ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2001 года N 415
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА"
Утратил силу, так как истек срок действия
Изменения: НГР ru04000200500332
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 г. N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.12.1998 N 443 г. "Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года"*.
2. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.), министерствам и ведомствам, участвующим в разработке Республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года" предусмотреть финансирование мероприятий программы при формировании бюджетов на 2002-2005 годы.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.Потапов
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
В.Е.Гулгонов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Бурятия на период до 2005 года" |
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Ф едерации от 29.09.1995 г. N 1098 "О Федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера Российской Федерации до 2005 года"; |
Заказчик Программы | Правительство Республики Бурятия |
Заказчики по отдельным направлениям Программы | Государственное учреждение Республики Бурятия по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности; |
Основной разработчик - координатор Программы | Государственное учреждение Республики Бурятия по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности c:\content\ngr\RU04DMJ200500335.doc |
Цель и основные задачи Программы | Целью Программы являются сн ижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Республике Бурятия для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации). Основными задачами Программы являются: развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий; |
Сроки реализации Программы Перечень основных мероприятий Программы | Программа выполняется в 2002-2005 гг. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска возникновения чрезвычайных ситуаций; |
Основные исполнители Программы | Государственное учреждение Республики Бурятия по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности; |
Объемы и источники финансирования Программы | Реализация Программы осуществляется за счёт средств республиканского бюджета. Общий объём средств, необходимый для реализации Программы, составляет 298668,8 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Преодоление неблагоприятной тенденции роста в республике чрезвычайных ситуаций и размеров ущерба от них; |
Система контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы возлагается на Государственное учреждение Республики Бурятия по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности. c:\content\ngr\RU04DMJ200500335.doc После утверждения Программы главные распорядители средств и исполнители Программы разрабатывают планы по ее реализации с учетом утв ержденных объемов финансирования. Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств представляются исполнителями Программы в установленном порядке |
а) Значение безопасности в чрезвычайных ситуациях для населения и территорий Республики Бурятия.
Республика Бурятия требует особого внимания и подходов в вопросах защиты ее населения, территорий и экономического потенциала от чрезвычайных ситуаций. Перспективы дальнейшего социально-экономического развития Республики Бурятия во многом зависят от уровня безопасности объектов жизнеобеспечения, экономической и социальной инфраструктуры, предприятий, ее населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях означает состояние защищенности человека, общества и окружающей природной среды от чрезмерно вредных воздействий техногенных, природных и экономических факторов.
Чрезвычайные ситуации - аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии, наносят ущерб окружающей природной среде, угрожают жизни и здоровью людей, несут значительные материальные потери и нарушают устойчивость работы объектов жизнеобеспечения населения.
Уровень безопасности в чрезвычайных ситуациях оказывает решающее влияние на эффективность работы органов государственной власти по управлению риском возникновения чрезвычайных ситуаций, их предупреждению и ликвидации их последствий. Через государственное регулирование и при непосредственном участии населения можно добиться приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности, состояния их защищенности от разного рода угроз.
Главной задачей предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременного комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение материальных потерь, размеров ущерба окружающей природной среде, а также на сохранение жизни и здоровья людей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Цель государственной политики Республики Бурятия в борьбе с авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и эпидемиями - обеспечить необходимый уровень безопасности ее населения и территорий в ЧС, при котором источники природных, техногенных и экологических угроз не смогут быть лимитирующими факторами устойчивого социально-экономического развития региона.
б) Анализ чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия
Виды чрезвычайных ситуаций, характерные для Республики Бурятия, можно разделить на две условные группы:
первая группа - чрезвычайные ситуации, зафиксированные на территории республики в течение 5-7 лет, в том числе периодически возникающие и сезонные чрезвычайные ситуации;
вторая группа - крупномасштабные чрезвычайные ситуации, не зафиксированные на территории республики за последние 5-7 лет, но возможные в силу наличия источников их возникновения.
К первой группе относятся:
1. чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия - паводки, наледные явления, лесные пожары, ураганы);
2. чрезвычайные ситуации техногенного характера - аварии на системах жизнеобеспечения, пожары и взрывы на объектах экономики и в жилых домах, катастрофы на транспорте, разрушение дамб обвалований;
3. чрезвычайные ситуации биолого-социального характера - опасные инфекционные заболевания и отравления людей.
Средний ежегодный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 55000 тысяч рублей без учета социальных и косвенных экономических потерь.
Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются: изношенность основных производственных фондов, ухудшение материально-технического обеспечения сил для ликвидации аварий, нехватка финансовых средств, снижение производственной и технологической дисциплины, неритмичность работы предприятий.
Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера являются: хозяйственная деятельность и проживание населения на паводково-опасных территориях, низкая надежность заградительных дамб, ограниченная готовность республиканской службы наблюдения и лабораторного контроля, ограниченная возможность Бурятской территориальной подсистемы РСЧС к ликвидации лесных пожаров.
Основными причинами чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера являются: ограниченная готовность республиканской службы наблюдения и лабораторного контроля, неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации, беспечность и халатность людей.
Тенденция к снижению количества и масштабов чрезвычайных ситуаций не просматривается без проведения специальных мероприятий. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций первой группы не ожидается. Необходим комплекс мер по смягчению последствий данных чрезвычайных ситуаций с целью максимально возможного снижения риска пострадавших и материального ущерба, то есть максимального уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций и недопущения их перехода во вторую группу.
Техногенные
Природные
Биолого-социальные
(без учета лесных, верховых и степных пожаров)
Ко второй группе относятся:
1. Крупномасштабные химические аварии, приводящие к массовым поражениям и гибели людей в результате отравления аварийно химически-опасными веществами (АХОВ).
2. Пожары и взрывы, приводящие к массовым поражениям и гибели людей.
3. Аварии на системах жизнеобеспечения населения, приводящие к массовым поражениям людей.
4. Аварии на гидротехнических сооружениях - прорывы дамб, разрушение плотин, которые могут привести к катастрофическим последствиям.
5. Крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного характера, приводящие к массовым поражениям людей.
6. Массовые инфекционные заболевания людей (эпидемии).
7. Массовые инфекционные заболевания животных (эпизоотии).
8. Массовые поражения растений и леса опасными вредителями и болезнями (эпифитотии).
Источниками возникновения чрезвычайных ситуаций в Республике Бурятия являются потенциально опасные объекты, стихийные бедствия, опасные виды болезней людей и животных, болезней и вредителей растений.
Виды источников потенциальных угроз | Количество опасных объектов | Численность населения в зонах возможной ЧС, тыс. чел. | Возможное число пострадавших, тыс. чел. | Возможное число погибших и пораженных людей, тыс. чел. | Возможный материальный ущерб, млн. руб. |
Химически опасные объекты | 9 | 78,84 | 73,15 | 18,2 | - |
Взрыво- и пожароопасные объекты | 8 | 18,0 | 0,35-0,4 | 0,1-0,14 | 30-40 |
Гидротехнические сооружения | 5 | 21,0 | 0,23-0,5 | 0,125-0,175 | 5-10 |
Объекты жизнеобеспечения населения | 5 | 563,0 | 352,0 | 123,0 | 10-20 |
Весенне - летние паводки | 1 | 23,0 | 4,0 | 1,4 | до 60 |
Ураганы | 1 | 3,0 | 0,45 | 0,157 | 0,314 |
Лесные пожары | 2204 | 14,0 | 3,0 | 1,05 | 19,0 |
На территории республики числится 9 химически опасных объектов, из них:
II категории - 1
III категории - 8
на которых используются или хранятся 69,8 тонн АХОВ.
При авариях на химически опасных объектах зоны возможного химического заражения могут возникнуть на территории г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерска, г. Северобайкальска. В зону возможного химического заражения могут попасть до 79 тыс. человек.
На территории Республики Бурятия расположено 9 взрывоопасных и 9 пожароопасных объектов. К взрыво- и пожароопасным объектам относятся ОАО "Бурятнефтепродукт", Улан-Удэнская нефтебаза, узлы станции Улан-Удэ, Наушки, Селенгинска, Гусиноозерска, на которых возможно скопление составов со взрыво- и пожароопасными веществами.
Выработка тепловой и электрической энергии в ОАО "Бурятэнерго" производится на Гусиноозерской ГРЭС, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2.
Гусиноозерская ГРЭС отнесена к категорированным объектам "особой важности" по гражданской обороне, в зоне возможных разрушений от которого находится г. Гусиноозерск с населением 30,2 тыс. человек. Производственная мощность 1260 МВт, рабочая мощность 4 энергоблоков 634 МВт, 64 Гкал/час тепла.
Наводнения. По территории республики протекает река Селенга. Длина ее в пределах Российской Федерации составляет 409 км. Основные притоки Селенги - реки Джида, Темник, Чикой, Хилок, Уда. В бассейнах рек в период паводков и дождей площади затопления могут достигать 1,1 тыс. кв. км, в том числе в г. Улан-Удэ и в подчиненных ему населенных пунктах с населением 133,390 тыс. человек, населенные пункты 17 сельских районов, затопляется 30 тыс. га сельхозугодий, может быть разрушено до 1087 мостов, 15 км дамб. В зонах возможного затопления могут находиться до 400 тысяч человек.
Для защиты сельскохозяйственных угодий от затопления в паводки построено 170 км дамб обвалований на расчетную 10% обеспеченность стока соответствующих рек. Эти дамбы защищают и многие села в поймах таких рек, как Джида, Чикой, Хилок, Селенга, Уда, Курба, Она, Кодун, Иркут, Баргузин, Ина и другие.