Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2010 года N 339

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

{Утратило силу:
постановление Правительства Орловской области от 26.02.2013 N 58; НГР: RU57000201300086}

В целях эффективного противодействия коррупции в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "О противодействии коррупции в Орловской области на 2011-2015 годы".

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "О противодействии коррупции в Орловской области на 2011-2015 годы".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора и Председателя Правительства области -руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области И. Ю. Гармаш.

Председатель Правительства

Орловской области

А.П.Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 28 сентября 2010 г. N 339

Долгосрочная областная целевая программа "О противодействии коррупции в Орловской области на 201 1-2015 годы"

Орловская область, 2010 г.

Паспорт долгосрочной областной целевой программы


Наименование программы

"О противодействии коррупции в Орловской области на 201 1 - 2015 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Орловской области от 19 июля 2010 года N 265-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчики Программы

Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области

Руководитель Программы

Заместитель Губернатора и Председателя Правительства Орловской области - руководитель Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Заместитель руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области - начальник управления региональной политики, государственной гражданской службы и кадров Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области

Цели и задачи Программы

Цель - снижение уровня коррупции при исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям. Задачи:
 1. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области.
 2. Снижение возможностей и повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц.
 3. Мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики.
 4. Создание условий для снижения правового нигилизма населения, формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции.
 5. Обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

1. Количество принятых нормативных правовых актов Орловской области в сфере противодействия коррупции.
 2. Количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых антикоррупционных программ.
 3. Количество государственных гражданских служащих Орловской области, получивших дополнительное профессиональное образование по антикоррупционной тематике.
 4. Количество обращений граждан и организаций в органы государе)венной власти Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих Орловской области.
 5. Количество обращений граждан и организаций в органы местного самоуправления Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих Орловской области.
 6. Количество проведенных мониторингов коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики.
 7. Количество информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных в областных средствах массовой информации.
 8. Количество информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных в печатных средствах массовой информации муниципальных образований Орловской области.
 9. Количество информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных на официальных интернет-сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области.
 10. Количество разработанных и принятых образовательно-просветительских программ для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений по вопросам предупреждения коррупции.
 11. Количество заседаний Координационного совета по противодействию коррупции в Орловской области.
 12. Количество созданных при органах местного самоуправления Орловской области координационных советов по противодействию  коррупции, общественных советов

Сроки реализации Программы

2011-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общая потребность в финансовых средствах из областного бюджета - 2050 тыс.рублей, в том числе по годам:
 2011 год - 270 тыс. рублей;

 2012 год - 290 тыс. рублей;

 2013 год - 410 тыс. рублей;

 2014 год - 480 тыс. рублей;

 2015 год - 600 тыс. рублей,
 в том числе по направлениям затрат: капитальные вложения - 0;

 НИОКР - 0;

 прочие нужды - 2050 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
 развитие механизмов и расширение институциональной базы противодействия коррупции в Орловской области;

 минимизация возможностей для возникновения коррупционных проявлений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области;

 формирование информационной базы о состоянии и тенденциях динамики коррупционных факторов и коррупционных проявлений на территории Орловской области, позволяющей повысить объективность и обоснованность решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области;

 укрепление доверия граждан к деятельности органов власти Орловской области, усиление негативного отношения общественности к коррупционным проявлениям;

 привлечение гражданского общества, средств массовой информации к реализации государственной политики по противодействию коррупции.
 Показатели социально-экономической
 эффективности:
 рост количества принятых нормативных правовых актов Орловской области в сфере противодействия коррупции - до 15 актов;

 роет количества утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых антикоррупционных программ до 27 программ;

 рост числа государственных гражданских служащих Орловской области, получивших дополнительное профессиональное образование по антикоррупционной тематике - до 50 человек ежегодно;

 рост количества обращений граждан и организаций в органы государственной власти Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих Орловской области - до 5 обращений в год;

 рост количества обращении граждан и организации в органы местного самоуправления Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих Орловской области - до 5 обращений в год;

 рост количества проведенных мониторингов коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики - до 1 мониторинга в год;

 рост количества информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных в областных средствах массовой информации - до 45 единиц в год;

 рост количества информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных в печатных средствах массовой информации муниципальных образований Орловской области - до 15 единиц в год в одном муниципальном районе (городском округе) Орловской области;

 рост количества информационно-аналитических материалов антикоррупционной направленности, размещенных на официальных интернет-сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области  до 50 единиц ежегодно;

 рост количества разработанных и принятых образовательно-просветительских программ для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов средних специальных и высших учебных заведений по вопросам предупреждения коррупции -до 5 программ;

 рост количества заседаний Координационного совета по противодействию коррупции в Орловской области - до 4 заседаний в год;

 рост количества созданных при органах местного самоуправления Орловской области координационных советов по противодействию коррупции, общественных советов - до 27 единиц.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью. Рост коррупции в России - один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге страны.

По материалам Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященным коррупции в российском обществе, в 2008 году 74 % россиян отмечали "высокую" или "очень высокую" степень распространения коррупции в обществе (30% - "очень высокая", 44% - "высокая"). Только 19 % респондентов посчитали ее "средней", лишь 1 % - "низкой" и никто не сказал, что коррупции нет совсем.

По мнению большинства экспертов, среди ветвей власти в России самой коррумпированной является исполнительная власть (по данным Фонда ИНДЕМ - 95 %), так как именно ее должностные лица наделены правом принимать решения по самым разнообразным управленческим вопросам.

Наиболее коррумпированные сферы: жилищно-коммунальная, здравоохранение, образование, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы, военкоматы, суды.

Наиболее распространенные ситуации, в которых рядовой гражданин чаще всего даст взятку: сбор штрафов и иных платежей; выдача разрешений на занятие различными видами деятельности; разрешение на строительство и наделение земельными участками; "контроль" со стороны государственных служб, от которого в основном страдает малый бизнес.

Одной из сфер, требующих постоянного внедрения и совершенствования антикоррупционных правовых средств, является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1 % ВВП из-за коррупции в сфере размещения государственного заказа. Это ведет к увеличению бюджетных расходов и, как следствие, нарастанию социальной напряженности, недостатку государственных инвестиций и прочим негативным факторам.

Необходимость решения проблемы высокого уровня коррупции в Российской Федерации сегодня является одним из приоритетов государственной политики, что подтверждается её включением в основополагающие директивные программные документы.

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года констатируется, что действие структурных ограничений социально-экономического развития нашей страны усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, к числу которых отнесены высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции. Там же определено, что одним из принципов перехода к инновационному социально ориентированному развитию государства в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности должно стать снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции. Подтверждением первостепенное указанной проблемы является и то, что согласно данной Концепции уже на первом этапе инновационного развития российской экономики в 2008 - 2012 годах в числе приоритетов социальной и экономической политики названо создание эффективного государства, снижение уровня коррупции.

Данный тезис уже получил свою всестороннюю конкретизацию на высшем уровне. Так, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев при формулировании принципов новой политической стратегии в своей статье "Россия, вперёд!" на второе место среди основных проблем, подлежащих обязательному разрешению, отнес "Вековую коррупцию, с незапамятных времен истощавшую Россию. И до сих пор разъедающую её по причине чрезмерного присутствия государства во всех сколь-либо заметных сферах экономической и иной общественной деятельности". В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 13 ноября 2009 года Д. Л. Медведев, говоря о приоритетах укрепления демократических институтов па региональном уровне, прямо отметил: "Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества".

31 июля 2008 года Президентом Российской Федерации утвержден Национальный план противодействия коррупции, в котором констатируется, что в Российской Федерации в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Серьезный антикоррупционный потенциал заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, а также в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы государственной службы.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

В указанном Плане были предусмотрены меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению, а также первоочередные меры по его реализации.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" впервые на законодательном уровне определено понятие коррупции, установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том числе, основы деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции.

Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, определяющая основные направления государственной политики в области противодействия коррупции, а также изложен в новой редакции Национальный план противодействия коррупции, обеспечивающий наиболее эффективную реализацию указанной Стратегии.

Государственные приоритеты в области противодействия коррупции получили свое развитие и конкретизацию применительно к региональному уровню в директивных документах программного характера Орловской области. В частности, в Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года по результатам SWOT-анализа правоохранительной деятельности и выбора стратегий развития Орловской области на базе соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами в качестве одной из стратегических целей определено противодействие коррупции. Достижение указанного целевого приоритета предлагается за счет реализации совокупности следующих задач:

улучшение координации взаимодействия органов исполнительной власти Орловской области, местного самоуправления с правоохранительными, правоприменительными и контролирующими органами;

снижение уровня преступности на территории области;

вовлечение общественности в предупреждение правонарушений;

организация пропаганды здорового образа жизни, правового и патриотического воспитания населения.

Орловским областным Советом народных депутатов принят Закон Орловской области от 10 апреля 2009 года N 893-ОЗ "О противодействии коррупции в Орловской области", который направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, общественных интересов, обеспечение надлежащей работы государственных органов области путем проведения последовательной и системной деятельности, связанной с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.

В целях создания институциональной основы для координации взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления в сфере борьбы в коррупцией указом Губернатора Орловской области от 9 марта 2010 года N 60 "О мерах по противодействию коррупции в Орловской области" утвержден состав и положение о Координационном совете по противодействию коррупции в Орловской области. Указом Губернатора Орловской области от 18 августа 2010 года N 233 в него внесены изменения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".

В целях обеспечения эффективной и системной реализации антикоррупционных мер постановлением Правительства Орловской области от 21 октября 2009 года N 206 утвержден План мероприятий по противодействию коррупции в деятельности органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области на второе полугодие 2009 года и 2010 год. Постановлением Правительства Орловской области от 18 августа 2010 года N 308 указанный план изложен в новой редакции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции. Локальные планы мероприятий (программы) по противодействию коррупции утверждены во всех органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, а также городских округах и муниципальных районах области.

В соответствии с нормами областного законодательства органами исполнительной государственной власти специальной компетенции области реализуется комплекс мероприятий но противодействию коррупции.

Также определенную работу в сфере противодействия коррупции проводят органы прокуратуры, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны правопорядка.

По состоянию на 1 января 2010 года правоохранительными органами Орловской области возбуждено 220 уголовных дел по фактам преступлений коррупционной направленности (глава 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)). В общем количестве данных преступлений 128 возбуждено по статье 292 УК РФ "Служебный подлог", 12 - по статье 285 УК РФ "Злоупотребление служебными полномочиями", 21 - по статье 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий", 52 - но фактам взяточничества. Направлено в суд 114 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 48 лиц. Судами с вынесением приговоров рассмотрено 32 уголовных дела. Среди выявленных фактов взяточничества 27 - связаны с получением и 25-е дачей взятки. Окончено расследование по 48 уголовным делам данной категории, 34 - направлено в суд. Выявлено 45 лиц, совершивших данные преступления. Из общего количества преступлений, предусмотренных статьями 290 УК РФ "Получение взятки" и 291 УК РФ "Дача взятки", 24 - совершено в органах государственной власти и управления, 22 - сфере здравоохранения, 4 - в сфере образования, 2 - в производственной сфере.

По состоянию на 1 августа 2010 года правоохранительными органами Орловской области возбуждено 179 уголовных дел по фактам преступлений коррупционной направленности. В общем количестве данных преступлений125 возбуждено по статье 292 УК РФ "Служебный подлог", 5 - по статье 285 УК РФ "Злоупотребление служебными полномочиями", 9 - по статье 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий", 39 — по фактам взяточничества. Окончено расследованием 118 уголовных дел, из них 74 направлено в суд. Выявлено 75 лиц, совершивших данные преступления. Среди выявленных фактов взяточничества 17 связаны с получением и 22 - с дачей взятки. Окончено расследование по 28 уголовным делам по фактам взяточничества, из них 23 направлено в суд. Выявлено 26 лиц, совершивших данные преступления. Из общего количества преступлений, предусмотренных статьями 290, 291 УК РФ, 18 - совершено в органах государственной власти и управления, 5 - в сфере здравоохранения, 16 — в сфере образования.

За 7 месяцев 2010 года на территории Орловской области выявлено 15 преступлений, связанных с банкротством предприятий (аналогичный период прошлого года 13), из них 6 но статье 195 УК РФ "Неправомерные действия при банкротстве", 9 - по статье 196 УК РФ "Преднамеренное банкротство". Окончено расследованием 10 уголовных дел, выявлено 8 лиц, совершивших данные преступления. Размер причиненного материального ущерба составил 22 805 тыс. рублей. Ущерб возмещен в полном объеме.

Однако, несмотря на имеющиеся положительные результаты, следует отметить важность и актуальность средне- и долгосрочного планирования взаимодействия всех участников антикоррупционной деятельности. До настоящего времени в Орловской области отсутствует единый нормативно утвержденный документ, увязывающий воедино цели, задачи, действия всех участников деятельности по противодействию коррупции на территории региона с конкретными объемами необходимых ресурсов и показателями результативности данной работы.

Таким образом, существует нерешенная социально-экономическая проблема Орловской области - наличие коррупционных проявлений в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области.

Возможны следующие варианты решения проблем, возникающих в процессе антикоррупционной деятельности:

1. Решение проблем по мере их появления, оперативное рассмотрение появляющихся проблем и быстрое реагирование на них.

Данный вариант решения проблем не может принести высокие результаты, поскольку потенциально не позволит оперативно реагировать на достаточно долгое время формирующиеся схемы коррупционных правонарушений. В этом случае затраты на противодействие коррупции будут непрогнозируемы и использование государственных средств окажется менее эффективным, чем при заранее спланированных расходах на конкретные мероприятия.

2. Привлечение к решению проблем противодействия коррупции в органах государственной власти Орловской области профессиональных российских и международных аутсорсинговых и управляющих компаний.

Указанный вариант способен принести высокие результаты. Кроме того, он не требует наличия профессиональных кадров управленцев в региональных и местных администрациях и предполагает деятельность по выводу государственных услуг (как основы для коррупционных правонарушений) на аутсорсинг. Однако стоимость реализации такого способа управления не приемлема для большинства российских регионов, в том числе и для Орловской области, не имеющих весомых бюджетов на указанные цели.

Системное предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений в органах государственной исполнительной власти возможно только при наличии комплексного планового подхода, поэтому противодействие коррупции наиболее эффективно может осуществляться в рамках долгосрочной областной целевой программы.

В связи с вышеизложенным, разработка и принятие долгосрочной областной целевой программы по противодействию коррупции на территории Орловской области является настоятельной необходимостью.

2. Цели и задачи планируемой Программы, целевые индикаторы и показатели, сроки и этапы решения проблемы


Основная цель Программы - снижение уровня коррупции при исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления Орловской области государственных и муниципальных функций и предоставлении государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

совершенствование нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции па территории Орловской области (целевые индикаторы - количество принятых нормативных правовых актов Орловской области в сфере противодействия коррупции; количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых антикоррупционных программ);

снижение возможностей и повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц (целевые индикаторы - количество государственных гражданских служащих Орловской области, получивших дополнительное профессиональное образование по антикоррупционной тематике; количество обращений граждан и организаций в органы государственной власти Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны государственных гражданских служащих Орловской области; количество обращений граждан и организаций в органы местного самоуправления Орловской области по вопросам коррупционных проявлений со стороны муниципальных служащих Орловской области);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»