Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2011 года N 373

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЧИСТОЙ ВОДОЙ НА 2012-2017 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 июня 2014 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 03.06.2014 N 137.
____________________________________________________________________

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 03.09.2012 N 307;
постановление Правительства Орловской области от 08.11.2012 г. N 402; НГР: ru57000201200990}

В целях сохранения здоровья, обеспечения комфортных условий проживания граждан на территории Орловской области и дальнейшего социально-экономического развития региона Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы".

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока инфраструктуры Н. В. Злобина. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 03.09.2012 N 307)

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 25 октября 2011 г. N 373

Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы"

Орловская область 2011 год

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы"


Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы" (далее также - Программа )

Основание для разработки
 Программы

Федеральный  закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

 постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы"

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области

Разработчик Программы

Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее  также - Департамент)

Ответственный исполнитель П рограммы

Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Департамента

Цель и задачи Программы

Цель программы - обеспечение населения  Орловской области чистой питьевой водой,  соответствующей требованиям безопасности и  безвредности, установленным санитарно-  эпидемиологическими правилами.  Задачи Программы:
  1. Развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
 2. Создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
 3. Строительство, реконструкция и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки программ муниципальных образований, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

1) удельный вес проб воды , отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям;

 2) доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене;

 3) доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене;

 4) число аварий в системах водо-снабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 5) объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;

 6) доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;

 7) обеспеченность населения центра-лизованными услугами водоснабжения;

 8) обеспеченность населения центра-лизованными услугами водоотведения;

 9) доля капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

  10) доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы - 2012–2017 годы.
 Программа реализуется в три этапа:
 1 этап - 2012–2013 годы;

 2 этап - 2014–2015 годы;

 3 этап - 2016–2017 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования - 28 455,0 тыс. руб., в том числе:
 бюджет Орловской области - 23 712,0 тыс. руб.;

 бюджеты муниципальных образований Орловской области - 2 371,5 тыс. руб.;

 внебюджетные источники - 2 371,5 тыс. руб. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 08.11.2012 г. N 402 )

в том числе по направлениям затрат

капитальные вложения - 28 217,8 тыс. руб.;

 прочие нужды - 237,2,0 тыс. руб.
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 08.11.2012 г. N 402 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

1. Увеличение доли населения, обеспечен-ного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:
 по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 18,2 % в 2011 году до 11,4 % к 2017 году;

 по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 2,3 % в 2011 году до 1,4 % к 2017 году.
 2. Увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 6,9 % в 2011 году до 43 % к 2017 году.
 3. Уменьшение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 33,6 % в 2011 году до 12 % к 2017 году.
 4. Увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30 % к 2017 году

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом.


Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение муниципальных образований Орловской области чистой водой на 2012-2017 годы" посвящена проблемам снабжения населенных пунктов Орловской области водой для коммунально-бытовых нужд и очистке образующихся коммунально-бытовых сточных вод до экологически допустимого уровня. Ежегодно жители Орловской области потребляют более 70 млн куб. м воды для питьевых и коммунальных нужд, от качества которой зависит сохранение здоровья населения области, обеспечение комфортных условий проживания граждан и продолжительность их жизни. Основным законом, направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Гарантированное обеспечение каждого гражданина Орловской области питьевой водой в необходимых количествах по доступной цене, безопасность водопользования является одним из главных результатов социальной политики государства, лежит в основе благополучия жителей.

Водные объекты, источники питьевого водоснабжения, созданный в регионе водохозяйственный комплекс имеют важнейшее значение для социально-экономического развития области, сохранения животного и растительного мира.

Для Орловской области проблема обеспечения населения питьевой водой требуемого качества в достаточном количестве и экологическая безопасность водопользования является весьма актуальной. Это не только технические проблемы устаревшего оборудования и общей технической отсталости, но, прежде всего, правовые, организационные и экономические проблемы.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.

Ослабление в начале 90-х годов контроля и четкой организации качественного и бесперебойного обеспечения населения питьевой водой, требуемой очистки сточных вод привело к тому, что системы водоснабжения и водоотведения отдельных поселений в области оказались вне рыночной экономики.

Поэтому главный путь обеспечения населения области чистой и доступной питьевой водой - это централизованные энергоэффективные системы водоснабжения и водоотведения.

Состояние систем водоснабжения и водоотведения в Орловской области, особенно в сельских поселениях, характеризуется следующими показателями:

1. На территории Орловской области 91 % населения обеспечен централизованным питьевым водоснабжением, в том числе 97,8 % городского населения и 78,8 % сельского населения.

56,6 % населенных пунктов области имеют централизованное водоснабжение, 43,4 % - децентрализованное, в основном это населенные пункты, где проживает от 10 до 50 человек.

Основные показатели работы систем водоснабжения в Орловской области за последние 3 года приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели работы систем водоснабжения


N

Показатели

В разрезе лет

2008 год

2009 год

2010 год

1

Отпуск воды потребителям, млн куб. м/год

54,1

51,4

51,2

2

Одиночная протяженность уличной водопроводной сети, тыс. км

3,5

3,6

3,66

3

Установленная мощность водопровода, тыс. куб. м/сутки

549

558

592,2

4

Удельный вес уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, %

29,9

29,7

33,8

К концу 2010 года в Орловской области насчитывалось 1232 водопроводов и отдельных водопроводных сетей протяженностью 4515,4 км, в том числе в сельской местности - 3019,1 км (66,9 %) и г. Орле – 547,9 км (12,1 %), из них одиночное протяжение уличной водопроводной сети составляло 3661,4 км.

В 2010 году подача воды в сеть практически осталась на уровне 2009 года, что, несомненно, связано с сокращением производства, а также с установкой населением приборов учета. По данным управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, в области насчитывалось 956 многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной воды, и 25 962 жилых дома (индивидуально-определенных здания), оснащенных индивидуальными приборами учета потребления холодной воды.

Потребителям за сутки в среднем отпускалось 140,2 тыс. куб. м воды, в том числе населению и организациям, финансируемым из бюджета области, - 129,2 тыс. куб. м.

2. На конец 2010 года 44,0 % уличных канализационных сетей нуждалось в замене. Наиболее изношенные канализационные сети принадлежат муниципальным организациям - 51,7 %, или 160,9 км. За истекший год заменено 7,1 км уличной канализационной сети.

Через очистные сооружения в 2010 году в сутки пропускалось 134,2 тыс. куб. м сточных вод. Из-за низкой эффективности использования производственных мощностей значительные объемы сточных вод поступают в водные объекты загрязненными. На сегодняшний день очистные сооружения работают лишь на 48,5 % своих мощностей.

В 2010 году уровень очистки сточных вод не был доведен до нормативного уровня. Пропуск нормативно очищенных сточных вод составил 3,3 млн куб. м, или 6,7 % от общего объема сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, а 92,5 % сточных вод были недостаточно очищенными. При недостаточной эффективности работы водоочистных сооружений идет загрязнение водных объектов, что создает серьезную опасность для здоровья населения.

Основные показатели работы систем водоотведения в Орловской области за последние 3 года приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели развития систем водоотведения


N

Показатели

В разрезе лет

2008 год

2009 год

2010 год

1

Одиночная протяженность уличной канализационной сети, км

555,5

531,7

497,3

2

Установленная пропускная способность очистных сооружений, тыс. куб. м/сутки

279,7

273,1

276,9

3

Удельный вес уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, %

29,3

29,9

44,0

4

Использование мощности очистных сооружений, %

51

50,5

48,5

3. В 2010 году, как и в предыдущие годы, основными причинами низкого качества питьевой воды являлись: факторы природного характера (повышенное содержание в воде водоносных горизонтов соединений железа и марганца), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, неудовлетворительная обстановка с тампонажем и консервацией недействующих артезианских скважин, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений, отсутствие специализированных служб по эксплуатации водопроводных сооружений в сельской местности.

По данным Управления Роспотребнадзора по Орловской области, из 2710 населенных пунктов Орловской области только 1633 (в том числе 7 городских поселений) обеспечены доброкачественной питьевой водой, в них проживает 61,4 % населения региона. В 239 поселениях питьевая вода условно доброкачественная, в 719 - качество воды не исследовалось, а в 119 – питьевая вода недоброкачественная, и ею пользуется 5,7 % населения. О высоком уровне загрязнения вод говорит и тот факт, что пятая часть всех источников питьевого централизованного водоснабжения и водопроводов не отвечает санитарным нормам и правилам (таблица 3).

Таблица 3

Состояние источников централизованного питьевого водоснабжения и качество воды в местах водозабора


Показатели

Подземные

Динамика к 2007 году

2007 год

2008 год

2009
 год

2010 год

Количество источников

2226

2248

2245

2248

^

из них не отвечает санитарным правилам и нормам (в %)

24,9

22,9

21,0

18,6

v

в т.ч. из-за отсутствия зоны санитарной охраны

21,3

17,6

15,7

12,9

v

Число исследованных проб по санитарно-химическим показателям

1595

1316

1463

1706

^

из них не соответствует гигиеническим нормативам (в %)

21,7
 (27,6 - РФ)

22,6
 (28,2 - РФ)

15,9
 (28 - РФ)

18,4

v

Число исследованных проб по микробиологическим показателям

1781

1475

1839

1819

^

из них не соответствует гигиеническим нормативам (в %)

4,1
 (6,7 - РФ)

4,1
 (6,0 -РФ)

3,2
 (5,6 - РФ)

2,5

v

в т.ч. с выделенными возбудителями инфекционных заболеваний

-

-

-

-

Доля источников, не имеющих или имеющих не надлежаще организованные зоны санитарной охраны, в Орловской области ниже показателя по Российской Федерации. Процент проб из источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, на территории Орловской области также ниже, чем в среднем по России.

Неблагополучными районами по организации зон санитарной охраны централизованных источников питьевого водоснабжения остаются Залегощенский (39,2 %), Должанский (30 %), Краснозоренский (27,8 %), Колпнянский (27,5 %), Корсаковский (26,6 %) и Глазуновский (25,4 %) районы (таблица 4).

В 2010 году положительная динамика в организации зон санитарной охраны (далее также - ЗСО) водоисточников наблюдается на территориях Должанского, Глазуновского, Колпнянского и Ливенского районов.

Таблица 4

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»