Характеристика руководителей по уровню образования и возрастному уровню
Уровень образования руководителей | |||||||||
1996 | 2000 | 2001 | |||||||
высшее | ср. спец. | практики | высшее | ср. спец. | практики | высшее | ср. спец. | Практики | |
Всего руководителей и специалистов | 1676 | 1725 | 474 | 1237 | 1449 | 346 | 1149 | 1297 | 318 |
Возрастной уровень руководителей | |||||||||
до 30 | 31-59 | 60 и старше | до 30 | 31-59 | 60 и старше | до 30 | 31-59 | 60 и старше | |
Всего руководителей и специалистов | 304 | 3574 | 149 | 89 | 2861 | 82 | 274 | 2414 | 76 |
Представленные данные характеризуют образовательный уровень руководителей сельскохозяйственных предприятий республики. Число руководителей, имеющих высшее образование, упало на 31,4% к 2001 г. по сравнению с 1996 г. Сокращение этой группы происходит пропорционально сокращению общей численности работников сельского хозяйства и числа сельскохозяйственных предприятий. Структурные же показатели имеют небольшие колебания.
Анализ соотношения возрастных групп руководителей показывает, что в последние годы отмечается небольшой на 2% рост группы молодых руководителей в возрасте до 30 лет наряду с сокращением числа управленцев второй (на 1%) и третьей возрастной группы.
Общий дефицит кадров руководителей и специалистов в 2001 г. в целом по отрасли составлял 56 человек, из работающих 318 человек - практики (т.е. люди, не имеющие соответствующего образования для работы на занятой должности), а ежегодный выпуск государственным высшим учебным заведением сельскохозяйственной специализации составляет более 500 человек. Данное обстоятельство говорит о том, что дефицит кадров вполне может быть ликвидирован в течение двух-трех лет. Но этого не происходит из-за низкого уровня закрепляемости молодых специалистов.
Отсутствует система распределения специалистов после окончания учебных заведений. Есть общие причины, которые усиливают этот процесс: реформы в сельском хозяйстве не дали желаемых результатов, нарушены формы социальной защиты молодых специалистов. Ухудшение за последние годы условий труда и быта сельских тружеников, низкая заработная плата, неплатежеспособность хозяйств снижают престижность сельскохозяйственного труда, еще более обостряют проблему обеспечения АПК высококвалифицированными кадрами руководителей и специалистов.
Сохранение такого положения губительно не только для АПК, но и в целом для развития сельских территорий республики, поскольку село не только не получает необходимых специалистов, а продолжается выбывание сельской молодежи через учебные заведения, причем лучшей, наиболее подготовленной ее части.
Значительно ухудшился за этот период и квалификационный состав рабочих кадров. Доля трактористов-механизаторов первого и второго класса в их общей численности снизилась с 72 до 44 процентов, мастеров животноводства 1 и 2 класса с 58 до 30 процентов.
На уровне районов Республики Бурятия практически прекратили свою деятельность постоянно действующие комиссии по рассмотрению материалов присвоения квалификации рабочим кадрам. В большинстве сельскохозяйственных организаций не проводится учеба рабочих.
Современное производство, его государственный и негосударственный сектор выдвигает требования расширения профиля и повышения качества обучения. Уже сегодня многие организации республики испытывают дефицит по целому ряду профессий сельского хозяйства.
В учебных хозяйствах сельских профессиональных училищ и лицеев имеется всего земли - 3109 га, из них 2163 га пашни. Машинно-тракторный парк включает 199 автомобилей, 141 трактор, 22 комбайна.
За счет внебюджетных средств лишь частично решаются вопросы сохранения учебно-материальной базы для обеспечения образовательного процесса. Ежегодно учреждения начального профессионального образования испытывают трудности в обеспечении семенами и ГСМ при проведении полевых работ, а также возникают проблемы с выполнением программы производственного обучения и практики обучающихся.
В связи с этим остро стоит вопрос обновления учебно-материальной базы сельских профессиональных училищ и лицеев, полной замены морально и физически устаревшей сельскохозяйственной техники и автомобилей.
Нарушение традиционных связей учебных заведений с организациями затрудняет приведение содержания и структуры начального профессионального образования в соответствие с потребностями экономики и ее аграрного сектора, организацию производственной практики и трудоустройство выпускников.
С 1997 года осуществлен переход на целевую контрактную подготовку специалистов с высшим сельскохозяйственным образованием.
В 2001 году была утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия N 82 \"Концепция кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы\" с конкретными мероприятиями по ее реализации.
Принято постановление Правительства Республики Бурятия от 22.05.2002 г. N 153 \"О трудовом соперничестве в агропромышленном комплексе\", которым возрождено трудовое соперничество (социалистическое соревнование) среди работников АПК.
Целью данной Подпрограммы является:
- формирование кадрового потенциала АПК, его профессионально -квалификационного уровня, соответствующего задачам, формам и методам стабилизации и развития АПК, обеспечение адекватности кадрового сопровождения основных направлений развития АПК, формирование кадрового потенциала ветеринарной службы;
В редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 02.10.2006 N 307
- развитие аграрного производства и улучшение социально-экономических условий на селе посредством распространения знаний, создание единой и стройной системы доведения до сельскохозяйственных товаропроизводителей научно-технических достижений и передового производственного опыта, создание Республиканского центра сельскохозяйственного консультирования и межрайонных сельских консультационных центров;
- обеспечение широкого доступа работников АПК к образовательным и информационным ресурсам, максимального приближения образовательной системы и системы кадрового обеспечения АПК к интересам и запросам заказчиков-предприятий и организаций, входящих в агропромышленный комплекс республики;
- восстановление механизма управляемости всеми подразделениями АПК республики путем усиления государственного влияния на систему подбора, расстановки и закрепления кадров на решающих участках производственной и социальной сферы села.
Задачи Подпрограммы:
- совершенствование и развитие целевой подготовки специалистов сельского хозяйства высшей и средней квалификации из числа сельской молодежи в учебных заведениях, готовящих кадры на селе;
- развитие дополнительного профессионального образования с широким охватом им руководителей и специалистов, работающих в агропромышленном комплексе, ветеринарной службе;
В редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 02.10.2006 N 307