проектами руководитель и менеджеры лагеря смогут получить через систему обучения и стажировки.

Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ" и другими нормативными правовыми актами.