Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012-2015 ГОДАХ"

Раздел 1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В 2011 году завершился срок реализации областной целевой программы "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007-2011 годы", утвержденной Законом Орловской области от 13 февраля 2007 года N 662-ОЗ.

Несмотря на определенный положительный эффект от реализации программных мероприятий, позитивные тенденции, наметившиеся в Орловской области в период с 2008 по 2011 годы, криминогенная ситуация являлась сложной, чему способствовал целый ряд причин и тенденций, большинство из которых имеют социально-экономические корни.

Общее количество совершенных преступлений в период 2008-2011 годов сократилось на 25,3 % (с 16891 до 12614). На фоне снижения уровня преступности на 25,3 % сократилось число нераскрытых преступлений (с 7606 до 4582). Общая раскрываемость преступлений возросла с 56,5 % до 62,7 %.

С 2008 года сохраняется устойчивая тенденция сокращения количества тяжких и особо тяжких преступлений (11,6 %), за 6 месяцев 2012 года -(2,3 %). Однако в результате недостаточной профилактической работы по пресечению данных преступлений на стадии приготовления и покушения их удельный вес остается значительным: 2010 год - 21,5 %, 2011 год -20,3 %, за 6 месяцев 2012 года- 22,1 %.

В указанный период произошло снижение удельного веса преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, с 11,0 % до 7,2 %, за 6 месяцев 2012 года доля таких преступлений составила 11,9 % (аналогичный период прошлого года - 6,4 %), а также подростковой преступности с 2,7 % до 4,3 %.

В период 2008-2011 годов удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, увеличился с 13,1 % до 16,3 %. В 2012 году доля данных преступлений значительно выше среднеобластного показателя (12,1 %) на территории Заводского (19,8 %), Северного (18,7 %), Советского (21,1 %) районов города Орла и Кромского района (18,3 %) Орловской области. Негативным образом на динамику уличной преступности влияет малоэффективное привлечение к охране правопорядка общественных формирований правоохранительной направленности и недостаточное развитие в регионе единой системы видеоконтроля за состоянием оперативной обстановки на улицах и в других общественных местах.

Несмотря на снижение удельного веса преступлений в период 2008-2011 годов с 45,3 % до 44,6 %, по прежнему в структуре преступности доминируют кражи чужого имущества.

Недостаточно решаются вопросы индивидуально-профилактического воздействия на лиц подучетных категорий и лиц, ведущих асоциальный образ жизни. В настоящее время на учете в органах внутренних дел состоят более 20 тысяч лиц данной категории.

Остро стоит вопрос предупреждения рецидивных преступлений. Несмотря на снижение уровня рецидивной преступности по области в период 2008-2011 годов с 34,3 % до 23,9 %, удельный вес преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, остается высоким, а в отдельных районах области (Северный район города Орла, Волховский, Верховский, Залегощенский и Шаблыкинский района Орловской области) уже по итогам 6 месяцев 2012 года достиг 40 % и более. По данным статистики, более 80 % лиц указанной категории на момент совершения преступлений не имели постоянного источника дохода.

Вопросы повышения антитеррористической защищенности объектов вероятных террористических устремлений, в первую очередь мест с массовым пребыванием людей находятся на постоянном контроле Правительства Орловской области. В настоящее время все школьные, дошкольные учреждения и учреждения с круглосуточным пребыванием детей имеют физическую охрану.

Создание эффективной системы профилактики правонарушений невозможно без использования современных технических средств и информационных технологий. Новым шагом в данном направлении стало недрение в ряде регионов аппаратно-программных комплексов "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город"). Его основу составляют система видеонаблюдения, система мониторинга подвижных объектов, ведомственная сеть передачи данных, центр оперативного управления, установка экстренной связи "Гражданин-полиция" и информационно-аналитическая система.

В Орловской области и в первую очередь в областном центре работа по созданию АПК "Безопасный город" находится пока в начальной стадии. Осуществлены попытки создания отдельных структурных составляющих этой системы. В настоящее время установлена 31 видеокамера, 10 устройств экстренной связи "Гражданин-полиция". Реальная необходимость в таких устройствах на порядок выше. Подразделениям Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области требуются патрульные автомобили, оснащенные спутниковыми навигационными системами. Для организации центра оперативного управления нарядами, который предусмотрен штатным расписанием УМВД по городу Орлу, требуется приобретение соответствующего технического оборудования.

Работа по привлечению общественности к охране общественного порядка, созданию материально-технической базы добровольных народных дружин и других общественных формирований правоохранительной направленности требует качественного пересмотра и активизации. Необходимы выработка мер стимулирования членов общественных формирований к активному участию в охране общественного порядка, проведение семинаров по обмену передовым опытом и т.д.

Серьезную озабоченность вызывает состояние участковых пунктов полиции города Орла и помещений для приема граждан в сельской местности. Практически все они требуют ремонта (от косметического до капитального), оснащения мебелью, юридической литературой, наглядной агитацией, охранно-пожарной сигнализацией и т.д. Требуются новые помещения для участковых пунктов полиции в районах массовой застройки.

Необходимо повышать роль районных и городских комиссий по профилактике правонарушений в создании на территории региона эффективно работающей системы профилактики правонарушений.

В 2010 году территориальными подразделениями УФМС России по Орловской области на миграционный учет поставлен 20 731 иностранный гражданин (в 2009 году - 26 956, в 2008 году - 24 282). За 2 месяца 2011 года в Орловскую область въехало 2207 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 8,9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ). Традиционно наибольшее количество иностранных граждан въезжает на территорию Орловской области в летний период.

В 2010 году УФМС России по Орловской области оформлено 824 разрешения на временное проживание (в 2009 году - 1451, в 2008 году -1301), 913 приглашений на въезд в Российскую Федерацию (2009 году - 793, в 2008 году - 935), 449 виз (в 2009 году - 361, в 2008 году - 285), 324 вида на жительство (в 2009 году - 99, в 2008 году - 113). Гражданство Российской Федерации приобрели 744 иностранных гражданина (2009 год - 2522, в 2008 году - 1980). За 2 месяца 2011 года оформлено 122 разрешения на временное проживание (+25,8 % к АППГ), 84 приглашения (+18,3 % к АППГ), 57 виз (+83,9 % к АППГ), 98 видов на жительство (+366,7 % к АППГ). За 2 месяца 2011 года 122 человека приобрели гражданство Российской Федерации (-4,7 % к АППГ).

В 2010 году сотрудниками УФМС России по Орловской области иностранным гражданам оформлено 1579 разрешений на работу (в 2009 году - 2258, в 2008 году - 2091) и 755 патентов на право осуществлять трудовую деятельность у физических лиц (система патентов введена с 1 июля 2010 года). За 2 месяца 2011 года оформлено 133 разрешения на работу (-28,5 % к АППГ) и 215 патентов.

На протяжении ближайших 5 лет сохранится тенденция, когда на территорию Орловской области будет въезжать 20-25 тысяч иностранных граждан. Подъем реального сектора экономики, развитие агропромышленного комплекса, промышленного производства потребуют создания новых рабочих мест. Это повлечет привлечение в Орловскую область трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В этой связи органам государственной власти области, правоохранительным органам необходимо уделять пристальное внимание миграционным потокам и оформлению разрешительных документов.

В 2010 году сотрудниками УФМС России по Орловской области в ходе проведения мероприятий по выявлению фактов нарушения иммиграционного законодательства составлен 9031 протокол об административных правонарушениях в сфере миграции, наложено штрафов на сумму 21 969,3 тыс. рублей.

Проведенные проверочные и профилактические мероприятия позволили сделать миграционную ситуацию в Орловской области относительно подконтрольной.

Несмотря на достигнутые результаты, УФМС России по Орловской области по-прежнему выявляются работодатели, незаконно привлекающие иностранную рабочую силу, что может вызвать негативные последствия на региональном рынке труда.

Требуется активизация работы в средствах массовой информации по разъяснению миграционного законодательства и формированию толерантного отношения к мигрантам. Необходима совместная работа органов государственной власти области, правоохранительных органов с лицами, въезжающими в Орловскую область из стран ближнего и дальнего зарубежья, по формированию атмосферы, в которой мигранту выгодно соблюдать российское законодательство. Это позволит снизить риски возникновения социальной напряженности, совершения преступлений на этнической почве.

Решение вышеуказанных проблемных вопросов возможно только посредством реализации комплекса сложных взаимоувязанных мероприятий, реализуемых органами власти и управлениями всех уровней.

Необходимость разработки и принятия Программы обусловлена тем, что преступность в Орловской области, несмотря на принимаемые меры, остается одним из главных факторов, препятствующих проведению социально-экономических преобразований. Уровень преступности оказывает негативное влияние на все сферы общественной жизни, состояние правопорядка, личной и общественной безопасности.

Органам исполнительной государственной власти области, правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку в Орловской области, достичь положительных результатов по ряду направлений оперативно-служебной деятельности. Одним из факторов, способствующих стабилизации криминогенной обстановки, явилась реализация мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Совершенствование системы профилактики правонарушений и усиление борьбы с преступностью в Орловской области на 2007-2011 годы".

Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах и в других общественных местах.

В настоящее время в Орловской области и в первую очередь в областном центре отсутствует единый центр обработки данных, наделенный полномочиями по принятию управленческих решений по оперативному реагированию на любую информацию, поступающую с оживленных улиц, мест массового пребывания людей, объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения (диспетчерская служба, дежурная часть). Уровень развития технических средств, установленных на указанных объектах, диктует необходимость внедрения современного серверного оборудования как ядра АПК "Безопасный город", которое будет позволять обрабатывать все сигналы, поступающие от технических средств извещения, будь то охранно-пожарная сигнализация, установка экстренной связи "Гражданин-полиция" или средства видеонаблюдения.