Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА Разработана в секции "Социальные проблемы села" Обсуждена и одобрена на заседании Совета по аграрной реформе при Президенте Республики Бурятия 11.06.99 Состояние социальной сферы села и необходимость разработки концептуальных подходов социальной политики Республики Бурятия


Состояние социальной сферы в целом характеризуется продолжающимся падением уровня и качества жизни, ростом безработицы, ухудшением демографического положения. Такая обстановка сложилась во всех регионах России, в том числе и Бурятии, за годы так называемых реформ. Ранее, в 1990 году, был принят Закон РФ "О социальном развитии села", соответствующее постановление и программа правительства в 1991 году по социальному развитию села, в том числе "Возрождение российской деревни". Согласно этим и другим правовым и программным документам определялись меры по укреплению материально - технической базы АПК и социальной сферы села. На социальное развитие села намечалось выделение централизованных капиталовложений. Устанавливалась система государственной финансовой поддержки АПК с направлением на его развитие ежегодно, начиная с 1991 года, не менее 15% национального дохода страны. Из федерального бюджета предусматривалось финансирование целевых программ и мероприятий по созданию социальной инфраструктуры села, в т.ч. на строительство жилья, школ, объектов культуры и здравоохранения, автомобильных дорог, электрификацию, газификацию, телефонизацию, радиофикацию, водоснабжение населенных пунктов.

Однако, в результате экономических реформ, начатых в 1992 году, функции управления и финансирования социальной сферы села были переданы с федерального уровня на местный уровень, что привело к прекращению финансирования программ, принятых годом раньше. В результате программа и постановления правительства РФ оказались не выполненными.

В постановлении правительства РФ "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" рекомендовалось передать в муниципальную (местную) собственность социальную сферу села. Эта рекомендация реализована лишь частично. Указ Президента РФ о выделении в бюджете отдельной строкой затрат на содержание социальной и инженерной инфраструктуры села, находящейся на балансе сельскохозяйственных предприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях не выполняется.

Из-за отсутствия средств на ремонт и содержание под угрозой разрушения оказался существующий потенциал социальной инфраструктуры в стране, в т.ч. и села. Значительная часть жилого фонда находится в ветхом состоянии. Жители деревень в основном лишены коммунальных удобств.

Критическое положение складывается с очисткой питьевой воды. Из 40 млн. сельских жителей около 17 млн. (42%) потребляют воду низкого питьевого качества, что естественно отражается на здоровье населения. Проблема с питьевой водой остро стоит в отдельных регионах Бурятии. Если за 1986 - 1990 гг. в республике было выделено капитальных вложений на охрану и рациональное использование водных ресурсов 127,5 млн. рублей, то за последние шесть лет они сведены почти на нет. Такая же ситуация с капитальными вложениями на охрану атмосферного воздуха и земель.

Степень ухудшения положения в социальной сфере ярко проявляется в Бурятии. Анализ состояния социальной сферы села в республике Бурятия показывает:

1) Существующая инфраструктура в районах разрушается. Количество медицинских пунктов, услуги почтовой, телеграфной и транспортной связи, а также другие услуги продолжают сокращаться. Лишь развивается частная торговля, частная (коммерческая) перевозка пассажиров.

2) Различия по уровню денежного дохода, занятости, состояния отраслей социальной сферы и демографической обстановки между районами в республике значительны. Так, по уровню денежного дохода на душу населения межрайонные различия в 1996 г. по всем районам в республике составляют 7,3 раза, по уровню затрат на медицинское обслуживание (по всем районам в 1995 году) составляет 40, на образование - 43 процента.

3) Уровень денежного дохода на душу населения в сельских районах значительно ниже, чем в городе (кроме Северобайкальского района), например, в г. Улан-Удэ денежный доход на душу населения в 1996 г. в 1,5 раза выше, чем в среднем по республике.

4) Денежный доход в 14 сельских районах ниже прожиточного минимума на 10 - 15% в Прибайкальском, Окинском районах, до 36 - 52% соответственно в Хоринском и Бичурском районах. Лишь в шести сельских районах уровень денежного дохода на душу населения выше прожиточного минимума, из которых в 3 районах на 4 - 9%, в двух районах: в Селенгинском - на 46, Баунтовском - на 88 процентов.

5) Уровень занятости населения в общественном производстве снижается в соответствии со спадом производства во всех районах. Рост безработицы продолжается, в основном среди молодежи и женщин. По данным социологических обследований, проведенных секцией Совета социальной проблемы села, в 1997 году в ряде сельских районов 85% молодежи после школы не заняты в производстве. 46% выпускников ПУ и техникумов, 25% - выпускников ВУЗов. Ситуация критическая для молодежи и будущего развития трудовых ресурсов, основного компонента производительных сил.

6) Демографическая ситуация остается неблагополучной. Продолжается естественная убыль населения в ряде районов шестой - седьмой год подряд. Наибольшая естественная убыль в расчете на 1000 человек населения наблюдается в 1994 и 1996 годах в Кабанском (6,9 - 5,7 чел.). Прибайкальском (4,2 - 2,2 чел.), в Заиграевском (3,3 - 2,5 чел.), Бичурском (3,3 - 2,5 чел.) районах. Лишь в нескольких районах: Окинском, Муйском, Северобайкальском, Кижингинском, Еравнинском сохраняется естественный прирост населения.

Естественная убыль населения наблюдается в большей мере в районах, расположенных в бассейне реки Селенга. Эти обстоятельства приводят к необходимости более всестороннего изучения социально - экономической и экологической обстановки в этой зоне.

Изменяющаяся социально - экономическая обстановка негативно отражается на святая святых - на человеческих отношениях, на крепость семейных уз. В Бурятии в 1996 году по сравнению с 1991 уровень брачности снизился почти в 2 раза, в отдельных сельских районах в 2 - 2,5 раза. При относительно малом изменении уровня развода, количество разводов составляет в настоящее время около половины количества браков. На селе уровень ниже, чем в городе, но значительно варьирует по районам. На уровень брачности и разводов кроме экономических факторов, безусловно, влияет и традиция населения, и образ жизни на селе.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере приводит к необходимости поиска путей разрешения данной ситуации. И здесь представляется важным изучение и опыта исследований, и разработок по данной проблеме в других регионах, изучение и обобщение мнений глав местных администраций, руководителей хозяйств и специалистов в своем регионе. Так, по данным проведенных социологических обследований в районах республики большинство (64,4%) глав местных администраций, руководителей хозяйств, специалистов различных отраслей народного хозяйства придерживается мнения о необходимости создания единого фонда социального развития села, района, объединяющего местные налоговые отчисления, поступающие трансферты при главах администраций. 20% опрошенных считают, что необходимо создать целевой республиканский фонд социального развития территории. Наряду с этим значительная часть опрошенных (около 40%) предлагает создать систему льгот (льготное налогообложение, освобождение от платы за ресурсы и т.д.) для предприятий и частных лиц, развивающих социальную инфраструктуру или вкладывающих средства на их развитие.

Необходимость формирования фондов социального развития вызывается тем, что без социальной инфраструктуры невозможно улучшать уровень и качество жизни населения. В отмеченных фондах целесообразно сосредотачивать средства из всех возможных источников финансирования: федеральных, субъектов федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, выделяемых в рамках соответствующих целевых программ.

Какие бы ресурсы не изыскивались для улучшения поддержки социального развития села, более основательно решать проблему возможно лишь на основе подъема самой экономики, создания финансовой базы для отчислений на развитие социальной сферы. Экономика, какая бы она ни была, рыночная или иная, она должна развиваться на основе обоснованных производственных отношений. Отсюда определяются и ресурсы и направления инвестиций, принципы паритетности. Нужны определенные правила регулирования отношений между людьми, законы по которым должны развивать экономику и социальную сферу. Жизнь требует выработки политики и программы соответствующей глубины и всесторонности современного кризиса.

В настоящее время идет подготовка к принятию нового Закона РФ о социальном развитии села, такой закон необходим и для Бурятии. Для этого необходимы разработки новых социальных стандартов, социально - экономических и правовых нормативов регулирования доходов, трудовых отношений, направленных на улучшение демографической обстановки и занятости населения.

Необходимость разработки социальной политики вызывается рядом обстоятельств. Одним из них является то, что именно разработка социальной политики дает возможность оценить роль регулирования отношений в обществе. Мировой опыт подтверждает, что без участия государства в регулировании отношений между отраслями, внутри отраслей, регионами и сферами невозможно решать экономические и социальные проблемы при любой социально - экономической системе.

В современных условиях наиважнейшей социальной проблемой становится массовая безработица и на селе и в городе. Снижение занятости экономически активного населения в условиях непрекращающегося спада производства, инфляции, затухания инвестиций в материальное производство и другие отрасли народного хозяйства усиливает социальную напряженность, представляет серьезную социальную опасность.

Серьезнейшей проблемой в сфере труда становится резкое снижение мотивации к профессиональной качественной и эффективной работе. Это обусловлено также целым рядом причин:

во-первых, нарушена связь заработной платы с результатом труда, с квалификацией и уровнем профессионализма работников; во-вторых, усилилась необоснованная дифференциация заработной платы по категориям и сферам занятости, усилилась также зависимость рядовых работников от администрации; в-третьих, практически полностью отсутствует моральный стимул к труду.

Продолжающееся ухудшение демографической обстановки и уровня жизни населения по сравнению с другими регионами и средними показателями по России, вызывает необходимость разработки региональной социальной политики для Бурятии.

Цель региональной социальной политики - создание условий для последовательного улучшения уровня и качества жизни на основе восстановления реальной (не теневой) экономики.

Для реализации социальной политики необходимы новые обоснованные региональные социальные стандарты (прожиточный минимум, минимальный уровень заработной платы, научно - обоснованные нормы питания и др.) и финансовые нормативы регулирования дифференциации доходов населения, трудовых отношений, социальных гарантий и др.

Для выработки и принятия региональной социальной политики нами разработана концепция социальной политики.