Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2010 года N 342

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2013 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 30.11.2012 N 446.
____________________________________________________________________

{Изменение и дополнение:
постановление Правительства Орловской области от 22.12.2010 г. N 446; НГР: ru57000201000605;
постановление Правительства Орловской области от 25.11.2011 г. N 411; НГР: ru57000201100619;
постановление Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 512; НГР: RU57000201201286}

В целях рационального использования и воспроизводства лесов, повышения их продуктивности и качества, обеспечения охраны лесов от пожаров Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Охрана, защита и воспроизводство лесов Орловской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа).

2. Управлению лесами Орловской области (Ю. А. Верижников) обеспечить в рамках своих полномочий реализацию Программы.

3. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов предусмотреть необходимое финансирование для реализации Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя агропромышленного блока В. Ф. Новикова.

Председатель Правительства

Орловской области

А.П.Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 30 сентября 2010 г. N 342

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА, ЗАЩИТА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

Орловская область, 2010 г.

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Охрана, защита и воспроизводство лесов Орловской области на 2011 - 2015 годы"


Наименование программы

долгосрочная областная целевая программа "Охрана, защита и воспроизводство лесов Орловской области на 2011-2015 годы" (далее -Программа)

Основания для разработки Программы

Лесной кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами"

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик Программы

Управление лесами Орловской области

Руководитель Программы

Начальник Управления лесами Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Заместитель начальника Управления лесами Орловской области

Цели и задачи Программы

Общей целью Программы является создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия. Целями Программы являются:
 1) организация и обеспечение охраны лесов от пожаров;

 2) организация неистощительного использования лесов;

 3) организация и обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней;

 4) воспроизводство лесов Орловской области;

 5) повышение продуктивности лесов Орловской области.
 Задачами Программы являются:
 1) противопожарное обустройство лесного фонда;

 2) проведение обследования состояния лесного фонда;

 3) наземные истребительные меры борьбы с вредителями и болезнями;

 4) лесовосстановление и лесопользование;

 5) повышение лесистости территории Орловской области, исполнение переданных полномочий в области лесных отношений:
 а) повышение лесистости территории Орловской области;

 6) исполнение переданных полномочий в области лесных отношений

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Показателями достижения цели обеспечения индикаторы и охраны лесов от пожаров являются: обнаружение и оперативное тушение пожаров в день возгорания;
оперативность реагирования на лесные пожары;
предупреждение распространения лесных пожаров и их локализация при возникновении;
повышение скорости и оперативности доставки сил и средств пожаротушения к местам возникновения возгораний.
 Показателями достижения цели организации неистощительного использования лесов являются: процент рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;
соотношение стоимости 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, обеспечение оперативного и устойчивого управления в области многоцелевого, рационального и неистощительного использования лесов, находящихся в ведении Управления лесами Орловской области.
 Показателями достижения цели организации и обеспечения защиты лесов от вредителей и болезней леса являются: выявляемость очагов вредителей и болезней леса;
своевременное назначение санитарно-оздоровительных мероприятий.
 Достижение цели воспроизводства лесов Орловской области характеризуется соотношением площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда, проведение рубок ухода в молодняках с целью сокращения сроков выращивания технически спелой древесины, восстановление погибших, поврежденных лесов с сохранением их биологического разнообразия.
 Показателями достижения цели повышения продуктивности лесов Орловской области являются: соотношение площади, покрытой лесной растительностью, с площадью Орловской области;
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов на землях лесного фонда на территории Орловской области;
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда

Сроки реализации Программы

2011-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 512 )

Общий объем финансирования на 2011-2015 годы -378 355,3 тыс. рублей, в том числе:
 2011  г. - 65 346,9 тыс. рублей;

 2012  г. - 71 603,5 тыс. рублей;

 2013  г. - 72 817,7 тыс. рублей;

 2014  г. - 84 293,6 тыс. рублей;

 2015  г. - 84 293,6 тыс. рублей.
 Источники финансирования:
 средства бюджета Орловской области в размере 17 173,1 тыс. рублей;

 средства федерального бюджета в размере 361 182,2 тыс. рублей (В редакции постановления Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 512 )

В том числе по направлениям затрат
 (В редакции постановления Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 512 )

капитальные вложения - 6 672,9 тыс. рублей;

 НИОКР - 0;

 прочие расходы - 371 682,4 тыс. рублей (В редакции постановления Правительства Орловской области от 29.12.2012 N 512 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Улучшение экологической обстановки, повышение оперативности работ по обнаружению и тушению лесных пожаров;
улучшение системы наземных способов борьбы с лесными пожарами;
обеспечение охраны лесов от незаконных рубок;
улучшение санитарного состояния лесов;
снижение горимости лесов;
сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами, незаконными рубками экономике Орловской области, обеспечение сохранности лесных насаждений и природных ландшафтов;
повышение эффективности и снижение трудоемкости мероприятий за счет использования современных технических средств и материалов лесоустройства при планировании использования лесов;
улучшение санитарного состояния лесного фонда проведением рубок ухода за лесом;
удовлетворение потребности населения в древесине;
обеспечение оперативного и устойчивого управления в области многоцелевого рационального и неистощительного использования лесов, находящихся в ведении Управления лесами Орловской области;
своевременное восстановление вырубленных, погибших и поврежденных насаждений с сохранением их биологического разнообразия, восстановление коренных дубовых насаждений, обеспечение работ по лесовосстановлению стандартным посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами;
обеспечение своевременного восстановления не покрытых лесом земель;
защита земель от водной и ветровой эрозии;
повышение продуктивности лесов за счет ввода молодняков в категорию хозяйственно ценных лесных насаждений;
повышение лесистости территории Орловской области;
повышение эффективности управления в области охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов, пополнение бюджетов всех уровней перечислением платежей за использование лесов на землях лесного фонда на территории Орловской области

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Леса - возобновляемый природный ресурс, требующий не просто разумного потребления, но и обеспечения научно обоснованной, долгосрочной системы охраны, защиты и воспроизводства. Вместе с тем, сложившаяся высокая степень экологической опасности на территории области предусматривает постоянное внимание к устойчивому управлению лесными экосистемами.

Леса, находящиеся в границах территории Орловской области, являются важнейшим фактором регулирования окружающей среды, речных стоков, биологического разнообразия и климата. Территория, занимаемая Орловской областью, расположена в центральной части Средне-Русской возвышенности и представляет собой приподнятую равнину, изрезанную долинами рек, оврагами и балками. По климатическим условиям область относится к лесостепной зоне. Климат региона, формирующийся под влиянием атлантических (западных) и континентальных (восточных) воздушных масс - умеренно-континентальный. В целом климатические условия области благоприятны для успешного роста и развития древесной и кустарниковой растительности.

Лесной фонд, находящийся в границах территории Орловской области по данным государственного лесного реестра на 1 января 2010 года, составляет 210,6 тыс. га. Покрытые лесом земли занимают 198,3 тыс. га, общий запас насаждений равен 29,97 млн. м3. В ведении Управления лесами Орловской области находятся 172,5 тыс. га.

Леса занимают 8,4% территории области и представлены, в основном, небольшими обособленными лесными участками. По территории области леса распределяются неравномерно. В целом в лесах области преобладают твердолиственные лесные насаждения дуба черешчатого (25% площади лесов), чистые и смешанные с кленом остролистным, ясенем обыкновенным, липой мелколистной, ильмом. Березняки и осинники представлены, соответственно, на 22,2% и 18,5% площади, покрытой лесной растительностью, сосняки и ельники - на 17,2% и 4,1%. В лесном фонде области кроме основных лесообразующих древесных пород встречаются интродуценты, к которым отнесены каштан, бархат амурский, орех маньчжурский, орех серый, псевдотсуга.

По целевому назначению леса области отнесены к защитным лесам. Основным назначением лесов в Орловской области является выполнение разнообразных природоохранных функций: рекреационные и оздоровительные (леса зеленых зон - 30% площади лесов области), почвозащитные и средообразущие (противоэрозионные леса 59%), водоохранные (нерестоохранные леса - 5%).

В последние годы накопился ряд проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся лесные богатства и от решения которых зависит дальнейшая возможность эффективного, рационального и неистощительного использования лесных ресурсов на территории Орловской области.

Использование запасов древесины в последние годы снизилось. Расчетная лесосека - ежегодный допустимый объем изъятия древесины в спелых и перестойных насаждениях, при уходе за лесами, при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений, осваивается на 25% (объем заготовки древесины в 2009 году составил 17,4 тыс. м3, в то время как в 2008 году объем заготовки составлял 20,9 тыс. м3), что негативно влияет на общее состояние лесов и качество получаемого древесного сырья. Растут запасы спелой и перестойной древесины, и, как следствие, увеличивается площадь лесного фонда, подверженная риску уничтожения пожарами и поражения вредителями и болезнями.

Высокая хозяйственная освоенность территории области при большой плотности населения (34 человека на 1 кв. км), что более чем в три раза превышает среднее значение по России, создают высокую антропогенную нагрузку на леса. Количество нарушений лесного законодательства ежегодно составляет 163 - 166 случаев. Объем самовольных порубок достигает 562 м3 в год.

Наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно у границ лесного фонда, повышает опасность возникновения пожаров в лесах. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное выжигание сухой стерни и травы на полях и лугах. В апреле-мае 2009 года ликвидировано 8 загораний в лесном фонде на площади 29,4 га, в результате чего погибло 8 га лесных насаждений, в 2010 году - 5,1 га. Причины гибели лесных насаждений представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Причины гибели лесных насаждений


Причины

Единицы измерения

Годы

2008

2009

2010

Неблагоприятные погодные условия

га

22,0

17,0

Болезни

га

3,0

2,0

Пожары

га

8,0

5,1

Площадь лесов с нарушенной и утраченной устойчивостью составляет 2942 га.

Объемы лесных культур, создаваемых в Орловской области, периодично увеличивались вплоть до 1995 года. В 70-е годы ежегодно создавалось по 0,8 тыс. га лесных культур, в 90-е годы уже по 1,9 тыс. га ежегодно и только в последние 10 лет в связи с резким сокращением объемов рубок спелых и перестойных насаждений в области, повлекшем за собой значительное уменьшение площадей фонда лесовосстановления, площади создаваемых лесных культур тоже сократились (по сравнению с предшествующим периодом в 3,4 раза).

Недостаточное финансирование селекционно-семеноводческих работ привело к тому, что сбор семян основных лесообразующих древесных пород осуществлялся на неспециализированных участках, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на качестве выращиваемого леса.

В рамках реализации Киотского протокола на территории области в 2008 году посажено 504,7 га углерододепонирущих насаждений, которым необходим агротехнический уход, дополнение и проведение профилактических противопожарных мероприятий.

Для решения указанных выше проблем с учетом причин их возникновения необходима разработка комплексной, долгосрочной областной целевой программы "Охрана, защита и воспроизводство лесов Орловской области на 2011-2015 годы".

При разработке Программы учитывались основные положения Лесного плана Орловской области и лесохозяйственных регламентов лесничеств.

Проблемы, препятствующие своевременному воспроизводству лесов, лесоразведению наиболее эффективными способами, увеличению продуктивности лесов, улучшению их породного состава и качества, организации рационального использования участков лесного фонда, поддержанию оптимальной лесистости области, повышению оперативности работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, улучшению системы наземных способов борьбы с лесными пожарами, обеспечению охраны лесов от незаконных рубок, носят комплексный характер и не могут быть решены на уровне только Управления лесами Орловской области. Их устранение требует значительных ресурсов и согласованности действий органов исполнительной государственной власти. Учитывая необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в связи с затратностью большинства планируемых лесохозяйственных мероприятий и продолжительностью сроков их реализации необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.

К возможным внешним факторам, которые могут негативно повлиять на реализацию Программы, относятся:

отсутствие финансирования либо неполное финансирование из различных источников, предусмотренных Программой, в том числе из областного бюджета;

влияние природных факторов: засухи, продолжительные осадки в весенне-летний период.

Необходимость решения проблем программными методами обусловлена соответствием целей, задач и направлений предлагаемой к разработке Программы целям, задачам и направлениям Лесного кодекса Российской Федерации. С принятием Лесного кодекса Российской Федерации изменилась структура управления лесным хозяйством. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах переданных им полномочий, определенных в соответствии со статьями 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

II. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, целевые индикаторы и показатели


Целями планируемой Программы являются:

1) организация и обеспечение охраны лесов от пожаров;

2) организация неистощительного использования лесов;

3) организация и обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней;

4) воспроизводство лесов Орловской области;

5) повышение продуктивности лесов Орловской области.

Для достижения каждой из поставленных целей необходимо решить ряд первоочередных задач:

1. Противопожарное обустройство лесного фонда.

Для решения данной задачи необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и предупреждение распространения лесных пожаров, в том числе:

организация охраны лесов от пожаров;

создание противопожарных барьеров и минерализованных полос;

своевременный уход за противопожарными барьерами,

минерализованными полосами;

ремонт дорог противопожарного назначения;

приобретение противопожарного оборудования.

Целевыми индикаторами решения поставленной задачи и достижения цели обеспечения охраны лесов от пожаров являются: обнаружение и оперативное тушение лесных пожаров в день возгораний; предупреждение распространения пожаров и их локализация при возникновении; повышение скорости и оперативности доставки сил и средств пожаротушения к местам возникновения возгораний. Способ сбора информации - статистическая отчетность. Методика расчета: отношение количества обнаруженных и успешно ликвидированных возгораний к общему количеству пожаров; отношение фактически выполненного объема создания минерализованных полос к ежегодно планируемому.

2. Проведение обследования состояния лесного фонда.

Для решения данной задачи необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокой достоверности данных лесоустройства в пределах заданных нормативов точности определения качественных и количественных характеристик земель лесного фонда и лесных ресурсов, как основы для расчета арендной платы за пользование лесным фондом, организации рационального и неистощительного лесопользования, экономически выгодного производителям и потребителям лесной продукции и соответствующего интересам Орловской области, в том числе:

проведение лесоустройства;

проведение отвода лесосек под рубки промежуточного пользования;

обеспечение и организация контроля использования лесов.

Целевыми индикаторами решения поставленной задачи и достижения цели организации неистощительного использования лесов являются: процент рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытой лесной растительностью площади; обеспечение оперативного и устойчивого управления в области многоцелевого, рационального использования лесов Орловской области; соотношение стоимости 1 м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины; удельная площадь земель лесного фонда, на которой организована система охраны, защиты, воспроизводства и неистощительного использования лесов. Способ сбора информации - статистические данные. .

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»