Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

Инженерная защита населения и территорий


В комплексе заблаговременных мер по защите от чрезвычайных ситуаций одними из основных являются мероприятия инженерной защиты населения и территорий. Проведение инженерно-технических мероприятий требует значительных капитальных вложений.

Низкую степень надежности и высокую потенциальную опасность при высоких паводках имеют водозащитные дамбы и другие гидротехнические сооружения. Состояние инженерной защиты территорий от паводков требует принятия комплексных мер по водохозяйственному обустройству территорий республики (восстановление и постройка новых защитных дамб, расчистка русел рек, крепление берегов) с целью устранения негативных экологических и социально-экономических последствий наводнений.

В вопросах подготовки руководящего состава, командно-начальствую-щего состава, спасателей и населения республики приемам и способам защиты от чрезвычайных ситуаций руководствуются требованиями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.95 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", постановления Правительства Республики Бурятия от 19.10.99 г. N 379 "Об утверждении Положения о порядке обязательной подготовки населения Республики Бурятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Недостатками в обучении являются:

- низкий охват обучением руководителей органов исполнительной власти;

- слабая учебно-материальная база учебно-методического центра, а также в учебных заведениях республики;

- отсутствие финансовых средств.

Ведется работа по страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, по созданию страхового фонда документации.

В республике проводится практическая работа по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия по созданию резервов включены в закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Годовой объем финансовых ресурсов в составе всех видов резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется в размере 0,5% от средств расходной части республиканского и местного бюджетов, бюджетов потенциально опасных объектов.

Главной целью Программы является разработка и реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить снижение риска возникновения и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, для достижения необходимого уровня безопасности населения и территории Республики Бурятия.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

- формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;

- развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование системы связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование системы подготовки специалистов республиканской территориальной подсистемы РСЧС и населения республики к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;

- предупреждение чрезвычайных ситуаций, имеющих высокую вероятность возникновения.

Программа рассчитана на 4 года, и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2002 год) предусматривается определить пути и меры для преодоления неблагоприятной тенденции роста в республике количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. Особое внимание будет уделено разработке наиболее эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей перспективе. Предусматривается разработка научных нормативно-методических, организационных и экономических программных мероприятий в полном объеме.

На втором этапе (2003-2005 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.

В рамках Программы предполагается осуществить комплекс взаимосвязанных мероприятий:

а) Мероприятия по формированию нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций:

- разработка нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций и определение нормативных показателей рисков природного и техногенного характера с учетом реальных социально-экономических условий;

- разработка концепций управления комплексными рисками на республиканском уровне, в том числе концепции безопасного проживания населения в районах с высоким уровнем риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- дальнейшее развитие нормативно-методической базы декларирования безопасности потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, а также разработка республиканских стандартов мониторинга, прогнозирования и оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций;

- разработка экономических механизмов стимулирования деятельности предприятий по снижению рисков возникновения и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций.

б) Мероприятия по развитию системы мониторинга, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий:

- дальнейшее развитие и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории республики и их последствий;

- создание республиканского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.