Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА

Анализ программ, принятых в Республике Бурятия в 1997 - 1998 гг., направленных на решение социальных вопросов


Решению социальных проблем в регионе посвящены следующие программы: Федеральная Программа социально - экономического развития РБ, утвержденная 15.04.96 постановлением Правительства РФ, Республиканская целевая программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса в РБ на 1996 - 2000 гг. и Программа действий Правительства РБ на 1999 - 2002 годы.

На территории республики действует ряд отраслевых федеральных программ в сферах: социальной защиты населения - "Социальная поддержка инвалидов", "Дети - инвалиды", "Усиление борьбы с преступностью", "Дети Севера", "Летний отдых"; в сфере жилищной политики - "Обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку, сотрудников ОВД, а также членов их семей", "Федеральная миграционная программа", "Программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера"; в области здравоохранения - "Безопасное материнство", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи", "Неотложные меры по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижению уровня преждевременной смертности населения"; в сфере культуры - "Сохранение и развитие памятников культуры и искусства".

Разделы Федеральной программы полностью включают направления отдельных социальных федеральных программ, дополняя их мероприятиями социальных Программ РБ: "Молодежь Бурятии", "Развитие жилищно - коммунального хозяйств Республики Бурятии", "Реформа профессионального образования Республики Бурятия". Однако, эти программы не содержат конкретных мероприятий, относящихся к поддержке социальной инфраструктуры села, в них также не определены источники финансирования и механизмы поддержки сельской инфраструктуры. В условиях кризиса отраслевые министерства вынуждены направлять основное внимание на поддержку центральных учреждений, что приводит к сокращению численности малокомплектных школ, детских дошкольных учреждений, амбулаторий, медпунктов в небольших сельских поселениях.

Анализ отдельных направлений Федеральной Программы показывает, что ни в одном из ее разделов не выделены мероприятия по выводу из кризиса социальной сферы села, кроме того, с точки зрения реалий сегодняшнего дня, эта Программа, основанная на экономических преобразованиях начала периода реформирования, в настоящее время уже устарела.

Республиканская целевая программа стабилизации и развития агропромышленного комплекса в РБ на 1996 - 2000 гг. разработана во исполнение Указа Президента РФ от 16.04.96 N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформ в агропромышленном комплексе", постановления Правительства РФ от 21.06.96 N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развития реформ в агропромышленном комплексе". Основные положения Программы были направлены на укрепление агропромышленного производства, социальной инфраструктуры села, сближение уровня доходов работников сельского хозяйства и промышленности, формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора. Выполнение программы предполагалось до 2001 года с поэтапным решением задач.

В разделе "Социальное развитие села" подчеркивается, что ход аграрных реформ во многом определяется состоянием и перспективами социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Решение проблем социального развития села должно было осуществляться на основе реализации Федеральных и республиканских целевых Программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения в сельской местности и разрабатываемых в районах комплексных программ социального развития села. Возведение новых объектов социальной сферы предусматривалось за счет создания фондов социального развития села, которые должны были формироваться за счет республиканского и местных бюджетов. Улучшение обеспечения сельского населения товарами и услугами предполагалось за счет развития учреждений потребительской кооперации. Однако вследствие общего финансового и экономического кризиса в республике эти мероприятия так и остались не реализованными.

В настоящее время на территории РБ реализуется Программа действий Правительства РБ на 1999 - 2002 гг., направленная на преодоление кризиса и достижение стабилизации в экономике и социальной сфере, как необходимого условия для перехода к устойчивому экономическому росту. В Программе целью социальной политики является периодическая корректировка ее курса в зависимости от сложившейся экономической ситуации, увязанной с необходимостью решения в 1999 г. следующих задач:

- достижение ощутимого перелома в улучшении материального положения и условий жизни населения республики;

- сокращение масштабов бедности;

- создание условий для эффективной занятости населения;

- сохранение и поддержка объектов социальной сферы.

Мероприятия социальной политики (раздел 4) содержат свод предложений министерств, ведомств по поддержанию социальной сферы без выделения отдельно мероприятий, реализующихся непосредственно в сельской местности. Из всего свода предложений лишь п. 185 "Реформирование сельского здравоохранения" и п. 212 "Завершение строительства объектов учреждений образования" посвящены непосредственно селу.

Анализируя существующие программы, а также программы, разработанные социальными министерствами и ведомствами, видно, что они не отражают истинного положения отраслей социальной сферы села, основной акцент при разработке программных документов смещается в пользу городского жителя, тем самым углубляется процесс расслоения населения. При этом не учитывается низкий уровень доходов сельского населения. Эта огромная проблема в развитии общества не должна замалчиваться и углубляться. Необходима продуманная и взвешенная политика Правительства Республики Бурятия, разработка концептуальных подходов к решению данной задачи.