Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

от 28 октября 1992 года N 245-XII

О НЕДРАХ И ПРИНЦИПАХ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Принят

Верховным Советом

28 октября 1992 года

Утратил силу: НГР ru04000199700036

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории Республики Бурятия, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов.

Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов Республики Бурятия и проживающего на его территории населения, а также прав пользователей недр.

Недропользование в бассейне озера Байкал регламентируется режимом особого природопользования, направленного на безусловное сохранение Байкала как национального достижения Российской Федерации.

Статья 1. Законодательство Республики Бурятия о недрах


Законодательство Республики Бурятия о недрах основывается на соответствующих положениях Конституции Республики Бурятия и Федеративного Договора, согласно которым недра Бурятии являются достижением (собственностью) народов, проживающих на ее территории.

Настоящий Закон действует на всей территории Республики Бурятия. Подзаконные акты представительных или распорядительных органов республики, ведомственные акты, решения местных Советов или глав городских (районных) администраций не должны противоречить настоящему Закону.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующими законодательствами Российской Федерации и Республики Бурятия.

Статья 2. Республиканский фонд недр


Республиканский фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах границ Республики Бурятия.

Распоряжение республиканским фондом недр в интересах народов, проживающих на территории Республики Бурятия, осуществляется путем принятия соответствующих решений органов государственной власти (управления) Республики Бурятия.

Управление республиканским фондом недр осуществляется Советом Министров Республики Бурятия в лице Бурятского республиканского комитета по геологии и использованию недр.

Статья 3. Компетенция Республики Бурятия в сфере регулирования отношений недропользования


Ведению Республики Бурятия относятся все вопросы в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе:

1. регулирование отношений по использованию и охране недр в пределах полномочий, установленных настоящим Законом;

2. осуществление полномочий в рамках совместной компетенции с Российской Федерацией по распоряжению единым государственным фондом недр для реализации единой федеральной политики его использования, а также в части согласования условий предоставления недр в пользование на своей территории, доли добываемого сырья и формы платежей за право пользования недрами;

3. участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы Российской Федерации;

4. разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально - сырьевой базы;

5. государственный контроль за охраной и рациональным использованием недр;

6. создание территориальных фондов геологической информации в рамках единой системы федерального и территориальных фондов, распоряжение информацией, полученной за счет средств соответствующих бюджетов;

7. составление территориальных балансов запасов полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

8. определение форм и размеров платы за пользование недрами;

9. установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения;

10. защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

11. определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;

12. регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением переданных в ведение Российской Федерации.

Статья 4. Компетенция районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования


Ведению районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования подлежат:

1) согласование вопросов о предоставлении недр в пользование, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения территории и отводом земельных участков;

2) развитие минерально - сырьевой базы для предприятий местной промышленности;

3) выдача в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;

4) приостановление работ по пользованию недрами на земельных участках в случае нарушения положений статьи 9 настоящего Закона;

5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также за использованием и охраной недр для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Статья 5. Виды пользования недрами


Недра предоставляются в пользование для:

1) геологического изучения;

2) добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

3) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

5) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Статья 6. Участки недр, предоставляемые в пользование


В соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Горный отвод также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.

При определении границ горного отвода учитываются размеры участка недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другие).

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения, статус горного отвода не придается. В границах участка недр, предоставленного для геологического изучения, могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

Статья 7. Пользователи недр


Пользователями недр могут быть государственные предприятия, субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия.

Статья 8. Предоставление недр в пользование


Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Лицензия удостоверяет право на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается выдача лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется одновременно с предоставлением земельного участка. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Выдача лицензий на пользование недрами собственнику земельного участка производится в соответствии с настоящим Законом.

Статья 9. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых


Недра для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых государственными предприятиями и субъектами предпринимательской деятельности предоставляются в пользование на основании лицензий.

Собственники, владельцы, арендаторы земельных участков, осуществляющие в их границах добычу общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ, строительство подземных и водозаборных сооружений глубиной до 10 м, освобождаются от получения лицензии и платежей за недропользование. Перечень общераспространенных полезных ископаемых на территории Бурятии устанавливается Бурятгеолкомом.

Статья 10. Ограничение пользования недрами


Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Статья 11. Сроки пользования недрами


Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока.

На определенный срок недра предоставляются в пользование:

для геологического изучения - на срок до 5 лет;

для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей - на срок до 20 лет;

при совмещении указанных видов пользования - на срок до 20 лет.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя недр.

Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование.

Статья 12. Государственная система лицензирования


Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно - аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

практической реализации государственной программы развития добывающей промышленности и минерально - сырьевой базы;

социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории;

равных возможностей всем юридическим лицам и гражданам на получение лицензий;

развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»