ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2010 года N 399
О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2013 ГОДЫ
{Утратило силу:
постановление Правительства Орловской области от 31.01.2012 г. N 30; НГР: RU57000201200047}
В целях обеспечения государственных гарантий содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Правительство Орловской области постановляет:
Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Орловской области на 2011-2013 годы (далее - программа).
Управлению труда и занятости Орловской области (Н. П. Цуканова) обеспечить выполнение мероприятий программы.
Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) осуществлять финансирование программы в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете в виде субвенций, выделенных на реализацию переданных полномочий в сфере занятости населения.
Департаменту экономики Орловской области (Ю. А. Есипов), Департаменту имущества, промышленности и информатизации Орловской области (А. В. Лавренюк), Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области (А. С. Бойко), Департаменту сельского хозяйства Орловской области (В. И. Коротеев), Департаменту образования, культуры и спорта Орловской области (Л. А. Сальникова), Управлению лесами Орловской области (Ю. А. Верижников) осуществлять взаимодействие с Управлением труда и занятости Орловской области (Н. П. Цуканова), работодателями, входящими в подведомственную сферу деятельности, по организации оплачиваемых общественных работ, содействию занятости молодежи, в том числе выпускников учебных заведений профессионального образования, инвалидов и самозанятости признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.
5. Управлению пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области (Н. М. Пьянов) систематически освещать в средствах массовой информации ход реализации мероприятий программы.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Программа содействия занятости населения Орловской области на 2011-2013 годы г. Орел 2010 год
Перечень характеристик | Содержание |
Наименование программы | Программа содействия занятости населения Орловской области на 2011 — 2013 годы (далее -программа) |
Основание разработки программы | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Основной разработчик программы | Управление труда и занятости Орловской области |
Цель программы | Обеспечение государственных гарантий содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Задачи программы: | 1. Реализация мероприятий активной политики занятости населения с учетом отдельных социально-демографических групп, испытывающих трудности в поиске работы. |
Сроки реализации программы | 2011-2013 годы |
Исполнители мероприятий программы | Управление труда и занятости Орловской области, областные государственные учреждения "Центр занятости населения района" (далее - центр занятости) при взаимодействии с администрациями муниципальных образований районов, городских округов, сельских поселений, работодателями |
Источники и объемы | Общий объем финансирования программных мероприятий в 2011-2013 годах составит 1 008 616,9 тыс. рублей, в том числе: средства Фонда компенсаций федерального |
бюджета, доведенные области - 909 692,9 тыс. руб.; | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Оказание государственных услуг: по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации 1 млн 97 тыс. человек; |
Орган, | Правительство Орловской области |
Введение
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", поручением Губернатора Орловской области (протокол совещания у Губернатора Орловской области от 7 июня 2010 года N 22) с учетом прогноза социально-экономического развития Орловской области на 2011 год и параметров прогноза до 2013 года.
При разработке программы учитывались данные мониторингов состояния занятости и безработицы, материалы органов исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в подведомственную сферу деятельности.
Программа определяет основные направления осуществления государственной политики в сфере занятости населения в регионе и направлена на развитие форм занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечение социальной поддержки безработных граждан.
Реализация мероприятий программы будет осуществляться Управлением труда и занятости Орловской области, центрами занятости при взаимодействии с администрациями муниципальных образований районов и городских округов, сельских поселений области, работодателями в соответствии с административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственных услуг в сфере занятости населения, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации.
1. Анализ и прогноз ситуации на рынке труда Орловской области
В 2009 году численность трудовых ресурсов Орловской области по сравнению с 2008 годом сократилась на 5,1 тыс. человек и составила 512 тыс. человек (приложение 1 к настоящей программе). В 2010 году она снизится к уровню предыдущего года на 4 тыс. человек, до 508,0 тыс. человек, к 2013 году - до 501,5 тыс. человек.
Численность экономически активного населения составила 433 тыс. человек (приложение 2 к настоящей программе).
Результатом ликвидации рабочих мест, вызванным кризисным снижением производственной активности предприятий и организаций, стало резкое уменьшение числа граждан, занятых в экономике региона. По сравнению с 2008 годом число занятых снизилось на 15,6 тыс. человек, до 391, 9 тыс. человек (приложение 2 к настоящей программе).
Численность работников обрабатывающих производств уменьшилась на 9 тыс. человек, до 66,0 тыс. человек; организаций торговли и ремонта автотранспортных средств - на 2,8 тыс. человек (до 67,5 тыс. человек); строительных организаций - на 0,7 тыс. человек, до 26,1 тыс. человек (приложение 3 к настоящей программе).
В связи с сокращением численности (штата), ликвидацией
(банкротством) организации 166 предприятий региона уволили почти 7,7 тыс. человек (4,2 тыс. человек - в 2008 году). Основные причины увольнений работников: сокращение объемов производства - 70,1 % уволенных работников; реорганизация предприятия (организации) - 21,1 %; ликвидация или банкротство - 8,8 %.
На региональном рынке труда численность безработных граждан по сравнению с соответствующим показателем 2008 года увеличилась на 16 тыс. человек, до 41,1 тыс. человек. Уровень общей безработицы вырос до 9,5 % экономически активного населения (5,8 % в 2008 году).
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Орловской области на 2011 год и параметрами прогноза до 2013 года в 2010 году численность экономически активного населения области по сравнению с соответствующим показателем 2009 года снизится на 13,5 тыс. человек, в ближайшие три года уменьшится на 26 тыс. человек, а численность граждан, занятых в экономике области, - соответственно, на 8,4 и 11,9 тыс. человек.
При этом численность безработных граждан на рынке труда области в 2010 году снизится по сравнению с 2009 годом на 5,1 тыс. человек, до 36 тыс. человек, в период до 2013 года - на 14,1 тыс. человек, до 27 тыс. человек. Уровень общей безработицы в 2010 году составит 8,6 % экономически активного населения области, к 2013 году снизится до 6,6 %.
Уменьшение уровня общей безработицы населения области в 2011-2013 годах станет результатом реализации в сфере труда и занятости антикризисных мероприятий, расширения масштабов самозанятости граждан и предпринимательства, прежде всего, на базе личных подсобных хозяйств, ввода новых рабочих мест в ходе реализации инвестиционных проектов и программ, приоритетных национальных проектов, собственных программ развития производств, увеличения числа трудоустроенных незанятых и безработных граждан.
В среднем в течение трех лет дополнительная потребность в рабочей силе превысит 31 тыс. человек (приложение 6 к настоящей программе), из них почти 5,4 тыс. человек потребуется для заполнения вводимых в эксплуатацию новых рабочих мест (приложение 7 к настоящей программе).
Почти 87 % свободных рабочих мест (около 26,8 тыс.) будет предложено рабочим, из них 60 % - квалифицированным. Сохранится устойчивый спрос на слесарей (в среднем ежегодно почти 1,1 тыс. вакансий); продавцов (свыше 970 вакансий); водителей (до 700 вакансий); механизаторов (до 350); монтажников (160); газоэлектросварщиков (120) и других.
Среди инженерно-технических работников, специалистов и служащих спросом будут пользоваться инженеры (в среднем ежегодно свыше 150 вакансий); менеджеры и экономисты (свыше 130); врачи (до 100); бухгалтеры (более 90) и другие.
Основное число новых рабочих мест предполагается к вводу в эксплуатацию в 2011 году - почти 2,4 тыс. единиц, из них 1,5 тыс. единиц -на предприятиях и в организациях областного центра. В 2012 году будет введено 1,6 тыс. новых рабочих мест, в 2013 году - свыше 1,3 тыс. единиц.
Изменение в 2009 году ситуации в сфере занятости, обусловленное влиянием макроэкономических факторов, оказало негативное воздействие на регистрируемый рынок труда Орловской области. В условиях ограниченного спроса на рабочую силу наблюдался рост числа обращений граждан за содействием в поиске подходящей работы. В течение 2009 года оно превысило 49 тыс. человек, что почти в 1,8 раза больше, чем в 2008 году. В 2010 году их число по сравнению с показателем 2009 года снизится на 17, 6 % , до 40,4 тыс. человек (приложение 4 к настоящей программе).
В течение 2011 - 2013 годов, несмотря на ожидаемое улучшение ситуации в сфере занятости населения, обращение граждан за содействием в поиске работы будет достаточно интенсивным, что связано с дальнейшим повышением доступности государственных услуг в области содействия занятости.
В 2009 году статус безработного, зарегистрированного в центре занятости, имели свыше 27,7 тыс. граждан. Численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости, на конец 2009 года выросла в сравнении с аналогичным периодом 2008 года в 1,4 раза.
К концу 2010 года ожидается рост уровня регистрируемой безработицы в Орловской области до 2 % экономически активного населения. Это объясняется прежде всего увеличением количества зарегистрированных безработных граждан, уволенных в предприятий (организаций) области в связи с сокращением численности (штата) организации и работников, ранее занятых на временных (сезонных) работах.
В течение 2011- 2013 годов прогнозируется постепенное снижение уровня регистрируемой безработицы до 1,9 % экономически активного населения на конец периода.
В то же время в Орловской области сохраняется количественный и качественный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда: численность незанятых граждан, обращающихся за содействием в трудоустройстве, превышает количество вакантных рабочих мест для постоянного трудоустройства, заявленных работодателями в центры занятости; предложение рабочей силы не соответствует спросу работодателей на постоянную рабочую силу по профессионально-квалификационным характеристикам и территориальному размещению. Дисбаланс вызвал увеличение в течение 2009 года коэффициента напряженности на рынке труда с 2,9 до 3,5 незанятых граждан, состоящих на учете в центрах занятости на одну вакансию для постоянного трудоустройства.
В структуре свободных рабочих мест, представленных в областном банке вакансий в 2009 году, доля заявок на укомплектование постоянных рабочих мест, в среднем за период, не превышала 35 %, что значительно ниже показателя за 2008 год (78 %). Сокращение возможностей трудоустройства граждан, зарегистрированных в центрах занятости в качестве незанятых или безработных, на вакантные рабочие места постоянного характера, потребовало расширения масштабов реализации программ временного трудоустройства в рамках мероприятий по содействию трудоустройству граждан.
В 2010 году наметилась тенденция увеличения доли вакансий для постоянного трудоустройства в заявленной работодателями потребности (за 8 месяцев 2010 года- 75 %, за аналогичный период 2009 года- 57 %).
Однако, полученный результат имеет неустойчивый характер, поэтому задача по снижению коэффициента напряженности на рынке труда области сохранит свою актуальность в 2011 — 2013 годах. В связи с этим особое внимание будет уделено работе по контролю за соблюдением работодателями Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в части предоставления работодателями в центры занятости информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей). Совокупность предпринимаемых мер по увеличению емкости областного банка вакансий позволит снизить напряженность на рынке труда области к концу 2013 года до 1,4 незанятых гражданина на одну постоянную вакансию.
В 2009-2010 годах сохраняется проблема территориальной дифференциации ситуации на рынке труда области. Уровень зарегистрированной безработицы в 2010 году отличается в муниципальных районах области в 1,8 раза, коэффициент напряженности на рынке труда -в 25 раз.
Результатом усиления конкуренции за рабочее место на рынке труда области стал рост обращения за государственными услугами в поиске работы граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Анализ состава граждан, обратившихся в центры занятости за содействием в поиске подходящей работы в 2009-2010 годах, свидетельствует о том, что каждый третий относился к данным категориям граждан.
В первом полугодии 2010 года в центрах занятости области было зарегистрировано 1426 безработных инвалидов, 1428 безработных граждан предпенсионного возраста. По сравнению с соответствующим показателем 2009 года в 2,6 раза увеличилось число безработных граждан, состоящих на учете более 8 месяцев.
Прогнозно, в 2011-2013 годах доля лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в числе безработных граждан будет расти. Это потребует реализации специальных мероприятий, нацеленных на решение проблем их трудоустройства.
Среднегодовая численность безработных, состоящих на регистрационном учете в центрах занятости области, не превысит 8,3 тыс. человек в год, уровень регистрируемой безработицы к концу 2013 года снизится до 1,9 % экономически активного населения.
2. Ключевые проблемы в сфере занятости населения и на рынке труда области
Наряду с определенными положительными изменениями ситуация в сфере занятости и на рынке труда остается сложной. Имеются ключевые проблемы, решение которых требует применения регулирующих мер и специальных подходов:
снижение числа рабочих мест в условиях мирового экономического и финансового кризиса, и, как следствие, вынужденные увольнения работников, сокращение спроса на постоянную рабочую силу на региональном рынке труда, рост маятниковой трудовой миграции за пределы области;
низкий уровень оплаты труда в ряде отраслей и, как следствие, отток квалифицированных кадров в другие секторы экономики, снижение спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям, отсутствие возможности восполнить кадровый дефицит в перспективе;
сохранение профессионально-квалификационного дисбаланса на рынке труда области;
недостаточные темпы развития малого бизнеса, самозанятости населения, прежде; всего на базе личных подсобных хозяйств;
увеличение на региональном рынке труда числа граждан, имеющих низкую конкурентоспособность, испытывающих трудности в поиске работы (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей и (или) детей-инвалидов, инвалидов, граждан предпенсионного возраста и других), обусловленное ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам;
несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов и рабочих кадров с потребностями рынка труда и, как следствие, сложности в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений;
сезонный характер безработицы;
дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы.
3. Цель, задачи и сроки реализации программы