Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2001 года N 415

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"

Утратил силу, так как истек срок действия

Изменения: НГР ru04000200500332

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 г. N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.1998 N 443 г. "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ" Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года"*.

2. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.), министерствам и ведомствам, участвующим в разработке Республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года" предусмотреть финансирование мероприятий программы при формировании бюджетов на 2002-2005 годы.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.Потапов

Управляющий Делами - Руководитель

Администрации Президента и

Правительства Республики Бурятия

В.Е.Гулгонов

Утверждена постановлением
Правительства Республики Бурятия
от 20.12.2001 N 415

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года"

ПАСПОРТ Республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года"


Наименование  Программы

Республиканская  целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период  до 2005 года"

Основание  для разработки  Программы

Постановление  Правительства Российской Ф едерации от 29.09.1995 г. N 1098 "О Федеральной  целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайный  ситуаций природного и техногенного характера Российской Федерации до 2005  года";
 распоряжение Правительства  Российской Федерации от 17.05.1997 г. N 6780-р

Заказчик Программы

Правительство  Республики Бурятия

Заказчики по  отдельным направлениям Программы

Государственное учреждение  Республики Бурятия по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
 c:\content\ngr\RU04DMJ200500335.doc  Министерство  здравоохранения Республики Бурятия;
 Министерство  промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Республики  Бурятия;
 Министерство по  строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия;
 Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
 Комитет природных  ресурсов по Республике Бурятия;
 Комитет по  мелиорации и сельскохозяйственному водоснабжению;
 Центр  госсанэпиднадзора в Республике Бурятия;
 Государственный  комитет Республики Бурятия по управлению автомобильными дорогами;
 Бурятское  управление Госгортехнадзора России;
 Бурятский  республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
 Улан-Удэнское  представительство ВСЖД

Основной  разработчик - координатор  Программы

Государственное учреждение  Республики Бурятия по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности  c:\content\ngr\RU04DMJ200500335.doc

Цель и основные  задачи Программы

Целью Программы являются  сн ижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных  бедствий в Республике Бурятия для повышения уровня защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  (далее - чрезвычайные ситуации).  Основными задачами  Программы являются:  развитие системы  мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;
 формирование  нормативно-правовой, методической базы для обеспечения контроля и  нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
 разработка  экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и  последствий чрезвычайных ситуаций;
 развитие  информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных  ситуаций;
 совершенствование  системы подготовки специалистов республиканской территориальной подсистемы  РСЧС и населения республики к действиям в чрезвычайных ситуациях;
 совершенствование  материально-техническо-го обеспечения деятельности по снижению рисков и  смягчению последствий чрезвычайных ситуаций

Сроки реализации  Программы  Перечень основных  мероприятий  Программы

Программа  выполняется в 2002-2005 гг.  Разработка и  реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска  возникновения чрезвычайных ситуаций;
 развитие системы мониторинга  и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;
 разработка и  реализация мер по подготовке специалистов республиканской территориальной  подсистемы РСЧС и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, развитию  методической базы;
 развитие системы  информационного обеспечения, системы связи и оповещения населения о  чрезвычайных ситуациях;
 разработка ввода в  действие системы государственного регулирования в области снижения риска и  смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
 разработка и реализация  мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, имеющих высокую вероятность  возникновения;
 развитие системы  резервов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основные исполнители Программы

Государственное учреждение  Республики Бурятия по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
 c:\content\ngr\RU04DMJ200500335.doc  Министерство  здравоохранения Республики Бурятия;
 Министерство  промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Республики  Бурятия;
 Министерство по  строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Республики Бурятия;
 Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
 Комитет природных  ресурсов по Республике Бурятия;
 Комитет по  мелиорации и сельскохозяйственному водоснабжению;
 Центр  госсанэпиднадзора в Республике Бурятия;
 Государственный  комитет Республики Бурятия по управлению автомобильными дорогами;
 Бурятское  управление Госгортехнадзора России;
 Бурятский  республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
 Улан-Удэнское  представительство ВСЖД

Объемы и источники  финансирования  Программы

Реализация  Программы осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.  Общий объём  средств, необходимый для реализации Программы, составляет 298668,8 тыс.  рублей

Ожидаемые конечные  результаты реализации Программы

Преодоление  неблагоприятной тенденции роста в республике чрезвычайных ситуаций и размеров  ущерба от них;
 снижение на 15-20  % рисков возникновения чрезвычайных ситуации для населения, проживающего в  районах, подверженных воздействию опасных факторов природного и техногенного  характера;
 сокращение в 2-3  раза затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
 уменьшение на  30-40 % потерь населения от чрезвычайных ситуаций

Система контроля  за исполнением  Программы

Контроль за  исполнением Программы возлагается на Государственное учреждение Республики  Бурятия по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности.  c:\content\ngr\RU04DMJ200500335.doc  После утверждения  Программы главные распорядители средств и исполнители Программы разрабатывают  планы по ее реализации с учетом утв ержденных объемов финансирования.  Текущая информация  и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы и об использовании  средств представляются исполнителями Программы в установленном порядке

а) Значение безопасности в чрезвычайных ситуациях для населения и территорий Республики Бурятия.

Республика Бурятия требует особого внимания и подходов в вопросах защиты ее населения, территорий и экономического потенциала от чрезвычайных ситуаций. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития Республики Бурятия во многом зависят от уровня безопасности объектов жизнеобеспечения, экономической и социальной инфраструктуры, предприятий, ее населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях означает состояние защищенности человека, общества и окружающей природной среды от чрезмерно вредных воздействий техногенных, природных и экономических факторов.

Чрезвычайные ситуации - аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии, наносят ущерб окружающей природной среде, угрожают жизни и здоровью людей, несут значительные материальные потери и нарушают устойчивость работы объектов жизнеобеспечения населения.

Уровень безопасности в чрезвычайных ситуациях оказывает решающее влияние на эффективность работы органов государственной власти по управлению риском возникновения чрезвычайных ситуаций, их предупреждению и ликвидации их последствий. Через государственное регулирование и при непосредственном участии населения можно добиться приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности, состояния их защищенности от разного рода угроз.

Главной задачей предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение материальных потерь, размеров ущерба окружающей природной среде, а также на сохранение жизни и здоровья людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Цель государственной политики Республики Бурятия в борьбе с авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями - обеспечить необходимый уровень безопасности ее населения и территорий в ЧС, при котором источники природных, техногенных и экологических угроз не смогут быть лимитирующими факторами устойчивого социально-экономического развития региона.

б) Анализ чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия

Виды чрезвычайных ситуаций, характерные для Республики Бурятия, можно разделить на две условные группы:

первая группа - чрезвычайные ситуации, зафиксированные на территории республики в течение 5-7 лет, в том числе периодически возникающие и сезонные чрезвычайные ситуации;

вторая группа - крупномасштабные чрезвычайные ситуации, не зафиксированные на территории республики за последние 5-7 лет, но возможные в силу наличия источников их возникновения.

Анализ произошедших чрезвычайных ситуаций


К первой группе относятся:

1. чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия - паводки, наледные явления, лесные пожары, ураганы);

2. чрезвычайные ситуации техногенного характера - аварии на системах жизнеобеспечения, пожары и взрывы на объектах экономики и в жилых домах, катастрофы на транспорте, разрушение дамб обвалований;

3. чрезвычайные ситуации биолого-социального характера - опасные инфекционные заболевания и отравления людей.

Средний ежегодный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 55000 тысяч рублей без учета социальных и косвенных экономических потерь.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются: изношенность основных производственных фондов, ухудшение материально-технического обеспечения сил для ликвидации аварий, нехватка финансовых средств, снижение производственной и технологической дисциплины, неритмичность работы предприятий.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера являются: хозяйственная деятельность и проживание населения на паводково-опасных территориях, низкая надежность заградительных дамб, ограниченная готовность республиканской службы наблюдения и лабораторного контроля, ограниченная возможность Бурятской территориальной подсистемы РСЧС к ликвидации лесных пожаров.

Основными причинами чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера являются: ограниченная готовность республиканской службы наблюдения и лабораторного контроля, неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации, беспечность и халатность людей.

Тенденция к снижению количества и масштабов чрезвычайных ситуаций не просматривается без проведения специальных мероприятий. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций первой группы не ожидается. Необходим комплекс мер по смягчению последствий данных чрезвычайных ситуаций с целью максимально возможного снижения риска пострадавших и материального ущерба, то есть максимального уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций и недопущения их перехода во вторую группу.

Графики чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия за 7 лет


Техногенные

Природные

Биолого-социальные

(без учета лесных, верховых и степных пожаров)

Анализ возможных чрезвычайных ситуаций


Ко второй группе относятся:

1. Крупномасштабные химические аварии, приводящие к массовым поражениям и гибели людей в результате отравления аварийно химически-опасными веществами (АХОВ).

2. Пожары и взрывы, приводящие к массовым поражениям и гибели людей.

3. Аварии на системах жизнеобеспечения населения, приводящие к массовым поражениям людей.

4. Аварии на гидротехнических сооружениях - прорывы дамб, разрушение плотин, которые могут привести к катастрофическим последствиям.

5. Крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к массовым поражениям людей.

6. Массовые инфекционные заболевания людей (эпидемии).

7. Массовые инфекционные заболевания животных (эпизоотии).

8. Массовые поражения растений и леса опасными вредителями и болезнями (эпифитотии).

Источниками возникновения чрезвычайных ситуаций в Республике Бурятия являются потенциально опасные объекты, стихийные бедствия, опасные виды болезней людей и животных, болезней и вредителей растений.

Оценка опасности источников возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия


Виды источников  потенциальных угроз

Количество опасных  объектов

Численность  населения в зонах возможной ЧС,  тыс. чел.

Возможное число  пострадавших, тыс. чел.

Возможное число  погибших и пораженных людей, тыс. чел.

Возможный  материальный ущерб, млн. руб.

Химически опасные  объекты

9

78,84

73,15

18,2

-

Взрыво- и  пожароопасные объекты

8

18,0

0,35-0,4

0,1-0,14

30-40

Гидротехнические  сооружения

5

21,0

0,23-0,5

0,125-0,175

5-10

Объекты жизнеобеспечения  населения

5

563,0

352,0

123,0

10-20

Весенне -  летние паводки

1

23,0

4,0

1,4

до 60

Ураганы

1

3,0

0,45

0,157

0,314

Лесные  пожары

2204

14,0

3,0

1,05

19,0

На территории республики числится 9 химически опасных объектов, из них:

II категории - 1

III категории - 8

на которых используются или хранятся 69,8 тонн АХОВ.

При авариях на химически опасных объектах зоны возможного химического заражения могут возникнуть на территории г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерска, г. Северобайкальска. В зону возможного химического заражения могут попасть до 79 тыс. человек.

На территории Республики Бурятия расположено 9 взрывоопасных и 9 пожароопасных объектов. К взрыво- и пожароопасным объектам относятся ОАО "Бурятнефтепродукт", Улан-Удэнская нефтебаза, узлы станции Улан-Удэ, Наушки, Селенгинска, Гусиноозерска, на которых возможно скопление составов со взрыво- и пожароопасными веществами.

Выработка тепловой и электрической энергии в ОАО "Бурятэнерго" производится на Гусиноозерской ГРЭС, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2.

Гусиноозерская ГРЭС отнесена к категорированным объектам "особой важности" по гражданской обороне, в зоне возможных разрушений от которого находится г. Гусиноозерск с населением 30,2 тыс. человек. Производственная мощность 1260 МВт, рабочая мощность 4 энергоблоков 634 МВт, 64 Гкал/час тепла.

Наводнения. По территории республики протекает река Селенга. Длина ее в пределах Российской Федерации составляет 409 км. Основные притоки Селенги - реки Джида, Темник, Чикой, Хилок, Уда. В бассейнах рек в период паводков и дождей площади затопления могут достигать 1,1 тыс. кв. км, в том числе в г. Улан-Удэ и в подчиненных ему населенных пунктах с населением 133,390 тыс. человек, населенные пункты 17 сельских районов, затопляется 30 тыс. га сельхозугодий, может быть разрушено до 1087 мостов, 15 км дамб. В зонах возможного затопления могут находиться до 400 тысяч человек.

Для защиты сельскохозяйственных угодий от затопления в паводки построено 170 км дамб обвалований на расчетную 10% обеспеченность стока соответствующих рек. Эти дамбы защищают и многие села в поймах таких рек, как Джида, Чикой, Хилок, Селенга, Уда, Курба, Она, Кодун, Иркут, Баргузин, Ина и другие.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»