В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности, а также устойчивости и дальнейшего развития транспортной системы.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, числа пострадавших и погибших в них обозначены в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р. Задачи указанной Стратегии предлагают стратегические ориентиры в решении проблем безопасности всей транспортной системы России.
Необходимость разработки и реализации государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области" является одной из составляющих для достижения целей Транспортной стратегии Российской Федерации. Государственная программа направлена на решение на тактическом уровне задач указанной Стратегии - развитие сети автомобильных дорог, повышение безопасности дорожного движения, обеспечение транспортной доступности для населения региона и Российской Федерации в целом.
Задачи повышения безопасности дорожного движения на территории Орловской области, включая сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.), и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, предусмотренные в государственной программе Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области", полностью согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение повышения уровня безопасности дорожного движения, снижения темпов убыли населения, а также с целями и задачами федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года N 864.
Использование программно-целевых методов управления в этой сфере в прошедшие периоды позволило значительно улучшить ситуацию с дорожно-транспортной аварийностью в Российской Федерации. В ходе реализации указанной государственной программы Российской Федерации основной акцент был сделан на таких важных направлениях, как предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование условий движения транспортных средств и повышение безопасности пешеходов. Развитие данных направлений также реализуется в рамках государственной программы Орловской области "Развитие транспортной системы в Орловской области".
В настоящее время имеет место активизация работы по обеспечению безопасности дорожного движения на региональном и муниципальном уровнях. Во всех субъектах Российской Федерации и большинстве муниципальных образований были приняты и реализовывались соответствующие программы. Таким образом, на федеральном, региональном и местном уровнях были сформированы единые подходы к снижению ущерба, наносимого государству и обществу последствиями дорожно-транспортных происшествий.
В связи с этим развитие транспортной системы Орловской области является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения в регионе и, как следствие, в Российской Федерации в целом.
Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Орловской области.
Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе Орловской области.
Неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства Орловской области и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы муниципальных образований.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Орловской области. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь между районами и населенными пунктами области, а также выхода на дорожную сеть сопредельных регионов во многом зависит решение задач по достижению устойчивого экономического роста, улучшению условий для предпринимательской деятельности и повышению уровня жизни населения и интеграции транспортной системы области в транспортную систему России. Развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития Орловской области и обеспечивать потребность в перевозках в соответствии с ростом автопарка.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.
В настоящее время социально-экономическое развитие области во многом сдерживается из-за ограничений при эксплуатации автомобильных дорог, так как исчерпана пропускная способность и высока степень износа значительной части дорог. Низкий технический уровень дорог обуславливает высокий размер транспортной составляющей в себестоимости продукции.
Парк автотранспортных средств ежегодно увеличивается. На долю автотранспорта приходятся значительные объемы перевозок грузов и междугородных пассажирских перевозок. Темпы развития автомобильных дорог области отстают от возрастающей потребности в автомобильных перевозках и темпов роста автомобилизации, которая должна служить определяющим фактором для перспектив развития автодорог.