ЗАКОН
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 05 декабря 2008 года N 844-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2009 - 2010 ГОДЫ"
Принят областным Советом народных депутатов 28 ноября 2008 года
{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 08.09.2009 г. N 966-ОЗ; НГР: ru57000200900333;
Закон Орловской области от 03.03.2010 г. N 1038-ОЗ; НГР: ru57000201000075;
Закон Орловской области от 08.11.2010 г. N 1145-ОЗ; НГР: ru57000201000499;
Закон Орловской области от 03.12.2010 г. N 1157-ОЗ; НГР: ru57000201000549}
Утвердить областную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2009-2010 годы" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор Орловской области
Е.С. Строев
г. Орел
5 декабря 2008 года
N 844-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2009-2010 ГОДЫ"
Наименование Программы | Областная целеваяпрограмма "Социальная поддержка инвалидов на 2009-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон . "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 гг.", утвержденная постановлением Правительства РФ |
Заказчик Программы | Правительство Орловской области (В редакции Закона Орловской области от 03.03.2010 г. N 1038-ОЗ ) |
Руководитель Программы | Заместитель Председателя Правительства Орловской области, руководитель блока социального развития (В редакции Закона Орловской области |
Исполнители Программы | Управление социальной защиты населения, управление здравоохранения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области, управление образования и молодёжной политики, управление культуры и архивного дела Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, управление пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области, управление труда и занятости Орловской области, ОГУ "Орелгосзаказчик", Департамент строительства, транспорта и ЖКХ (В редакции Закона Орловской области от 03.03.2010 г. N 1038-ОЗ ) |
Разработчики Программы | Департамент социальной политики Орловской области, управление занятости населения Орловской области |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышение качества их жизни. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели эффективности Программы | 1.Удельный вес реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в федеральных государственных учрежденияхмедико-социальной экспертизы (процентов). |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2010 гг. |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и дополнительного финансирования. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | 1. Социально-средовая адаптация инвалидов, повышение качества их жизни и интеграция в общество. |
Контроль за исполнением Программы | Правительство Орловской области (В редакции Закона Орловской области от 03.03.2010 г. N 1038-ОЗ ) |
(Средства предусмотрены федеральной целевой программой "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 гг.", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 г. N 832.
((Средства из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в виде субсидий бюджету Орловской области на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения. Суммы уточняются ежегодно.
Государственная социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1975 года, Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96), Конвенцией N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов", принятой Международной организацией труда 20 июня 1983 года, а также другими нормативными правовыми актами.
Основное место во всех вышеперечисленных документах занимает проблема создания для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в различных сферах их жизнедеятельности.
Принятый 24 ноября 1995 года Федеральный закон N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" послужил правовой основой для проведения коренной реформы системы социальной защиты инвалидов. Нормы указанного Федерального закона получили дальнейшее развитие в Федеральном законе от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является их социальная поддержка как система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам для создания им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В Орловской области на 1 марта 2008 года зарегистрировано 85 127 инвалидов, из них 2 825 дети-инвалиды. Ежегодно признаются инвалидами около 23 тысяч человек, в том числе более 7 тысяч человек - впервые. Значительная доля инвалидов имеют I и II группы (около 74 %) вследствие тяжелых и средних степеней ограничений жизнедеятельности.
Во многом это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения.
Отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов трудоспособного возраста. На 1 марта 2008 года в органах социальной защиты состояло на учете 26 138 инвалидов трудоспособного возраста.
393 человека являются инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.
Вызывают озабоченность показатели по увеличению доли детей, родившихся с проблемами психофизического характера либо получившими их в раннем детстве. При анализе распространённости отдельных нозологических форм, обуславливающих инвалидность у детей, следует выделить причины, которые в значительной степени обусловливают детскую инвалидизацию. Это болезни нервной системы, связанные с патологическими состояниями плода и новорожденного в перинатальном периоде, врождённые и наследственные заболевания и психические расстройства. Высока также доля хронической соматической патологии - 13,9 %, приводящая детей к инвалидности, значительную часть её составляют сахарный диабет, болезни органов дыхания и костно-мышечной системы.
Не менее 30 % детей-инвалидов нуждаются в специальных реабилитационных мероприятиях, 40 % - в специальной (коррекционной) психолого-педагогической помощи и сопровождении. По оперативным данным управления образования и молодежной политики, на 1 апреля 2008 г. в общеобразовательных школах обучаются 1 352 ребенка-инвалида, из них 362 детям предоставляются образовательные услуги в форме надомного обучения. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 1 708 детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. 726 детей-инвалидов.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без предоставления им различных видов реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, соответствующих их индивидуальным потребностям, оказания содействия в трудоустройстве, материальной и иной поддержки.
Выполнение ранее принятых областных программ в определенной степени улучшило ситуацию в области с обеспечением жизнедеятельности инвалидов, созданием условий для реализации индивидуальных программ реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество.
Однако, несмотря на принятые меры, инвалиды по-прежнему остаются одной из незащищенных категорий населения.
Особого внимания требуют инвалиды, испытывающие трудности в передвижении и самообслуживании.
Недостаточными темпами развивается сеть учреждений реабилитации, основная задача которых - помочь инвалидам адаптироваться к новым условиям жизни. В области нет комплексного реабилитационного центра, который бы мог оказывать инвалидам весь комплекс реабилитационных услуг в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
Сложным остается положение дел с профессиональной подготовкой инвалидов. Тяжело решаются проблемы их трудоустройства. По прогнозу, в 2008 году в органы занятости области обратятся за содействием в поисках работы 2 000 инвалидов. Это связано с несовершенством законодательства, касающегося вопросов гарантии занятости инвалидов, отсутствием на рынке труда необходимого количества специальных рабочих мест, подходящих для трудоустройства инвалидов, что лишает их возможности реализации права на труд на равных условиях с остальными членами общества.
До настоящего времени в области в полной мере не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, общественным и производственным зданиям. Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов вспомогательными устройствами и приспособлениями для быта, труда, обучения и других сфер жизнедеятельности.
Всё это диктует необходимость проведения на территории области комплекса мероприятий, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидности и инвалидов, дальнейшему расширению сети реабилитационных учреждений, расширению спектра услуг по профессиональной и социальной реабилитации, обеспечению занятости инвалидов на рынке труда, созданию доступной жилой среды и условий беспрепятственного доступа инвалидов к социально значимым объектам и информации, улучшению их социального положения. Реализация этих мер создаст условия для возвращения инвалидов к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.
Конечной целью реабилитационных мероприятий должна стать социальная адаптация инвалидов, позволяющая им легко приспосабливаться к социальной среде, заниматься общественно-полезным трудом и чувствовать себя полноправными членами общества.
Учитывая, что различные этапы реабилитационного процесса осуществляются в учреждениях различной ведомственной принадлежности, эффективное решение вопросов социальной поддержки инвалидов возможно только при консолидации усилий этих учреждений в рамках областной целевой программы с помощью программно-целевого метода.
Реализация программно-целевого подхода в организации социальной поддержки инвалидов позволит комплексно решать вопросы социальной защиты инвалидов, расширять сеть реабилитационных учреждений социального обслуживания, повышать эффективность действующих учреждений путем укрепления их материально технической базы и развития услуг, мобилизовать усилия всех заинтересованных ведомств и организаций.
Программа является продолжением областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2001-2005 годы", утвержденной Законом Орловской области от 25 марта 2002 года N 255-ОЗ, в ходе реализации которой были заложены основы систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, развития реабилитационной индустрии.
Основной целью областной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2009-2010 годы" является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей инвалидов области в реабилитации и социальной интеграции наряду с другими гражданами, повышение качества их жизни, устранение препятствий для самореализации, укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся медико-социальной реабилитацией инвалидов.
Основными задачами, позволяющими достигнуть цели, поставленные Программой, являются:
1. Правовое и организационно-кадровое обеспечение проблем инвалидов.
2. Социальная поддержка инвалидов и обеспечение их занятости.
3. Развитие социальных служб, информатизации и кадрового обеспечения их
4. деятельности, расширение перечня услуг, оказываемых инвалидам.
5. Строительство и капитальный ремонт реабилитационных учреждений области.
6. Формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов.
Поддержка общественных организаций инвалидов.
Для решения данных задач предполагается провести следующие мероприятия:
1. Усиление информационной поддержки инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
2. Создание системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов.
3. Организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инвалидов в соответствии с рекомендациями программы профессиональной реабилитации.
4. Улучшение методического обеспечения деятельности учреждений образования для детей-инвалидов.
5. Повышение качества и доступности всех уровней региональной системы образования для детей с ограниченными возможностями, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ.
6. Создание региональной межведомственной службы ранней помощи детям с отклонениями психического развития.
7. Усиление кадрового информационно-методического сопровождения проблемы реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых услуг.
8. Развитие сети и укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений, оснащение технологическим оборудованием и автотранспортом реабилитационных учреждений области.
9. Создание службы социального такси.
10. Развитие партнерских отношений с общественными и негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение целевых индикаторов и показателей Программы (1):
1. Удельный вес реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы (процентов).
2. Количество реабилитированных инвалидов (тыс. чел.).
3. Количество частично реабилитированных инвалидов (тыс. чел.).
4. Удельный вес детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, пользующихся услугами системы специального образования в различных организационных формах (процентов).
5. Удельный вес детей-инвалидов, для которых обеспечена доступная образовательная среда, в т.ч. с использованием современного технического оборудования (процентов).
Этапы Программы