Статья 69. Рассмотрение законопроектов в Народном Хурале осуществляется, как правило, в двух чтениях, если Народным Хуралом применительно к конкретному законопроекту не будет принято иное решение.
Статья 70. При рассмотрении Народным Хуралом законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта.
Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета Народного Хурала.
Если разработка законопроекта была поручена нескольким комитетам Народного Хурала, и они представили различные его концепции, то заслушиваются также доклады тех комитетов, которые не согласны с концепцией ответственного комитета.
Поправки, вносимые в законопроект на сессии, подаются в письменном виде в Секретариат Народного Хурала. Правом внесения поправок в законопроект на сессии Народного Хурала обладают депутаты и другие субъекты права законодательной инициативы.
Статья 71. Если поправки вносятся во время сессии Народного Хурала, непосредственно в ходе обсуждения законопроекта, то председательствующий может объявить перерыв в работе заседания, передать эти поправки на заключение соответствующего комитета, а также принять меры по оперативному размножению и передаче депутатам текста поправок для ознакомления. Время перерыва определяет Народный Хурал по предложению комитета, которому переданы на заключение поправки.
Статья 72. После постатейного обсуждения законопроекта в первом чтении Народный Хурал может решить:
- принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;
- отклонить законопроект;
- принять закон.
Принятие законопроекта в первом чтении равносильно принятию его за основу.
В случае принятия законопроекта в первом чтении Народный Хурал может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение.
Народный Хурал и его Совет могут принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.
Законопроект, принятый Народным Хуралом в первом чтении, в течение 14 дней направляется для сведения Президенту Республики Бурятия.
При внесении более одного варианта законопроекта по одному и тому же вопросу Народный Хурал рассматривает их в ходе первого чтения одновременно и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает также отклонение другого варианта законопроекта. Отклоненные законопроекты не рассматриваются Народным Хуралом повторно.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа избранных депутатов Народного Хурала. Это решение оформляется постановлением Народного Хурала.
Статья 73. {Исключена: Постановление Народного Хурала РБ от 25.09.1996 N 393-I}
Статья 74. После принятия законопроекта Народным Хуралом в первом чтении законопроект направляется в ответственный комитет (комиссию) Народного Хурала для его доработки.
Председатель ответственного комитета (комиссии) Народного Хурала совместно с субъектом права законодательной инициативы, внесшим законопроект в Народный Хурал или рабочей группой, осуществлявшей подготовку законопроекта до его внесения в Народный Хурал, организуют его доработку.
Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся в ответственный комитет Народного Хурала в виде текста изменений или дополнений в конкретные статьи законопроекта либо предложений об исключении конкретных пунктов, частей или статей законопроекта.
Поправки рассматриваются ответственным комитетом (комиссией), совместно с субъектом права законодательной инициативы, внесшим законопроект в Народный Хурал, или рабочей группой и могут быть внесены в законопроект.
В случае несогласия субъекта права законодательной инициативы с поправками, внесенными в законопроект, ответственным комитетом (комиссией) составляется сравнительная таблица, в которую вносятся тексты законопроекта (оспариваемые разделы, главы, статьи), принятого в первом чтении, и альтернативные, вносимые ответственным комитетом (комиссией) и субъектом права законодательной инициативы.
После доработки законопроекта ответственный комитет (комиссия) не позднее 30 дней до дня предстоящей сессии Народного Хурала направляет его и сравнительную таблицу, а также проверенный и уточненный перечень актов республиканского законодательства, подлежащего отмене, изменению или дополнению в связи с принятием законопроекта, в Совет Народного Хурала для включения в повестку дня сессии и субъектам права законодательной инициативы Республики Бурятия.
{В редакции Постановления Народного Хурала РБ от 25.09.1996 N 393-I}
Статья 75. Совет Народного Хурала принимает решение о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в повестку дня сессии Народного Хурала и определяет докладчика по законопроекту от ответственного комитета.
Статья 76. При рассмотрении на сессии законопроекта во втором чтении докладчик постатейно вносит на обсуждение поправки, поступившие к законопроекту. Он информирует о принятых ответственным комитетом решениях по каждой поправке. Если поправка была отклонена ответственным комитетом, то ее автору для обоснования содержания поправки предоставляется слово до 3 минут. После этого проводится голосование по поправке. В случае принятия поправок ставится на голосование вся статья с принятыми поправками.
После постатейного обсуждения законопроекта с учетом принятых поправок ставится на голосование вопрос о принятии законопроекта в качестве закона.
Если законопроект не принят, на голосование ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении.