ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2009 года N 429
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ, "ЗНАЙ, ТЫ НЕ ОДИН!" НА 2010-2012 ГОДЫ
Изменения в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000201000448 (от 20.07.2010 N 293)
НГР ru04000201100509 (от 30.05.2011 N 252)
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Республики Бурятия от 19.09.2006 г. N 1844-III "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", с учетом решения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия от 29.09.2009 г. N 9 Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую республиканскую программу по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, "Знай, ты не один!" на 2010-2012 годы* (далее - Программа).
2. Определить координатором реализации Программы Республиканское агентство по делам семьи и детей.
3. Республиканскому агентству по делам семьи и детей направить Программу в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для участия в конкурсе региональных программ "Дружественное детям правосудие".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Мещеряков С.А.).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
В.В.Наговицын
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 20.11. 2009 N 429
В ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000201000448 (от 20.07.2010 N 293)
НГР ru04000201100509 (от 30.05.2011 N 252)
Наименование Программы | Республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, "Знай, ты не один!" на 2010-2012 годы | |||||||||||
Основание для разработки Программы | Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199903011.html "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" | |||||||||||
Государственный заказчик | Правительство Республики Бурятия | |||||||||||
Основные разработчики | Верховный суд Республики Бурятия, Республиканское агентство по делам семьи и детей, Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Бурятия, Бурятское региональное отделение Общероссийского общественного фонда "Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркотикам" | |||||||||||
Основные | Верховный Суд Республики Бурятия, | |||||||||||
районные суды в муниципальных районах и городских округах в Республике Бурятия (по согласованию), государственные учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи семье и детям), муниципальные районы и городские округа в Республике Бурятия (по согласованию), Бурятское региональное отделение Общероссийского общественного фонда "Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркотикам" (далее - БРО Фонд "НАН") (по согласованию) | ||||||||||||
Сроки реализации Программы | С 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года | |||||||||||
Цель Программы | Защита прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, отработка ювенальных технологий на территории Республики Бурятия | |||||||||||
Задачи Программы | 1. Разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы для развития ювенальных технологий в Республике Бурятия. 2. Создание и развитие института социальных работников при судах, необходимого для становления и развития ювенальных технологий в Республике Бурятия. 3. Отработка ювенальных технологий на базе опорно-экспериментальных площадок. 4. Организация повышения профессиональной квалификации, подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН РФ по РБ, отделов внутренних дел, работающих непосредственно с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. 5. Оказание адресной эффективной помощи несовершеннолетним, преступившим закон, их полноценная ресоциализация и адаптация. 6. Внедрение технологии социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. 7. Мониторинг и оценка эффективности деятельности социальных работников при судах. 8. Освещение вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом в СМИ | |||||||||||
Целевые группы | Несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом и состоящие на учете в органах внутренних дел, в уголовно-исполнительных инспекциях, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) - 338 несовершеннолетних; | |||||||||||
Перечень основных мероприятий Программы | 1. Совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в сфере защиты прав детей. 2. Создание и развитие института социальных работников при судах. 3. Создание опорно-экспериментальных площадок на базе муниципальных образований "Селенгинский район", "Кабанский район", Октябрьского района городского округа "Город Улан-Удэ" по отработке ювенальных технологий. 4. Создание методического центра по вопросам внедрения ювенальных технологий, проведение обучающих семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН, ОВД, работающих непосредственно с несовершеннолетними, преступившими закон. 5. Организация мероприятий, направленных на ресоциализацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. | |||||||||||
6. Разработка и внедрение программ индивидуальной работы с несовершеннолетн ими, находящимися в конфликте с законом. 7. Разработка критериев эффективности деятельности социальных работников при судах и проведение соответствующих исследований. 8. Проведение мероприятий по освещению вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в СМИ | ||||||||||||
Общий объем и источники финансирования Программы, тыс. руб. | Источники финансирования* | Всего | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | |||||||
Расходы из средств Фонда | 22667,09 | 3698,7 | 9803,590 | 9164,8 | ||||||||
Республиканский бюджет** | 63931,5 | 21410,5 | 21260,5 | 21260,5 | ||||||||
Привлеченные средства (расходы из федерального бюджета на текущие расходы районных судов, УФСиН РФ по РБ, спонсорские средства) | 7426,0 | 1334,0 | 3146,0 | 2946,0" | ||||||||
Общий объем и источники финансирования Программы, тыс. руб. | Источники финансирования* | Всего | 2010 г . | 2011 г . | 2012 г . | |||||||
Расходы из средств Фонда | 22626 | 3698,7 | 9762,5 | 9164,8 | ||||||||
Республиканский бюджет | 67754,9 | 22325,5 | 22527,5 | 22901,9 | ||||||||
Привлеченные средства (расходы из федерального бюджета на текущие расходы районных судов, УФСиН РФ по РБ, спонсорские средства) | 7426,0 | 1334,0 | 3146,0 | 2946,0" | ||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Показатель | 2008 г . | 9 мес. 2009 г . | 2012 г . | ||||||||
Количество муниципальных образований, на территории которых внедрены ювенальные технологии | 0 | 1 | 23 | |||||||||
Количество социальных работников при судах в муниципальных образованиях | 0 | 1 | 30 | |||||||||
Количество специалистов, прошедших обучение по вопросам защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом | 0 | 0 | 500 | |||||||||
Количество методических центров по вопросам внедрения ювенальных технологий | 0 | 0 | 1 | |||||||||
Количество муниципальных образований республики, зак-лючивших соглашения о сотрудничестве в сфере защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с судами и государственными учреждениями социального обслуживания | 0 | 0 | 23 | |||||||||
Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших адресную помощь по социальной реабили-тации от общего числа несовершеннолетних данной категории | 40 % | 30 % | 90 % | |||||||||
Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших информацию об оказываемых услугах по защите их прав | 10 % | 30 % | 100 % |
______________
*Объем финансирования из республиканского бюджета, привлеченных средств указан справочно.
**Объем и источники финансирования Программы корректируются при утверждении республиканского бюджета, бюджета Фонда на очередной финансовый год
Проблема преступности среди несовершеннолетних требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная ресоциализация несовершеннолетних, преступивших закон. Здесь нужны скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений.
Общая численность детского населения в Республике Бурятия на 1 января 2009 г. составила 225 тыс. человек. По сравнению с 1999 г. произошло резкое снижение численности детского населения в 1,3 раза или в абсолютных цифрах на 69 тыс. несовершеннолетних.
В этой связи, особую тревогу вызывает увеличение группы "риска" - только на официальном учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на 1 января 2009 г. состоит 2215 несовершеннолетних, 2337 семей, находящихся в социально-опасном положении. Число этих семей в 2008 году выросло: в 2007 и 2006 году было соответственно 1857 и 1908 таких семей.
В период 2002-2008 гг. в республике отмечался рост совершенных несовершеннолетними преступлений с 1439 до 1806 (на 20,3 %), в том числе тяжких и особо тяжких преступлений. И это только так называемая верхушка айсберга, т.е. статистика без учета латентности, уровень которой достаточно высок в отношении этой специфичной категории правонарушителей. Фактически несовершеннолетними совершается примерно в 2,5-3 раза больше преступлений, чем зарегистрировано.
В Республике Бурятия функционируют 4 спецучреждения закрытого типа, в которых находятся 146 несовершеннолетних, в том числе в воспитательной колонии N 1 для мальчиков - 65, в специальном профессиональном училище закрытого типа для девочек - 53 чел., в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей - 5 чел., в спецшколе закрытого типа - 23 чел.
В Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в 2008 году помещено 338 несовершеннолетних, что на 6,3 % больше аналогичного периода прошлого года (318). Из числа помещенных в ЦВСНП 198 или 58,6 % воспитываются в неполной семье или не имеют родителей.
На 1 января 2009 года на учете в 25-ти уголовно-исполнительных инспекциях состоят 342 несовершеннолетних, в том числе осужденных к условной мере наказания - 317, к обязательным работам - 7, вернувшихся из специальных учреждений закрытого типа - 18.
В 2008 году федеральными судами Республики Бурятия и мировыми судьями рассмотрено 1046 уголовных дел в отношении 1309 несовершеннолетних, что составляет 10,2 % от общего числа уголовных дел. При этом осуждено 900 несовершеннолетних, оправдано лишь 5 человек, в отношении 400 человек уголовные дела прекращены по различным основаниям (в подавляющем большинстве по нереабилитирующим), к 4 несовершеннолетним применены меры медицинского характера.
Для сравнения, в 2007 году было окончено производством 1133 уголовных дела в отношении 1449 несовершеннолетних, что составило 10,5 % от общего числа оконченных производством дел. Из числа завершенных производством в отношении 1051 несовершеннолетнего постановлены обвинительные приговоры, оправдано 2 человека, прекращено производство дела по различным основаниям в отношении 386 человек, к 10 несовершеннолетним применены принудительные меры медицинского характера.
Из числа осужденных несовершеннолетних в 2008 г. подавляющее большинство осуждено к наказанию в виде лишения свободы, в том числе 119 лиц к реальному наказанию, 578 чел. к лишению свободы с испытательным сроком, что составляет 77,4 % от общего числа осужденных (для сравнения, в 2007 г. - 204 чел. к реальному лишению свободы, 735 несовершеннолетних - к условному, что составляет 83,7 % от общего числа осужденных).
В 2008 г. 225 уголовных дел прекращено с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, что составляет 21,3 % от общего числа оконченных производством уголовных дел в отношении несовершеннолетних. 43 несовершеннолетних освобождены от наказания с применением мер воспитательного воздействия (ПМВВ), при этом 15 чел. направлены в учреждения закрытого типа органа управления образованием. Для сравнения, в 2007 г. по этим основаниям прекращено 180 уголовных дел, что составляет 15,8 % от общего числа оконченных в отношении несовершеннолетних дел. В текущем году 63 чел. освобождены от наказания с применением ПМВВ, 11 чел. направлены в воспитательные учреждения закрытого типа.
За добросовестное исполнение обязанностей в 2008 г. отменено условное осуждение и снята судимость 89 несовершеннолетним осужденным.
Вместе с тем, в течение 2008 г. судами Республики Бурятия рассмотрено 77 ходатайств об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении несовершеннолетних, 55 из них удовлетворено (22 в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, 30 - тяжких, 3 - средней тяжести), что составляет 71 %. Для сравнения в 2007 г. рассмотрено 86 ходатайств об аресте, из них удовлетворены ходатайства в отношении 61 несовершеннолетнего, то есть 70 % от числа заявленных. Таким образом, воспитательные меры воздействия зачастую неэффективны.
Органами и учреждениями республиканской системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних проводится определенная работа по предупреждению повторной и рецидивной преступности среди несовершеннолетних.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия разработан и утвержден Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы (постановление от 11.03.2009 г. N 1).
С 2004 г. реализуется республиканская целевая программа "Семья и дети Республики Бурятия", включающая подпрограмму "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", предусматривающая оказание материальной помощи при освобождении и оформлении паспортов несовершеннолетним воспитательной колонии.
Из бюджета республики за 2006-2008 гг. выделено 138 тыс. руб. для оказания материальной помощи 112 осужденным. С 2007 г. при освобождении несовершеннолетний получает единовременное денежное пособие (далее - ЕДП) в размере 720 руб. Всего за указанный период ЕДП выдано 85 осужденным на сумму 56 860 руб.
Более быстрой адаптации после освобождения способствует наличие необходимых документов. За 3 последних года оформлено 107 паспортов, 335 страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования, присвоено 187 идентификационных номеров налогоплательщика, заведено 196 трудовых книжек, в 2007 г. двоим осужденным оформлено гражданство Российской Федерации.
Каждый освобождающийся из колонии имеет полный набор необходимых документов, включая свидетельство о наличии рабочей специальности. 18 осужденных после освобождения поступили в высшие учебные заведения.
Для организации контроля за образом жизни освободившихся осужденных администрация колонии направляет на них извещения по выбранному месту жительства в органы местного самоуправления и органы внутренних дел. Из 172 освободившихся трудоустроены - 63, продолжили обучение - 75, направлены Центрами занятости на переподготовку - 17.
Одним из путей повышения профилактического воздействия на несовершеннолетних, вернувшихся из спецучреждений закрытого типа, условно-осужденных (далее - несовершеннолетние "спецкатегории") является организация их трудоустройства, досуга и занятости.
По инициативе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия в 2004 году был принят Закон Республики Бурятия "О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан". За 4 года реализации Закона на 579 предприятиях трудоустроено 972 несовершеннолетних "спецкатегории", состоящих на учете в КДНиЗП, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ГРОВД). Из республиканского бюджета выделено 19 038 тыс. руб.
Положительным моментом при организации временной занятости подростков в летний период является совмещение работы с отдыхом.
Так, для подростков, состоящих на учете в КДНиЗП, ПДН ГРОВД, в летний период функционирует лагерь труда и отдыха "Чайка", расположенный в с. Ацагат Заиграевского района, где только в 2008 г. были заняты 240 несовершеннолетних "спецкатегории"; лагерь "Ю. С. П." (Юность. Свобода. Право.), в котором отдохнуло 80 детей, состоящих на учете в ПДН ГРОВД.
Вместе с тем, доля несовершеннолетних "спецкатегории" в общем количестве охваченных временной занятостью остается очень низкой - 2,7 %, в то время как в республике наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества секций и кружков в учреждениях образования. Если в 2001 году работало около 4000 секций и кружков разной направленности, то в 2008 году - 800.
Положительно себя зарекомендовало закрепление общественных воспитателей из числа представителей органов и учреждений системы профилактики за несовершеннолетними. Особенно активно данная работа поставлена в г. Улан-Удэ, Тункинском, Джидинском районах республики.
В работе комиссий г. Улан-Удэ, г. Северобайкальска, Селенгинского, Заиграевского и др. районов республики используются индивидуальные формы работы, практикуются присутствие несовершеннолетних на открытых судебных заседаниях, выезды и посещения мест лишения свободы для ознакомления с условиями содержания лиц, содержащихся в СИЗО, воспитательной колонии.
Вместе с тем, нашей республике только предстоит переход от "модели социального патронажа" к ювенальной юстиции, основанной на принципах социальной реабилитации и восстановительного правосудия, целью которой является недопущение дальнейшей криминализации личности подростка и отчуждения его от общества.