С 2008 по 2010 год в Орловской области была реализована "Концепция реформирования региональных финансов Орловской области на 2008-2010 годы", утвержденная распоряжением Коллегии Орловской области от 10 декабря 2008 года N 450-р. Результатом данных реформ стало формирование в Орловской области современной системы управления общественными финансами путем:
1) создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;
2) повышения прозрачности бюджетной системы области;
3) организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств;
4) упорядочения основных социальных обязательств;
5) введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
6) формирования достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
7) перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";
8) создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг;
9) установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и придание этому процессу публичности;
10) оптимизации управления государственным долгом.
Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих нерешенных проблем:
1) бюджетное планирование недостаточно увязано со стратегическим планированием;
2) не создана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета;
3) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов исполнительной государственной власти Орловской области, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
4) отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
5) доходная база регионального бюджета остается нестабильной;
6) недостаточно активно реализуются мероприятия по внедрению в бюджетный процесс инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
7) сохраняется избыточной бюджетная сеть, особенно в отрасли "образование";
8) остается ограниченным опыт внедрения государственных заданий, сохраняется формальный подход к формированию государственных заданий;
9) доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках целевых программ, остается незначительной.
Устранение перечисленных нерешенных проблем позволит увеличить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Орловской области, что будет способствовать достижению долгосрочных целей социально-экономического развития региона, модернизации управления финансовыми ресурсами.