В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области предлагается использовать программно-целевой принцип организации их деятельности. Для реализации данного принципа необходимы разработка и принятие долгосрочных областных целевых программ (далее также - ДОЦП) и ведомственных целевых программ Орловской области (далее также - ВЦП).
В целях подготовки трехлетнего областного бюджета на 2012-2014 годы до начала его формирования необходимо обеспечить разработку и принятие ДОЦП и ВЦП на этот период, а также внесение изменений в действующие областные программы с учетом следующих основных принципов:
1) формирование ДОЦП и ВЦП исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
2) определение органа исполнительной государственной власти Орловской области, отвечающего за реализацию ДОЦП и ВЦП (достижение конечных результатов);
3) установление для ДОЦП и ВЦП, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
4) охват ДОЦП и ВЦП всех сфер деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых) инструментов для достижения целей ДОЦП и ВЦП;
5) наделение органов исполнительной государственной власти Орловской области и их должностных лиц, осуществляющих управление ДОЦП и ВЦП, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
6) проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации ДОЦП и ВЦП, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
Для реализации изложенных принципов потребуется осуществлять разработку ДОЦП и ВЦП в четком соответствии с требованиями постановлений Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами" и от 30 июня 2009 года N 76 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ Орловской области".
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджетов.
Дальнейшее совершенствование программно-целевого метода осуществления бюджетного процесса будет происходить по мере принятия соответствующих федеральных нормативных правовых актов.
Утвержденные ДОЦП и ВЦП, а также в дальнейшем отчеты об их реализации предполагается представлять в Орловский областной Совет народных депутатов в составе сопроводительных материалов к проекту закона об областном бюджете.
Программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов областного бюджета.
Одновременно с утверждением законом об областном бюджете приложения с распределением бюджетных ассигнований по ДОЦП и ВЦП в составе материалов, представляемых одновременно с законом об областном бюджете, планируется представлять приложение с распределением расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов.
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области будет возрастать необходимость расширения их полномочий и ответственности.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, межведомственной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.
3.3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения
государственных услуг
Существующая в Орловской области сеть государственных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности оказания государственных услуг. Недостаточно активно идет процесс перехода бюджетных учреждений в автономные. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества государственных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества государственных услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы государственных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
внедрение в деятельность государственных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить 3 взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса государственных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг;