Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭЛЕКТРОННАЯ ОРЛОВЩИНА" (2008-2010 ГОДЫ)"

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа; обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


По мере развития и проникновения информационных и коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее также - МСУ) Орловской области все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью, повышения качества исполнения полномочий и функций, а также предоставляемых населению услуг.

По данным выборочного статистического обследования, в настоящее время обеспеченность "домашними" компьютерами домохозяйств области составляет 33 единицы на 100 домохозяйств, доля населения, пользующегося сетью Интернет, - 7,3%.

Обеспеченность населения области телефонными аппаратами фиксированной электросвязи составила в 2007 году более 258 единиц на тысячу жителей.

По данным государственного статистического наблюдения об использовании информационных технологий и производстве связанной с ними продукции (работ, услуг), в 2007 году 89,1% крупных и средних предприятий и организаций основных видов экономической деятельности области использовали в своей работе информационные технологии, 44,3% имели локальные вычислительные сети, 55,9% пользовались электронной почтой, 53,2% использовали глобальные сети, включая Интернет, около 17% пользуются выделенными каналами связи, 11,5% имеют собственные веб-сайты, на которых публикуют и регулярно обновляют информацию о своей деятельности. Число персональных компьютеров на 100 работников составило в 2007 году 23 штуки (115% к уровню 2006 года), из них имеют доступ к сети Интернет - более 30%. В структуре затрат на информационные технологии 20,3% приходится на приобретение вычислительной техники, 67,8% - оплату услуг связи, 5,9% - приобретение программных средств, 3,8% - оплату услуг сторонних организаций и специалистов, менее 1% - обучение сотрудников.

Сегодня в Орловской области созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетворены потребности органов государственной власти в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к сети Интернет.

На базе арендованных каналов связи построена сеть администрации Орловской области с корпоративным почтовым и веб-сервером.

Органы государственной власти Орловской области представлены в сети Интернет сервером www.adm.orel.ru.

Мониторинг информатизации показал, что в настоящее время имеется общая положительная тенденция развития работ в области региональной информатизации, закладываются основы создания современной информационно-технологической и организационной инфраструктуры информатизации Орловской области. Намечается переход от информатизации отдельных органов управления к созданию интегрированных территориальных информационных систем, создается функциональная и информационно-телекоммуникационная архитектура информатизации региона, обеспечивается относительно высокий уровень финансирования.

Организуется централизованное управление процессами информатизации. В Департаменте имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области создано управление промышленной политики и информатизации, одной из основных задач которого является проведение единой государственной политики информатизации на территории Орловской области.

В целях поддержки проведения единой региональной политики информатизации на основе интеграции и эффективного использования информационных ресурсов, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществления мониторинга региональной информатизации, подготовки рекомендаций по определению необходимых объемов бюджетного финансирования создан Совет по информатизации Орловской области.

Большое внимание уделяется вопросам взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований области.

В 2007 году заключено Соглашение о сотрудничестве по развитию информационных технологий и связи в Орловской области с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации, подписаны соглашения о взаимодействии в сфере информационных технологий с Федеральным агентством по информационным технологиям.

Представители администрации области принимают активное участие в работе созданного при Мининформсвязи России Совета региональной информатизации, Совета главных конструкторов информатизации регионов. Вопросы выработки стратегии и консолидации усилий субъектов РФ по информатизации регионов прорабатываются в рамках Координационного совета по информационным технологиям Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа "Центрально-Черноземная".

Совершенствуется региональная нормативная правовая база информатизации. Принят областной закон "Об информатизации и информационных ресурсах Орловской области", регулирующий отношения, связанные с созданием оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав и свобод граждан, прав организаций, общественных объединений, полномочий и прав органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением областной информации с применением информационных технологий, обеспечением эффективного и согласованного информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечением социально-экономического развития и эффективности государственного управления и местного самоуправления в Орловской области на основе использования информационных технологий, а также формированием и использованием информационных ресурсов и информационных систем Орловской области. Коллегией Орловской области одобрена Концепция информатизации Орловской области до 2010 года, приняты постановления "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области", "Об использовании электронной цифровой подписи в органах исполнительной государственной власти Орловской области", утверждены положения: о формировании и использовании государственных информационных ресурсов Орловской области, о реестре государственных ресурсов и систем Орловской области, о единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Орловской области. Проводится паспортизация информационных ресурсов и систем Орловской области. Создана нормативно-правовая основа функционирования информационно-телекоммуникационной системы "Сеть передачи данных органов государственной власти Орловской области".

Осуществляются работы по формированию информационных ресурсов в рамках функциональных автоматизированных систем. Наибольшее количество баз данных создается в финансово-бюджетной, экономической и социальной сферах. Созданы базы данных правовой информации, ведутся работы по созданию основных кадастров и регистров (регистр населения, регистр юридических лиц, кадастр недвижимости, земельный кадастр). Изучается возможность проведения работ по созданию картографических баз данных и внедрению геоинформационных систем (ГИС).

В соответствии с постановлениями Главы администрации Орловской области от 4 мая 2001 года N 217 "О создании узла доступа к государственным информационным ресурсам" и Коллегии администрации Орловской области от 1 июля 2002 года N 100 "О втором этапе развертывания узла доступа к государственным информационным ресурсам" создан защищенный узел доступа к государственным информационным ресурсам. Все подразделения органов государственной власти области и отдельные органы местного самоуправления имеют электронную почту и доступ к базе нормативных правовых актов Орловской области. Областная телекоммуникационная сеть охватывает все органы государственной власти Орловской области.

В администрации Орловской области на основе соглашения с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере правовой информатизации, ведется эталонный банк нормативных правовых актов Орловской области.

В областном центре и ряде муниципальных образований области в целях реализации прав граждан на получение правовой информации на базе существующей системы библиотек открыты публичные центры и пункты правовой информации.

Созданы, оперативно пополняются и доступны для граждан, организаций и органов власти (в том числе - в сети Интернет) региональные модули правовых актов Орловской области трех общероссийских коммерческих информационных правовых систем.

В области действуют 230 пунктов коллективного доступа в сеть Интернет, из них 220 организованы в рамках развития федеральной почтовой связи на базе почтамтов и отделений почтовой связи. Общее число компьютеров в пунктах коллективного доступа превышает 500 единиц.

Некоторыми органами государственной власти Орловской области и МСУ успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных и муниципальных информационных систем (ИС), обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Выполняются областные целевые программы, направленные на развитие информационного обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий и функций. Существуют успешные прецеденты организации обмена данными в электронном виде между ведомствами, а также между государственными органами, органами МСУ, населением и организациями.

Победа в проводившемся на основании приказа Мининформсвязи России от 10 октября 2006 года N 131 "О типовых программно-технических решениях в сфере региональной информатизации" открытом конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации для отработки и внедрения в 2007-2008 годах на их территории типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" позволила привлечь 20 млн. рублей из федерального бюджета для разработки информационной системы поддержки лицензирования отдельных видов деятельности.

Отдельными органами государственной власти созданы сайты или страницы в сети Интернет, на которых размещается нормативно-правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. В рамках реализации административной реформы ведется системная работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализу возможностей их оптимизации и совершенствования на основе применения современных технологий. На федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления. Постановлением Коллегии Орловской области от 27 сентября 2007 г. N 223 принято решение о создании единой специализированной информационной системы "Портал Орловской области - публичный информационный центр", предназначенной для обеспечения представительства в сети Интернет Губернатора, Коллегии, органов исполнительной государственной власти специальной компетенции, иных государственных органов и органов местного самоуправления Орловской области, утвержден перечень сведений о деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

Однако недостаточная координация разработок приводит к тому, что ведомственные подразделения региональных и муниципальных органов зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках программ ведомственного характера.

Поэтому, несмотря на стремительный рост спроса на информационные и коммуникационные технологии со стороны органов государственной власти, внедрение указанных технологий не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.

Сохраняются значительные различия между органами государственной власти и МСУ по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный, ведомственный характер. Существует отставание органов государственной власти области от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Многие органы государственной власти не имеют комплексных программ внедрения информационных и коммуникационных технологий и совершенствования на их основе своей деятельности, что приводит к несистемным расходам на такие технологии. Более половины бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что в целом свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления нередко дублируют разработку типовых программных решений поддержки выполнения возложенных на них функций. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными созданными государственными и муниципальными информационными системами.

На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Практически отсутствуют комплексные системы электронного документооборота. В единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти и МСУ. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных и муниципальных программ и проектов.

Созданные в сети Интернет-сайты органов государственной власти часто не поддерживают оперативное информационное обновление и не содержат сведений о необходимых условиях получения государственных услуг, что с учетом незначительного присутствия Интернет-сайтов органов местного самоуправления затрудняет взаимодействие граждан с органами власти. При этом недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.