ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2011 года N 373
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЧИСТОЙ ВОДОЙ НА 2012-2017 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 июня 2014 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 03.06.2014 N 137.
____________________________________________________________________
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 03.09.2012 N 307;
постановление Правительства Орловской области от 08.11.2012 г. N 402; НГР: ru57000201200990}
В целях сохранения здоровья, обеспечения комфортных условий проживания граждан на территории Орловской области и дальнейшего социально-экономического развития региона Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы".
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока инфраструктуры Н. В. Злобина. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 03.09.2012 N 307)
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Правительства Орловской области
от 25 октября 2011 г. N 373
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы"
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы" (далее также - Программа ) |
Основание для разработки | Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; |
Заказчик Программы | Правительство Орловской области |
Руководитель Программы | Руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области |
Разработчик Программы | Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее также - Департамент) |
Ответственный исполнитель П рограммы | Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Департамента |
Цель и задачи Программы | Цель программы - обеспечение населения Орловской области чистой питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно- эпидемиологическими правилами. Задачи Программы: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | 1) удельный вес проб воды , отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям; |
Сроки и этапы реализации Программы | Срок реализации Программы - 2012–2017 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования - 28 455,0 тыс. руб., в том числе: |
в том числе по направлениям затрат | капитальные вложения - 28 217,8 тыс. руб.; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | 1. Увеличение доли населения, обеспечен-ного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности: |
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы" посвящена проблемам снабжения населенных пунктов Орловской области водой для коммунально-бытовых нужд и очистке образующихся коммунально-бытовых сточных вод до экологически допустимого уровня. Ежегодно жители Орловской области потребляют более 70 млн куб. м воды для питьевых и коммунальных нужд, от качества которой зависит сохранение здоровья населения области, обеспечение комфортных условий проживания граждан и продолжительность их жизни. Основным законом, направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Гарантированное обеспечение каждого гражданина Орловской области питьевой водой в необходимых количествах по доступной цене, безопасность водопользования является одним из главных результатов социальной политики государства, лежит в основе благополучия жителей.
Водные объекты, источники питьевого водоснабжения, созданный в регионе водохозяйственный комплекс имеют важнейшее значение для социально-экономического развития области, сохранения животного и растительного мира.
Для Орловской области проблема обеспечения населения питьевой водой требуемого качества в достаточном количестве и экологическая безопасность водопользования является весьма актуальной. Это не только технические проблемы устаревшего оборудования и общей технической отсталости, но, прежде всего, правовые, организационные и экономические проблемы.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
Ослабление в начале 90-х годов контроля и четкой организации качественного и бесперебойного обеспечения населения питьевой водой, требуемой очистки сточных вод привело к тому, что системы водоснабжения и водоотведения отдельных поселений в области оказались вне рыночной экономики.
Поэтому главный путь обеспечения населения области чистой и доступной питьевой водой - это централизованные энергоэффективные системы водоснабжения и водоотведения.
Состояние систем водоснабжения и водоотведения в Орловской области, особенно в сельских поселениях, характеризуется следующими показателями:
1. На территории Орловской области 91 % населения обеспечен централизованным питьевым водоснабжением, в том числе 97,8 % городского населения и 78,8 % сельского населения.
56,6 % населенных пунктов области имеют централизованное водоснабжение, 43,4 % - децентрализованное, в основном это населенные пункты, где проживает от 10 до 50 человек.
Основные показатели работы систем водоснабжения в Орловской области за последние 3 года приведены в таблице 1.
Основные показатели работы систем водоснабжения
N | Показатели | В разрезе лет | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
1 | Отпуск воды потребителям, млн куб. м/год | 54,1 | 51,4 | 51,2 |
2 | Одиночная протяженность уличной водопроводной сети, тыс. км | 3,5 | 3,6 | 3,66 |
3 | Установленная мощность водопровода, тыс. куб. м/сутки | 549 | 558 | 592,2 |
4 | Удельный вес уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, % | 29,9 | 29,7 | 33,8 |
К концу 2010 года в Орловской области насчитывалось 1232 водопроводов и отдельных водопроводных сетей протяженностью 4515,4 км, в том числе в сельской местности - 3019,1 км (66,9 %) и г. Орле – 547,9 км (12,1 %), из них одиночное протяжение уличной водопроводной сети составляло 3661,4 км.
В 2010 году подача воды в сеть практически осталась на уровне 2009 года, что, несомненно, связано с сокращением производства, а также с установкой населением приборов учета. По данным управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, в области насчитывалось 956 многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды, и 25 962 жилых дома (индивидуально-определенных здания), оснащенных индивидуальными приборами учета потребления холодной воды.
Потребителям за сутки в среднем отпускалось 140,2 тыс. куб. м воды, в том числе населению и организациям, финансируемым из бюджета области, - 129,2 тыс. куб. м.
2. На конец 2010 года 44,0 % уличных канализационных сетей нуждалось в замене. Наиболее изношенные канализационные сети принадлежат муниципальным организациям - 51,7 %, или 160,9 км. За истекший год заменено 7,1 км уличной канализационной сети.
Через очистные сооружения в 2010 году в сутки пропускалось 134,2 тыс. куб. м сточных вод. Из-за низкой эффективности использования производственных мощностей значительные объемы сточных вод поступают в водные объекты загрязненными. На сегодняшний день очистные сооружения работают лишь на 48,5 % своих мощностей.
В 2010 году уровень очистки сточных вод не был доведен до нормативного уровня. Пропуск нормативно очищенных сточных вод составил 3,3 млн куб. м, или 6,7 % от общего объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, а 92,5 % сточных вод были недостаточно очищенными. При недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений идет загрязнение водных объектов, что создает серьезную опасность для здоровья населения.
Основные показатели работы систем водоотведения в Орловской области за последние 3 года приведены в таблице 2.
Основные показатели развития систем водоотведения
N | Показатели | В разрезе лет | ||
2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
1 | Одиночная протяженность уличной канализационной сети, км | 555,5 | 531,7 | 497,3 |
2 | Установленная пропускная способность очистных сооружений, тыс. куб. м/сутки | 279,7 | 273,1 | 276,9 |
3 | Удельный вес уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, % | 29,3 | 29,9 | 44,0 |
4 | Использование мощности очистных сооружений, % | 51 | 50,5 | 48,5 |
3. В 2010 году, как и в предыдущие годы, основными причинами низкого качества питьевой воды являлись: факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа и марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, неудовлетворительная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений в сельской местности.
По данным Управления Роспотребнадзора по Орловской области, из 2710 населенных пунктов Орловской области только 1633 (в том числе 7 городских поселений) обеспечены доброкачественной питьевой водой, в них проживает 61,4 % населения региона. В 239 поселениях питьевая вода условно доброкачественная, в 719 - качество воды не исследовалось, а в 119 – питьевая вода недоброкачественная, и ею пользуется 5,7 % населения. О высоком уровне загрязнения вод говорит и тот факт, что пятая часть всех источников питьевого централизованного водоснабжения и водопроводов не отвечает санитарным нормам и правилам (таблица 3).
Состояние источников централизованного питьевого водоснабжения и качество воды в местах водозабора
Показатели | Подземные | Динамика к 2007 году | |||
2007 год | 2008 год | 2009 | 2010 год | ||
Количество источников | 2226 | 2248 | 2245 | 2248 | ^ |
из них не отвечает санитарным правилам и нормам (в %) | 24,9 | 22,9 | 21,0 | 18,6 | v |
в т.ч. из-за отсутствия зоны санитарной охраны | 21,3 | 17,6 | 15,7 | 12,9 | v |
Число исследованных проб по санитарно-химическим показателям | 1595 | 1316 | 1463 | 1706 | ^ |
из них не соответствует гигиеническим нормативам (в %) | 21,7 | 22,6 | 15,9 | 18,4 | v |
Число исследованных проб по микробиологическим показателям | 1781 | 1475 | 1839 | 1819 | ^ |
из них не соответствует гигиеническим нормативам (в %) | 4,1 | 4,1 | 3,2 | 2,5 | v |
в т.ч. с выделенными возбудителями инфекционных заболеваний | - | - | - | - |
Доля источников, не имеющих или имеющих не надлежаще организованные зоны санитарной охраны, в Орловской области ниже показателя по Российской Федерации. Процент проб из источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, на территории Орловской области также ниже, чем в среднем по России.
Неблагополучными районами по организации зон санитарной охраны централизованных источников питьевого водоснабжения остаются Залегощенский (39,2 %), Должанский (30 %), Краснозоренский (27,8 %), Колпнянский (27,5 %), Корсаковский (26,6 %) и Глазуновский (25,4 %) районы (таблица 4).
В 2010 году положительная динамика в организации зон санитарной охраны (далее также - ЗСО) водоисточников наблюдается на территориях Должанского, Глазуновского, Колпнянского и Ливенского районов.