Недействующий

О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Утверждена
Указом Президента
Республики Бурятия
от 13 октября 1997 г. N 235

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ


Жилищно - коммунальное хозяйство республики (далее - ЖКХ) это сложный многоотраслевой производственно - технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно - эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение (очистные сооружения, перекачивающие насосные станции и водопровод, водохранилища); коммунальная энергетика (электро-, теплоснабжение); внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство, санитарную уборку городов (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией твердых бытовых и пищевых отходов); гостиничное хозяйство; предприятия бытового обслуживания (бани, прачечные, ритуальное обслуживание).

Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства подразделяются на две основные группы:

- технологические фонды;

- производственные фонды.

Технологические фонды определяют инженерную инфраструктуру: сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и др. Производственные фонды состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание технологических фондов: гаражи, мастерские, производственные здания и др.

В настоящее время жилищно - коммунальное хозяйство республики оказалась на грани серьезных хозяйственных и финансово - экономических разрушений.

Передав предприятия ЖКХ в ведение местных администраций, государство практически прекратило финансирование отрасли из федерального бюджета, а местные власти пока еще не обладают необходимыми ресурсами. Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания явно недостаточен для достижения пропорционального развития инженерной инфраструктуры. Объем инвестиций в коммунальное хозяйство длительное время сохранялся на уровне 22 - 24% от затрат на жилищное строительство при нормативе 33 - 35%. Сложившаяся многолетняя практика финансирования и снабжения жилищно - коммунального хозяйства по остаточному принципу привела к физическому износу его объектов, который в настоящее время в республике составляет критическую величину.

Жилищный фонд Республики Бурятия составляет 15,2 млн. кв. м., из них 6,7 млн. кв. м. жилья находятся в ведении администраций местного самоуправления. Степень благоустройства муниципального жилищного фонда составляет 81%, степень износа - 36%. Аварийное и "ветхое" жилье составляет около 62 тыс. кв. метра.

В связи с ежегодным недоремонтом физический износ жилищного фонда за последние 10 лет резко увеличился, например по муниципальному жилью требуется приведение в технически исправное состояние более 1 млн. кв. м. жилья. За последние 4 года муниципальный жилищный фонд возрос в 3,5 раза. Жилищный фонд, передаваемый органам местного самоуправления от ведомств, как правило, находится в технически неисправном состоянии и нуждается в неотложном капитальном ремонте.

В 60 - 70-е годы в городах и рабочих поселках шла застройка панельными домами массовых серий, так называемых "хрущевок", общая площадь которых по республике составляет 715.0 тыс. кв. м.

В настоящее время у этих домов кончается срок долговечности конструкций. Дома не отвечают современным требованиям и нормативам по уровню комфортности жилья, энергосбережению и стабильности режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Внешнее благоустройство городов и поселков отстает от уровня России (по протяженности дорог с усовершенствованным покрытием - в 1,5 раза, по протяженности замощенных тротуаров - в 3 раза). В сельских населенных пунктах эти показатели в 5 раз ниже среднереспубликанского.

Передаваемые предприятиями в муниципальную собственность объекты жилья и коммунального хозяйства, не подкрепленные финансированием на их содержание, приходят к дальнейшему их ветшанию и снижению надежности инженерных систем.

Снижается надежность работы теплоисточников магистральных инженерных сетей, дорог, водоочистных сооружений.

Из-за отсутствия финансирования решение проблем, связанных с улучшением обеспечения населения качественной питьевой водой, теплом, электроэнергией, затягивается.

Мощность водозаборных сооружений, принадлежащих ЖКХ, составляет 332,2 тыс. куб. м. в сутки, дефицит в питьевой воде равен 12,2 тыс. куб. м. в сутки.

По нормализации условий водоснабжения по республике необходимо построить 10 источников централизованного водоснабжения и порядка 167 км. магистральных сетей водопровода на сумму 131 млн. руб. в ценах 1991 года и пробурить 440 скважин.

Дефицит мощностей канализационных очистных сооружений (КОС) составляет более 20,0 тыс. куб. метров в сутки и около 36% стоков сбрасываются на рельеф или поля фильтрации без очистки.

В системе ЖКХ республики наиболее уязвимой отраслью остается коммунальная энергетика, которая в настоящее время не отвечает в полной мере предъявляемым требованиям устойчивости и надежности. Оборудование и здания отопительных котельных имеют значительный износ и требуют срочной замены. Износ тепловых сетей составляет более 60 процентов.

В республике продолжает сохраняться дефицит тепловой энергии.

С развитием инфраструктуры городов, поселков республики произошло отставание развития сетей и подстанций электроснабжения. Около 30% электрических сетей и подстанций имеют значительный перегруз по пропускной способности, в результате чего снижается надежность обеспечения электроэнергией. 150 километров электрических сетей предприятий ЖКХ требуют замены и перетяжки провода. Требуются значительные средства на проведение работ по реконструкции и строительству ЛЭП и ТП.

Удельное потребление населением республики услуг жилищно - коммунального хозяйства отстает от сложившихся по России и составляет:

Удельное
  потребление
  услуг ЖКХ

Республика  Бурятия

Российская  Федерация

- водопотребление

146 литр в  сутки/чел.

310 литр в  сутки/чел.

- водоотведение

117 литр в  сутки/чел.

259 литр в  сутки/чел.

- теплоснабжение

6,03 Гкал в  год/чел.

11,6 Гкал в  год/чел.

- электроснабжение

1300 кВт/час в  год/чел

2130 кВт/час в  год/чел

Поскольку темпы роста затрат по предоставлению жилищно - коммунальных услуг росли опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и разницу в ценах на тепловую энергию в городских бюджетах не уменьшалась. Ситуация усугублялась тем, что начиная с 1993 г., сложилась неблагоприятная динамика доходов населения (более 50% населения республики имели доходы ниже прожиточного минимума), что способствовало изменению темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг.

Причиной сложившегося положения является также отсутствие в отрасли устойчивой и отлаженной системы хозяйствования. Исторически сложилось так, что финансирование предприятий ЖКХ осуществлялась в виде дотаций, покрывающих убытки предприятий. Убыточность, в свою очередь, определялась политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных услуг. Дотационность предприятий не стимулировала поиск путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения новой техники и технологий.